Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (714) | 24 июня 2019г.
 

Зачем Игнатьеву педагог

Если администрация Жигулевска сменила структуру

Павел Соколов

4 июня постановлением Самарской губернской думы (СГД) №93 бывший глава г.о. Жигулевск (2013-2018 гг.) Владимир КЛАССЕН был награжден почетным знаком СГД «За заслуги в законотворчестве». Разговоры о заслугах Классена в этой сфере мало кого интересуют, чего не скажешь о его официальной должности, которая прозвучала в наградном постановлении СГД №93. Теперь он директор по корпоративным связям и персоналу ЗАО «Группа компаний АКОМ» (ГК АКОМ). Несколькими днями ранее произошло событие, которое способно заставить президента ЗАО «ГК АКОМ» Николая ИГНАТЬЕВА (на фото) серьезно задуматься о целесообразности приема Классена на работу.

Награда к юбилею

Медийная ценность постановления СГД №93 от 4 июня не в указании того, чем и за что вдруг решили наградить отставного чиновника Владимира Классена, а в официальном оглашении его нынешней должности. Теперь Классен в составе круга топ-менеджеров Николая Игнатьева, создателя ГК АКОМ и ее бессменного президента. Из постановления СГД №93 стало известно, что Игнатьев пригласил Классена на должность директора по корпоративным связям и персоналу ЗАО «ГК АКОМ». Вполне возможно, что штатная единица с легкой руки Ингатьева была специально создана под Классена. Вопрос: за какие заслуги? Не за законотворчество же, полномочии на которое у главы органа муниципальной власти нет. Конституцией РФ это не предусмотрено (см. «Хронограф» №19 (712) от 10.06.19). Поэтому вопрос о том, кого и за какие действия депутаты СГД награждают «за заслуги в законотворчестве», еще много лет будет оставаться открытым, а мотивы их решений крайне сомнительными (см. «Хронограф» №18 (462) от 3.06.13). Что касается Классена, то награду ему дали в качестве подарка к 55-летию, которое он в соответствии с календарем дат отмечает в нынешний понедельник (24 июня). Награда от СГД считается государственной. Соответственно, она обеспечит Классена очень серьезной надбавкой к будущей пенсии.

Игнатьев известен своей аскетичной прагматичностью и высочайшей рациональностью. Эти и другие не менее серьезные качества помогли ему создать крупнейшую в своей отрасли на постсоветском пространстве компанию в довольно экстремальных условиях. На этом фоне решение Игнатьева в пользу Классена удивляет.

24 июня Владимиру Классенну исполнится 55 лет. Все эти годы он был крайне далек от промышленного производства. После окончания вуза распределение занесло его в Жигулевск, начинал он учителем истории. Вскоре стал директором жигулевской школы №10. К 1998 г. попал в поле зрения мэра г. Жигулевска (1992-2008 гг.), в прошлом комсорга с большим местным опытом Сергея Балахонова, уже в тот момент становившегося полноценным публичным хозяином города. Существовал к тому моменту в Жигулевске и образ непубличного хозяина в лице Владимира Батайкина. Однако, как вспоминают очевидцы тех времен, сила их заключалась в том, что оба научились, образно говоря, дополнять друг друга.

Вполне логично, что при таком симбиозе возник запрос на управленца, воспитанного в совершенно других условиях. 34-летнему педагогу-директору Владимиру Классену «в приказном порядке» предложили возглавить департамент образования Жигулевска, а буквально через шесть лет Классен стал первым заместителем мэра города.

Балахонов поручил ему курировать образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культуру Жигулевска. С 2008 по 2013 г. Классен — заместитель министра образования и науки Самарской обл. — руководитель департамента по реализации образовательных программ и науки, надзору и контролю в сфере образования. С 2013 г. — глава г.о. Жигулевск. И вдруг топ-менеджер одной из ведущих электротехнических компаний. Явно Игнатьев знает о способностях Классена нечто такое, что скрыто от взглядов других.

Педагог в авторитете

По итогам 2007 г. команда Госкорпорации «Ростех» взяла полный контроль над руководством Самарской обл. Балахонов не сумел вписаться в новые правила. Как, впрочем, и его коллеги по Самаре (мэр 2006-2010 гг. Виктор Тархов) и Тольятти (мэр 2000-2008 гг. Николай Уткин). 2 марта 2008 г. Ростех путем всенародного голосования провел на пост мэра г.о. Тольятти полностью зависимого Анатолия Пушкова. Следующим должен был стать Жигулевск. Сообразительный Балахонов, в отличие от Уткина, не стал испытывать судьбу, а потому сразу после 8 Марта общественность узнала о досрочной отставке Балахонова. Выборы были намечены на 8 июня 2008 г.

И.о. мэра г.о. Жигулевск в этот период был назначен Классен. Столь детальное напоминание о событиях первой половины 2008 г. важно для дальнейшего понимания того, как и почему Классен стал для традиционных жигулевских элит «вторым Балахоновым».

В период с 8 марта по 8 июня 2008 г. в Жигулевске при полном кураторстве и.о. мэра г.о. Жигулевск Классене удалось начать и завершить т.н. реформу отрасли ЖКХ. В течение апреля 2008 г. в Жигулевске путем публичных процедур сумели мгновенно распределить весь жилфонд между несколькими частными лицами. Все стокхолдеры новоявленных частных управляющих компаний оказались авторитетами Жигулевска. По сути, эту процедуру можно было считать неким актом посвящения гуманитария Классена в реальную «команду Балахонова». В результате столь грамотно и стремительно проведенной операции у пришедшего по итогам выборов 8 июня 2008 г. на пост мэра Жигулевска Александра Курылина практически не оказалось серьезных рычагов воздействия на теперь уже частный рынок услуг в сфере ЖКХ.

Курылин миндальничать не стал. Имея за плечами серьезный опыт торговли автомобилями в Тольятти и поддержку со стороны кураторов Ростеха, он устроил в Жигулевске тотальную реформу всей местной власти. Однако балахоновцам повезло. В 2012 г. они дождались появления во главе Самарской обл. Николая Меркушкина, управленца, которому было поручено на дух не переносить все ростеховское в регионе. Многие в Жигулевске до сих пор помнят, как Меркушкин буквально с первых дней принялся неистово уничтожать мэра Жигулевска Курылина.

В июне 2013 г. местные элиты с воодушевлением встретили Классена в качестве нового главы г.о. Жигулевска (в мае 2013 г. в Устав г.о. Жигулевск были внесены изменения, после чего высшим должностным лицом исполнительного органа муниципальной власти стал глава городского округа, а не мэр. – Прим. ред.). Причем произошло это настолько беспардонно, что никто в Думе г.о. Жигулевска V созыва (2010-2015 гг.) и не вспомнил о том, что полномочия участвовать в назначении нового главы г.о. Жигулевска возникнут только у депутатов будущего — VI созыва (2015-2020 гг.).

При главе г.о. Жигулевск Классене семья Балахонова вновь обрела негласный режим благоприятствования при приватизации приглянувшихся объектов муниципальной собственности (см. «Хронограф» №17 (627) от 5.06.17). Субъекты коммунальной сферы оживились и даже оказались способны начать вытеснять понаехавших при Курылине. Чего только стоил скандал лета 2013 г. с уголовным преследованием инвестора ООО УК «Стил-Лада» Юрия Сачкова (см. «Хронограф» №27 (471) от 2.09.13), решившего во времена Курылина вложить частные средства в развитие коммунальной инфраструктуры Жигулевска. При Классене чужак вылетел в миг. Подобных примеров можно привести массу, причем во всех социально важных направлениях — от ЖКХ и пассажирских перевозок до ритуальной сферы. Но при Классене везде наступил покой и стабильность.

Доверяйте реальности

Консерватор реальности — так мог бы назвать Классена любой пришедший ему на смену, если бы он считал себя настоящим технократом в режиме современных ценностей. В чем-то таким был Курылин. Сегодня найдутся и те, кто будут готовы сделать ставку на то, чтобы таковым оказался и новый глава г.о. Жигулевска Дмитрий Холин. Холин сразу повел себя иначе. Вернее, абсолютно непредсказуемо для элит, привыкших к любым административным и политическим катаклизмам.

Здесь важно обозначить тонкую грань-ориентир. Речь не о том, что Курылин хуже, а Холин в чем-то лучше или наоборот. Они разные по типажу управленца. Но от этого не менее эффективные в своих нишах. Просто Курылин в первую очередь бизнесмен, а не чиновник. Клан Балахонова это прекрасно понимал. И пытался всячески саботировать его решения путем аппаратных проволочек и исполнительных коллизий. При этом лидеры местных элит четко осознавали, что на уровне персонала среднего и нижнего звена ни один даже самый отчаянный реформатор не будет устраивать кадровых чисток. Те же балахоновцы прекрасно понимали, что Курылин в Жигулевске лишь до поры до времени: помыкается, да и вернется обратно в свой бизнес.

«Что ему искать в бедном Жигулевске?» — отличный защитный лозунг местных элит от любого залетного технократа. Но только не для Холина.

В отличие от Курылина и даже от «потомственного» чиновника Классена Холин обладает многолетним опытом аппаратной работы. Причем на уровне администрации губернатора. Это позволяет ему не только видеть все незримые мотивы и интриги местных элит, но также выстраивать стратегии, способные отбросить их на много ходов назад.

ЗАО «ГК АКОМ» Николая Игнатьева сегодня единственный в Жигулевске крупный частный инвестор, способный стать одним из системообразующих драйверов социально-экономического развития города (филиал «Жигулевская ГЭС» ПАО «Русгидро» не в счет. Центр принятия решений там в Москве. –Прим. ред.). АКОМ в Жигулевске уже более 15 лет. Чего только не пришлось пережить Игнатьеву за это время. Одни только обвинения из уст общественности в экологической угрозе стали почти нормой. Опасения роста случаев онкологических заболеваний тоже имеют место. Помимо этого, с определенной периодичностью достоянием пользователей информационного пространства становятся истории неких сотрудников о тяжелой судьбе и несправедливости.

За время присутствия в Жигулевске Николай Игнатьев, возможно, даже лучше экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф» сумел изучить правила жизни этого города и незримые возможности местных элит. Если это так, то подобного рода знание могло бы стать основным логичным объяснением тому, почему Игнатьев вдруг решил трудоустроить Классена. Далее возникает предположение, что в понимании Игнатьева Классен вполне мог бы стать каналом трансляции для поддержания благоприятных условий с властью, а где надо — по налаживанию. Это было бы вполне логично, если продолжаешь быть уверенным, что клан Балахонова в силе и все позиции в администрации г.о. Жигулевск у них по-прежнему под контролем.

Дмитрий Холин стал главой г.о. Жигулевск 13 декабря 2018 г. Балахоновцы в администрации г.о. Жигулевск сначала насторожились. Затем спустя пару месяцев зашевелились. Ближе к маю осмелели и засуетились в рамках своих традиционных забот об освоении бюджета. Отметим, к этому моменту и наградная для Классена уже оказалась в СГД на рассмотрении с дальнейшим одобрением. Можно сказать, у Игнатьева все шло, как и было задумано. Но тут случилось непредвиденное.

29 мая т.г. Дума г.о. Жигулевск с подачи главы г.о. Жигулевска Дмитрия Холина приняла решение №475 «Об утверждении новой структуры управления администрации г.о. Жигулевск». Можно сказать, первая важная для ее организаторов тактическая победа аналитической мысли главы г.о. Жигулевска Холина. Новая структура позволит радикально поменять не только весь руководящий персонал, но и провести горизонтальные ротации для персонала среднего и нижнего уровня. Например, под видом процедур повышения квалификации в целях роста показателя производительности труда. Это часть одного из 12 национальных проектов. Соответственно, в федеральном и областном бюджетах заложены средства. Почему бы Холину этим не воспользоваться? Если это произойдет, то низовое звено администрации будет успешно, образно говоря, перевербовано, а верхушка поменяет свой функционал. Плюс появятся новые механизмы прохождения вопросов и принятия по ним решений.

Приведем лишь малую часть примеров. Ранее в прямом подчинении главы г.о. Жигулевск было 10 подразделений и личных сопроводителей мыслей плюс четыре заместителя. В новой структуре у главы г.о. Жигулевск нагрузка полегче, но зато какая! Теперь в прямом подчинении главы 8 структурных подразделений и все те же четыре заместителя, правда с новыми полномочиями. При этом в структуре Холина отсутствует такое понятие, как пресс-служба. Зато среди восьми напрямую подчиняющихся главе г.о. Жигулевск структурных подразделений появилось одно с говорящим названием — режимно-секретное бюро. Несложно догадаться, что топ-менеджер ГК АКОМ Классен в случае поставленной перед ним необходимости начать решать вопросы серьезно задумается, идти ли ему в режимно-секретное бюро.

С учетом происходящего почему бы тому же Игнатеву не задуматься о пересмотре возложенных на Классена обязанностей? Может быть, просто начать искать альтернативные пути выхода на обновленную администрацию. Удавалось же ему с 2002 г. держать в Жигулевске свою нишу.