Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (225) | 17 марта 2008г.
 

Необязательный свидетель

Неявками в суд Александр Милеев затягивает вынесение приговора Николаю Мазалову

Игорь Караулов

7 марта бывший генеральный директор ликеро-водочного комбината «Родник» Николай МАЗАЛОВ был доставлен с сердечным приступом в самарский кардиоцентр. По этой причине слушание дела в суде Железнодорожного р-на, в котором Мазалов фигурирует в качестве обвиняемого, отложено на неопределенный срок. Свидетелем в деле Мазалова проходит депутат СГД Александр МИЛЕЕВ (на фото), однако, по словам обвинения, он неоднократно не являлся в суд без причины. Не исключено, что на самочувствие главного обвиняемого мог оказать влияние в том числе и фактор затягивания дела.

Попал под следствие

В начале марта суд Железнодорожного р-на Самары должен был продолжить слушания по уголовному делу, обвиняемым в котором значится экс-директор самарского ликеро-водочного комбината «Родник» Николай Мазалов. Ему вменяют две статьи уголовного кодекса: мошенничество и злоупотребление служебным положением. В качестве одного из свидетелей по данному делу проходит депутат Самарской губернской думы (СГД) Александр Милеев.

Согласно обвинительному заключению, которое было предъявлено Николаю Мазалову в октябре прошлого года, он якобы совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества с использованием своего служебного положения в особо крупном размере. В деле фигурирует ООО СП «Самара», которое было создано на базе «Родника» еще в 1990 г. и занималось исключительно экспортом продукции комбината «Родник». Практически весь уставный капитал данной фирмы принадлежал Мазалову и его семье. Позже директор «Родника» продал долю из 75% в СП предпринимателю Вадиму Кибардину, который на тот момент работал в холдинге «Активный капитал». После смены собственника СП Мазалова с руководящего поста уволили, однако через некоторое время он обратился в суд, чтобы взыскать 10 млн. р. с бывшего своего предприятия. Эти деньги, по словам Мазалова, он занимал, чтобы пустить их на развитие предприятия.

Несмотря на долгие судебные разбирательства, Николаю Мазалову удалось добиться через судебные инстанции признания того, что ему должны возвратить вложенные в СП деньги. Тем более что ООО СП «Самара» он продал именно на этих условиях. По всей видимости, новым менеджерам предприятия не хотелось терять 10 млн. р. даже несмотря на судебное решение, и через некоторое время в отношении самого Николая Мазалова следственным управлением при УВД по г. о. Самара было возбуждено уголовное дело, в котором самой тяжелой можно считать статью «мошенничество».

Примечательно, что в качестве свидетелей проходят лица, которым, видимо, в данный момент не очень хочется, чтобы о их прежней коммерческой деятельности сегодня начали говорить. Одним из них является депутат СГД Александр Милеев, в свое время немало поработавший и поборовшийся за контроль над комбинатом «Родник».

Злополучный вексель

Из материалов обвинительного заключения следует, что Николай Мазалов (на фото), являвшийся на тот момент генеральным директором ООО СП «Самара», якобы мог иметь умысел на хищение денежных средств, принадлежавших предприятию. Для этого, как следует из текста обвинительного заключения, он «изготовил и выписал простой вексель на сумму 6 200 000 р. со сроком платежа 01.06.05 в адрес общества с ограниченной ответственностью «Вега-2002». Однако у самого СП с фирмой «Вега-2002» не было не только совместной финансово-хозяйственной деятельности, но и никаких договорных отношений. В декабре 2004 г. Мазалов, имеющий право без доверенности действовать от имени общества ООО СП «Самара», подписал указанный вексель. То же самое он якобы потребовал сделать от главного бухгалтера общества и не регистрировать вексель по бухучету. Далее, согласно материалам дела, Мазалов, якобы опасаясь разоблачения своих намерений, передал изготовленный вексель неустановленному лицу, действующему от имени директора ООО «Вега-2002».

По версии следствия, Мазалов мог опасаться того, что указанная фирма является юридическим лицом, не осуществляющим какой-либо деятельности и не имеющим реальных органов управления. Соответственно векселедатель может возражать по факту обоснованности выдачи векселя только против первого векселедержателя, а возражения против последующих могут быть высказаны только если удастся доказать их недобросовестность. В самом деле, время от времени всплывают лица, которые по неизвестной причине следствием так и не были установлены. Именно одно из этих лиц, согласно отведенной ему роли, представившись директором ООО «Вега-2002» Искендеровым О.М., в офисе ООО «Инвестфонд» предъявило учредителю указанной организации выписанный в пользу ООО «Вега-2002» вексель на сумму 6200000 р. Учредителю было предложено заключить договор уступки долга, что и было сделано. На векселе была оформлена передаточная надпись от имени ООО «Вега-2002», а для Инвестфонда были созданы внешние признаки добросовестности приобретения этого векселя, а также появились основания для исключения возможности ООО СП «Самара» в рамках арбитражного судопроизводства доказать недобросовестность ООО «Инвестфонд».

Далее следует, что Инвестфонд как добросовестный приобретатель векселя предъявил его к оплате в срок до окончания погашения выплаты в ООО СП «Самара», а именно генеральному директору Мазалову.

Директор его оплачивать отказался. Спустя какое-то время векселедержатели вновь предъявили его к оплате, и СП «Самара» оплатило 1,25 млн. р., переведя их на расчетный счет ООО «Инвестфонд». Позже в ноябре 2005 г. арбитражный суд Самарской обл. взыскал с ООО СП «Самара» в пользу ООО «Инвестфонд» 4,994 млн. р., но на тот момент Мазалов уже не работал в СП «Самара». Тем не менее причинение ущерба в особо крупном размере на сумму 6 200 000 р. было предъявлено именно ему.

Пошел в отказ

В качестве свидетеля по данному уголовному делу следователь допрашивал Александра Милеева. Он говорил, что знает Николая Мазалова примерно с 1997 г. и поддерживал с ним деловые отношения. У ОАО «Родник», которое к тому времени уже возглавлял Милеев, и ООО СП «Самара» были финансово-хозяйственные отношения. В частности, «Родник» поставлял в ООО СП «Самара» спирт и приобретал у СП колпачок для стеклотары. Правда, какое отношение это имеет к векселю — непонятно.

Дальнейшие показания Александра Милеева следователю довольно сбивчивы. В частности, он отрицал какую-либо причастность к большинству фирм, фигурирующих в деле. Причем показания Милеева рождают больше вопросов, чем ответов. По мнению экспертов «Хронографа», сомнительно, чтобы Милеев с момента, когда он занял пост гендиректора «Родника», ничего неслышал о перечисленных фирмах. Тем более что к некоторым из них он имел весьма определенное отношение. Например, фирма «РСП-Мико» ему попросту не может быть незнакома. Аббревиатура «МИКО» расшифровывается как «Милеев и Копылов» — один из бывших партнеров по бизнесу депутата губдумы. Кроме того, удивительно, что Милеев внезапно «забыл» о существовании Инвестфонда, т.к. данное общество было аффилировано именно его структурам.

Слова Милеева опровергает Виктор Угрюмов, который работает в ООО СП «Самара» практически с момента его создания. В 2003 г., после увольнения Мазалова с должности гендиректора ОАО «Родник», на нее был назначен Милеев. До этого им был создан ряд предприятий, имевших наименование «Мико» и занимавшихся реализацией алкогольной продукции. Так, в 2003 г. был заключен дистрибьюторский договор между ООО СП «Самара» и ООО РСП «Мико». По этому договору СП «Самара» обязалось поставлять алкогольную продукцию в адрес ООО РСП «Мико», а последнее обязывалось проводить реализацию продукции и рассчитываться с ООО СП «Самара». Директором в «Мико» являлся Александр Глазецкий, который рассчитывался за полученную от ООО СП «Самара» продукцию до середины 2005 г. Далее «Мико» перестало производить какие-либо платежи, и их задолженность составила более 3,5 млн. р.

Кстати, сам Милеев свое знакомство с Глазецким также отрицает. По словам Угрюмова, в 2005 г. СП «Самара» обратилось в арбитражный суд с иском на 3,5 млн. к ООО РСП «Мико». Любопытно, что при рассмотрении дела от ООО РСП «Мико» было представлено в суд письмо, якобы подписанное 5 июля 2005 г. генеральным директором Мазаловым, в котором он просил перечислить всю сумму задолженности на счет ООО «Триумф». Были также представлены платежные поручения ООО РСП «Мико» о перечислении денежных средств на счет ООО «Триумф». Сам Мазалов заявлял, что подобных писем он попросту не мог подписывать. Николай Мазалов себя виновным не признал и от дачи показаний в качестве обвиняемого отказался, но был допрошен в качестве подозреваемого.

Первые судебные слушания в суде Железнодорожного р-на Самары начались в декабре 2007 г., они же стали и последними, т.к. Александр Милеев, несмотря на многочисленные вызовы и повестки, в суд попросту не являлся. 10 дней назад Николай Мазалов был доставлен в больницу с сердечным приступом. В связи с этим судья Елена Демина затрудняется сказать, на какой срок будут назначены ближайшие слушания.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Из показаний Николая Мазалова:

— Вексель на сумму 6,2 млн. р. был представлен мне лично Милеевым для приобретения стеклотары совместно с комбинатом «Родник» в больших объемах, за счет чего цена за бутылку была бы значительно ниже. Вексель был подписан и передан на хранение заместителю по экономике Угрюмову с указанием не проводить его по бухгалтерскому балансу, пока не будет подписан договор по поставке стеклотары. О том, чтобы вексель не проводить по бухгалтерии, знала бухгалтер. В апреле-мае 2005 г. Милеев привез мне договор с ООО «Вега-2002» уже на сумму 9, 75 млн. р., но я его подписывать не стал. Я навел справки по фирме «Вега-2002» и выяснил, что директора этой фирмы Искендерова нет в живых и никаких платежей по этой фирме не проводилось. Кроме того, мне известно, что эта фирма является обналичивающей фирмой Милеева.

***

Из показаний Александра Милеева:

— Лично я не имею к ООО «РСП-Мико» никакого отношения. Каких-либо указаний по организации работы ООО «РСП-Мико» не давал. Название фирмы ООО «Вега-2002» мне незнакомо. Лично я никакого отношения к этой фирме не имею. Сказать точно, знакомо ли мне название фирмы ООО «Инвестфонд», не могу, так как не помню. Лично я к этой фирме никакого отношения не имею. Искендерова не знаю и никаких отношений с ним не имел и не имею.