Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (660) | 19 марта 2018г.
 

Оборона Орлова

ТФОМС заподозрил СОКОД в нецелевом расходовании средств

Татьяна Федорова

13 марта арбитражное дело, возбужденное по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Самарской обл., было отправлено в суд кассационной инстанции. ТФОМС решил продолжить обжаловать результаты арбитражного спора с ГБУЗ Самарской обл. «Самарский областной клинический онкологический диспансер» (СОКОД). По результатам проверки ТФОМС требовало взыскать с СОКОД 3,89 млн р., использованных не по назначению. Главный врач ГБУЗ «СОКОД» Андрей ОРЛОВ (на фото) деньги возвращать не намерен.

На официальном уровне СОКОД принято называть ведущим медицинским учреждением региона, оказывающим помощь онкобольным. Ежегодно туда вынуждены обращаться еще и более 3 тыс. человек из регионов России. СОКОД с 2014 г. оказывает медицинскую помощь не только в системе федеральных квот, но и в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Но, судя по материалам арбитражного дела №А55-3411/2017, выделенные бюджетные средства, по подозрению ТФОМС, могли тратиться не по назначению.

15 февраля 2017 г. СОКОД обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Самарской обл. В нем он просил признать недействительным акт от 25 ноября 2016 г., подготовленный по итогам плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС. Проверку проводили специалисты ТФОМС. Они сочли, что в диспансере не корректировался план финансово-хозяйственной деятельности. Также проверяющие усмотрели признаки нецелевого использования средств ОМС в сумме 1,65 млн р., потраченных на оплату насосного оборудования. Хотя в списке нарушений присутствуют и другие сведения. «Неэффективно использовались средства в размере 343,262 тыс. р., израсходованные на оплату прочего персонала, введенного сверх положенного норматива», — говорится в материалах дела. Кроме того, проверяющие поставили под сомнение начисление заработной платы в сумме 1,88 млн р. для двух водителей транспортного отдела. По итогам проверки ТФОМС потребовал взыскать с СОКОД 3,89 млн р., использованных не по целевому назначению.

11 октября 2017 г. в первой инстанции СОКОД удалось отбиться от претензий ТФОМС. 17 января 2018 г. апелляционная инстанция также встала на сторону медицинского учреждения. Однако представители ТФОМС обратились в кассационную инстанцию.

В 2018 г. Министерство здравоохранения РФ планирует сконцентрировать свое внимание на усиление финансирования лечения онкобольных.

Об этом 16 января 2018 г. заявила министр Вероника Скворцова в ходе делового завтрака «Инвестиции в сферу общественного здравоохранения» на Гайдаровском форуме: «Развитие диагностики и лечения онкологических заболеваний станет абсолютным приоритетом здравоохранения в 2018 г.».

Министр также уточнила, что в этом году планируется расширить возможности для получения амбулаторной помощи пациентам с онкологией, в т.ч. паллиативной. Помимо этого программа госгарантий включает существенное увеличение финансирования лечения онкологии. Из этого следует, что в течение предстоящего года дополнительные вливания могут прийти и в СОКОД. Между тем проверка ТФОМС наглядно показала, как СОКОД, действующий под руководством главного врача Андрея Орлова, готов к этому.

Отзывы пациентов о работе СОКОД тоже оставляют желать лучшего. Многие пациенты жалуются на то, что им приходится простаивать в многочасовых очередях. В указанное на талоне время врач, как правило, не принимает. Журналист Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» в 2017 г. был свидетелем того, как онкобольной был вынужден провести в очереди шесть часов, прежде чем смог попасть на прием к врачу по указанному в талоне времени. Коридоры поликлиники СОКОД буквально забиты пациентами, у которых нет возможности вовремя получить консультацию. Причем многие из них проживают далеко за пределами Самары. Да и отношение со стороны врачей к пациентам, мягко говоря, вызывает недоумение. Массу высказываний о ситуации в СОКОД можно прочитать на сайте https:// prodoctorov.ru/samara/lpu/11512 -oblastnoy-onkologicheskiy-dis-panser/otzivi/.

Пациенты сообщают: «Отношение к пациентам по большей части ужасное, сегодня нужно было попасть на прием к 2 врачам в итоге с 8:30 в больнице и до 17:00... А приемы у этих врачей были не более 5 минут, все остальное время ожидание в очереди! Ну хоть иногородним идите навстречу! У таких дорога еще занимает уйму времени». Там же размещен еще ряд подобных отзывов, например: «Ужасное учреждение! У меня не хватает приличных слов, чтобы описать, что там творится!

Только вдумайтесь, в регистратуру платных услуг вам придется отстоять очередь не меньше часа! Это за ваши же деньги! Один раз я отстояла эту очередь 3 раза за день!». Свое видение ситуации на подобные высказывания представил главный врач СОКОД Андрей Орлов. В ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» он заявил: «Сайт предоставляет некорректную информацию по докторам. Размещена информация по специалистам, которые уже давно не работают в учреждении.

По вопросу проблем с очередями сообщаем следующее — пациенты помимо личного обращения в регистратуру имеют возможность осуществлять предварительную запись в электронном виде или по телефону единого Call-центра. Им же предоставляется любая справочная информация. Более того, ГБУЗ «СОКОД» принимает участие в проекте «Бережливая поликлиника», направленном на оптимизацию работы регистратуры, медработников и лабораторий учреждений для сокращения времени нахождения пациентов в очередях». Однако пока меры, описанные Андреем Орловым, не приносят ощутимых результатов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Андрей ОРЛОВ, главный врач ГБУЗ Самарской обл. «Самарский областной клинический онкологический диспансер»

- Учреждением не допускается нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств обязательного медицинского страхования, что также подтверждается постановлением Одиннадцатого апелляционного арбитражного суда от 17 января 2018 г. За 2017 г. на информационные ресурсы ГБУЗ «СОКОД» поступило 67 благодарностей и 37 жалоб. По результатам опросов и анкетирования общая удовлетворенность оказанными услугами по итогам 2017 г. составила от 92 до 95%. Индекс чистой поддержки потребителей составил 40% (минимальных значений не менее 10%), это означает, что 40% респондентов готовы рекомендовать другим людям учреждение.