Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (425) | 16 июля 2012г.
 

Свалка с историей

Владимир Корнев перемудрил с выбором арендатора земли под размещение отходов

Егор Кошеров

Установившаяся в регионе жара привлекла внимание наблюдателей к свалке, расположенной неподалеку от Нефтегорска, — запах начал распространяться за ее пределы. Выяснилось, что законность торгов на право аренды земли под свалкой, победителем которых стала фирма, знакомая главе муниципального района Владимиру КОРНЕВУ, минувшей осенью была поставлена под сомнение прокуратурой и антимонопольной службой. С тех пор основания для размещения отходов на участке являются предметом спора. Мусор продолжает принимать по некому срочному договору все та же победившая при странном стечении обстоятельств организация. Сложившаяся ситуация может нести угрозу для экологической обстановки в Нефтегорске и его окрестностях.

Извещение о проведении аукциона было размещено администрацией Нефтегорска 6 июля 2011 г. Его предметом являлось право на заключение договора аренды земельного участка площадью 10 га с кадастровым номером 63:27:0702007:4, находящегося в муниципальной собственности. Целевое назначение сдаваемого имущества указывалось как «складирование, переработка и прием бытовых и промышленных отходов г. Нефтегорска». Договор предлагалось заключить на 5 лет с минимальной ставкой аренды 1,2 млн р. в год. Ранее на указанном участке работала муниципальная свалка, находившаяся в хозведении у МУП «Нефтегорскжилсервис» (НЖС). Однако после банкротства НЖС возникла необходимость найти для полигона нового пользователя.

8 августа 2011 г. состоялось рассмотрение заявок на участие в аукционе. Заявки поступили от ОАО «Водоканал», ООО «Нефтепромстрой», ООО «АГЖО-Сергач» и ООО «Резерв». Трем первым было отказано в допуске к торгам, в т. ч. потому, что они представили не все документы из перечня, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона.

Заявка «Резерва» не вызвала вопросов у комиссии, и спустя десять дней, 19 августа, администрация Нефтегорска подписала с этой компанией договор аренды земельного участка под №104 по минимальной ставке -100 тыс. р. в месяц — сроком до 18 августа 2016 г.

Не согласившись с таким исходом, отсеянные участники обратились с жалобами об ограничении конкуренции в УФАС по Самарской обл. и прокуратуру. По итогам рассмотрения жалоб действия администрации Владимира Корнева (на фото) были признаны нарушающими ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в ограничении доступа к участию в аукционе путем неправомерного установления требований к составу документов, прилагаемых к заявке. УФАС решило обратиться в суд с иском о признании торгов недействительными. Параллельно Росреестр отменил государственную регистрацию договора аренды, заключенного с «Резервом».

Выяснилось, что потенциальным участникам аукциона были выставлены особые условия предоставления в аренду земли под свалкой. Они включали наличие у заявителя лицензии на деятельность по обращению с отходами, в т. ч. первого и второго класса опасности, наличие оборудования для сортировки и переработки отходов, опыта хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами не менее двух лет и наличие бизнес-плана развития полигона. Эти условия противоречили п. 8 и п. 10 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением правительства РФ от 11 ноября 2002 г. №808. Кроме того, администрация Нефтегорска при установлении условий предоставления в аренду земли неправомерно руководствовалась ст. 38.2 Земельного кодекса РФ. По результатам прокурорской проверки Владимиру Корневу было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Любопытно, что принципы отбора, примененные администрацией, привели к отказу в участии одним заявителям, но не помешали допустить к аукциону «Резерв», не представивший документов, подтверждающих наличие необходимого оборудования и опыта в работе с отходами. Т. е. «Резерв» победил фактически в нарушение установленных самой же администрацией условий. Причины такой избирательности могут состоять в следующем. В момент проведения аукциона 50% долей в уставном капитале «Резерва» владела Наталья Кудрина, приходящаяся дочерью Владимиру Корневу.

Другие 50% долей в «Резерве» принадлежали Динаре Кушаевой, якобы состоящей в родственных связях с лояльной Корневу предпринимательницей Надеждой Сулеймановой. Директором «Резерва», подписавшим договор аренды №104, являлся Сергей Минько. Сразу после вскрытия УФАС нарушений в ходе аукциона Корнев, похоже, начал заметать следы. С 21 октября 2011 г. Кудрина вышла из состава участников «Резерва», передав свою долю Кушаевой, а Минько на посту директора фирмы сменил некто Александр Седов.

Вынужденный расторгнуть договор аренды с «Резервом» Корнев нашел весьма сомнительный с правовой точки зрения выход из ситуации. Вскоре с тем же «Резервом» был заключен срочный договор пользования участком под свалкой на срок менее 30 дней (по закону для подписания таких соглашений не требуется проведения торгов. –Прим. авт.). Схема оказалась удобной как для Корнева, так и для «Резерва», получившего возможность продлевать срочный договор от месяца к месяцу. В итоге свалка эксплуатируется «Резервом» по сей день. При этом доходы компании от размещения отходов, отдельные из которых весьма опасны, и арендные отчисления в кассу муниципалитета остаются неизвестными. Не исключено, что плата «Резерва» за землю вообще не доходит до бюджета Нефтегорска.

Вполне вероятно, что привилегии, которыми пользуется «Резерв», могут исходить из личной заинтересованности Владимира Корнева при принятии решений в должности главы администрации м. р. Нефтегорский в пользу этой компании. Под личной заинтересованностью, согласно ст. 14.1 Федерального закона от 2.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», понимается, в частности, возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. С учетом этого успехи «Резерва» сложно объяснить как-то иначе.

Примечательно, что 10 июля в ходе заседания коллегии ГУ МВД России по Самарской обл. губернатор Николай Меркушкин заметил, что в муниципальных районах есть десятки примеров, когда правонарушения могли бы вылиться в уголовные дела при более активной работе правоохранителей. Ожидается, что ситуация вокруг нефтегорской свалки станет одной из первых, на которую полицейские обратят пристальное внимание после намеков, сделанных Меркушкиным.