Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (487) | 23 декабря 2013г.
 

Микеля переиграли

Слабым местом ТГД оказалось стремление любой ценой сохранить контроль над КСП

Илья Ширтанов

18 декабря Дума г.о. Тольятти (ТГД) утвердила проект изменений в устав города и бюджет Тольятти на 2014 г. во втором чтении. Казалось, что председатель ТГД Дмитрий МИКЕЛЬ (на фото) и мэр г.о. Тольятти Сергей АНДРЕЕВ достигли взаимопонимания. Однако режим, в котором шла подготовка к пленарному заседанию, свидетельствует, что конфронтация между мэрией Тольятти и ТГД еще далека от завершения. Между тем уже сейчас понятно, что разыгранная партия на теме принятия бюджета была необходима депутатам для сохранения влияния на Контрольно-счетную палату (КСП). Однако сегодня партия ТГД в этой игре в шаге от проигрыша.

Сюрприз для ТГД

События прошедшей недели только укрепили версию о том, что для ТГД вопрос о статусе КСП продолжает оставаться одним из самых приоритетных. Правильно организованные проверки КСП всегда гарантировали ТГД получение необходимых результатов. КСП по отношению к субъектам муниципального сектора экономики имеет такие полномочия, которые можно было бы сравнить с мечтой любого рейдера.

В случае утраты ТГД контроля над КСП смысл присутствия некоторых депутатов в думе может быть потерян. После принятых 18 декабря решений ТГД представительный орган муниципальной власти Тольятти оказался в шаге от этого.

Накопленный годами опыт позволял отдельным специалистам ТГД моделировать ситуацию, используя в качестве раздражителя наиболее острые темы. Например, отчетливо видно, что утверждение бюджета города было использовано лишь как фон для достижения нужных целей. Одна из них официальная: добиться внесения в проект бюджета расходов на исполнение наказов избирателей и поручений губернатора. Другая подковерна: из проекта бюджета на 2014 г. кураторам ТГД нужно убрать информацию о КСП как об одном из Главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Это сохранило бы для них шанс работать с КСП через ТГД.

Для достижения подковерной цели у депутатов ТГД была масса инструментов. Один из них — публичная критика решении мэрии при разработке проекта бюджета на 2014 г. Возглавляемая Сергеем Колмыковым комиссия ТГД по бюджету и экономической политике (КБЭП) на своем заседании 18 декабря, буквально за 15 минут до начала пленарного заседания ТГД по рассмотрению бюджета-2014 во втором чтении, оформила в виде официального документа претензии по отношению к первому заместителю мэра Тольятти Алексею Бузинному и руководителю департамента финансов Григорию Гильгулину. Их обвинили в предоставлении недостоверных сведений. Специалисты городской администрации показали свой «мастер-класс». За день до заседания ТГД, назначенного на 18 декабря, можно было догадаться, что мэрия основательно спутала планы депутатов. Заседание КБЭП в экстренном порядке было перенесено с 15.00 17 декабря на 9.30 18 декабря. Причем 18 декабря до традиционного начала в 10.00 пленарного заседания ТГД партия «Единая Россия» (ЕР) должна была успеть провести еще и заседание фракции ЕР в ТГД.

Работу КБЭП 18 декабря провели, не пригласив журналистов. В том же помещении, скорее всего, прошло и заседание фракции ЕР. В итоге пленарное заседание ТГД пришлось начинать с опозданием почти на 2 часа. Внимательному наблюдателю не составило труда догадаться об истинных причинах столь нетипичного поведения думского большинства.

По вопросу о бюджете-2014 участники прений начавшегося с опозданием пленарного заседания ТГД ловко избегали аббревиатуры КСП. Но из уст одного из традиционных активистов думских споров все же прозвучала фраза, которую можно было бы назвать самой важной в этих прениях. «На согласительной комиссии мы договорились, что вы поправите расходы бюджета на 2014 г. в разрезе ГРБС. Но в данном случае я вижу ту же редакцию», — возмущался 18 декабря на заседании ТГД депутат Борислав Гринблат, обращаясь к Гильгулину.

Как выяснилось, основной отличительной особенностью бюджета-2014 от бюджетов всех предыдущих периодов стало появление в списке ГРБС нового распорядителя в лице КСП. Ему был присвоен классификационный код 922 и заложены расходы на 18,2 млн р. Мэр Сергей Андреев пояснил это так: «Мы разрабатываем документы с учетом текущей ситуации. На сегодняшний день КСП — это юрлицо, и мы предусмотрели соответствующие расходы». Более всего костяк сегодняшней ТГД не желал именно этого.

Тянут на себя

Изначально контрольный орган в лице КСП был структурным подразделением думы. После избрания в марте 2012 г. на пост мэра Тольятти Сергея Андреева был поднят вопрос о выделении КСП из состава ТГД и изменении ее статуса. Мэрия видела КСП как отдельный ОМС, причем в статусе самостоятельного юридического лица. По мнению мэрии, КСП должна была наделяться соответствующими полномочиями и фигурировать в ранге самостоятельного ГРБС.

Несложно догадаться, что в случае реализации таких планов КСП теряет связь с ТГД, а сам контрольный орган фактически становится зависимым от мэрии в плане финансов. Если такая схема начнет действовать, то вполне возможно, что первым, кого проверит КСП, окажется сама дума.

Естественно, что депутаты не могли согласиться с такой формулировкой вопроса. Тем не менее 22 мая 2013 г. депутаты пошли на уступки и удовлетворили инициативу мэрии о внесении изменений и дополнений в устав Тольятти, касающихся придания КСП нового статуса.

В уставе появились записи, существенно изменившие статус КСП. Ч. 2 ст. 37.1 была изложена в следующей редакции: «Контрольно-счетная палата обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством и настоящим уставом». Ч. 9 ст. 37.1 стала читаться следующим образом: «Расходы на обеспечение деятельности контрольно-счетной палаты предусматриваются в бюджете г. о. Тольятти отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ». Казалось бы, победа мэрии. Но не все так просто.

Лояльность депутатов в мае 2013 г. можно было объяснить тем, что большинство из них в тот момент больше заботились о своем очередном избрании в ТГД на выборах в сентябре. Человеку, которому в конкретный момент что-то нужно от действующей власти лично для себя, конфликт с ней невыгоден. Тем более что накануне выборов в ТГД региональный центр недвусмысленно указывал на необходимость консолидации исполнительного и представительного органа власти для решения общегородских вопросов.

Однако опытные политики понимали, что, даже получив в мае 2013 г. независимость на бумаге, КСП сможет функционировать как юрлицо только с января 2014 г. Бюджет Тольятти 2013 г. не предусматривал финансирование КСП как отдельного ГРБС. Из этого следует, что наиболее продуманные депутаты рассчитывали, вновь избравшись в ТГД в сентябре, успеть до конца года пересмотреть статус контрольного органа.

Противостояние продолжается

8 сентябре 2013 г. ТГД VI созыва вступила в свои полномочия. Уже в октябре стало понятно, что тема контроля над КСП получила свое продолжение. При этом депутатам удалось мастерски завуалировать процесс. Наверное, далеко не многие жители Тольятти могли понять, что спор между мэрией и ТГД за принятие бюджета — это всего лишь инсценировка. Все прояснилось после того, как был озвучен проект изменений в устав Тольятти, на этот раз уже разработанный специалистами тгд.

Согласно решению думы, принятому 18 декабря, ч. 2 ст. 37.1 устава должна быть изложена в следующем виде: «КСП не обладает правами юридического лица». По мнению ТГД, должна измениться и ч. 9 этой же статьи, определяющей следующие критерии: «Финансовое обеспечение деятельности КСП осуществляется за счет средств бюджета городского округа. Порядок финансового обеспечения деятельности КСП определяется положением о КСП городского округа».

При этом депутаты учли, что данные изменения должны получить визу в министерстве юстиции, на что потребуется определенное время. В этой связи 18 декабря дополнительно было принято решение «О приостановлении действия отдельных норм устава г.о. Тольятти». Речь как раз шла о приостановке действий до 1 мая 2014 г. ч. 2 и ч. 9 ст. 37.1 функционирующего сегодня устава Тольятти (действующего на основании решения ТГД от 22.05.13). Т. е. наложить мораторий на действие КСП как самостоятельного юрлица до 1 мая 2014 г. Именно к этому моменту, по замыслу модераторов от ТГД, должен будет вступить в силу обновленный устав Тольятти, в котором КСП вновь вернется в лоно ТГД.

Однако не факт, что мэр Тольятти Сергей Андреев согласится с позицией депутатов. Документ о внесении изменении в устав является нормативно-правовым актом и принимается за двумя подписями. Факсимиле Дмитрия Микеля, скорее всего, уже стоит под решением. «Когда к нам поступит документ, тогда мы и примем решение», — расплывчато прокомментировал свой взгляд на эту процедуру Сергей Андреев. Он запросто может отказать ТГД, если только в процесс не вмешаются только одному Андрееву известные силы. Эксперты «Хронографа» знают, о ком в данном случае может идти речь, но они предпочли озвучить свои наблюдения в начале 2014 г.

Ловушка для ТГД оказалась в том, что сегодняшние ее кураторы не могли допустить непринятие бюд-жета-2014 во втором чтении в том виде, который, по их мнению, мог бы поступить из мэрии. По случаю наложенного Андреевым «вето» на утвержденный ТГД проект бюдже-та-2014 в первом чтении у него случилась 7 декабря памятная для многих встреча с губернатором. Объясняясь перед губернатором, Андреев мог изложить ситуацию о КСП, а также о том, что ради нее некоторые деятели от ТГД могут быть готовыми выдавать желаемое за действительное. Например, поднять шум, что новый бюджет не предусматривает расходов на исполнение наказов избирателей. Словно покупка иномарки и планшетных компьютеров для ТГД позволяет решить наказы избирателей.

Однако ко второму чтению Андреев мог представить в ТГД проект бюджета с учетом не только пожеланий избирателей, но и поручений губернатора после общения с ним 7 декабря. Лишь пункт о КСП как о ГРБС Андреев мог оставить в момент выноса проекта бюджета у ТГД для принятия во втором чтении. Это могло бы стать индикатором об истинных мотивах ТГД в момент принятия бюджета в первом чтении. Если бы ТГД 18 декабря отклонила бы представленный мэрией проект бюджета, то впору было бы уже самому губернатору поверить, что в этом конфликте был прав Андреев, а не Микель. Вряд ли Микель и его окружение могли бы это допустить. В таких случаях обычно принято говорить, что пришлось выбирать меньшее из двух зол. Иначе губернатору не пришлось бы долго объяснять, что члены его команды в ТГД вдруг решили прикрыть свои истинные цели тем, что принято называть наказами избирателей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.