Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Игорь Губанов:

Продлить жизнь лифтам

Татьяна Никонорова

22 ноября текущего года на заседании правительства Самарской обл. была принята программа капитального ремонта и модернизации жилого фонда в Самарской обл., которая, в частности, предусматривает ремонт 50 жилых домов в Тольятти. Капитальный ремонт жилого дома подразумевает проведение целого комплекса работ по восстановлению ресурса строительных конструкций и внутридомового инженерного оборудования, на особом месте среди которых находится модернизация лифтового хозяйства. Об особенностях проведения этих мероприятий, а также о наработках предприятия корреспонденту «Хронографа» рассказал главный инженер ОАО «Лифтэлектросервис» Игорь ГУБАНОВ.

- Игорь Васильевич, программа капитального ремонта жилья, естественно, будет включать в себя и модернизацию лифтового хозяйства жилищного фонда. В Тольятти уже есть прецедент достаточно масштабных работ, связанных с ремонтом и заменой лифтов в многоквартирных домах. Какие типичные проблемы выявила реализация городской программы и была ли она успешной?

- В 2003 г. городской думой была принята «Программа капитального ремонта, модернизации и диспетчеризации лифтового хозяйства муниципального жилищного фонда г. Тольятти на 2003-2007 гг.». Эта программа была разработана совместно специалистами департамента ЖКХ мэрии, ОАО «Лифтэлектросервис» и тольяттинского отдела самарского управления Ростехнадзора. В сентябре 2007 г. Дума городского округа Тольятти утверждала отчет о ее исполнении. На реализацию мероприятий программы в течение пяти лет предусматривалось финансирование в размере 425 млн. р., фактически же было выделено всего 92 млн. р. Несмотря на положительный момент — впервые целевые средства из городского бюджета выделялись на реконструкцию лифтового хозяйства жилищного фонда города, — можно сказать, что в целом выполнение программы было провалено, т. к. из-за дефицита средств в городском бюджете было заменено и модернизировано всего 142 лифта, что составило 23% от запланированного объема работ, диспетчеризировано 14% и капитально отремонтировано 12% от запланированных объемов.

На этой неделе правительством Самарской обл. принята «Программа капитального ремонта и модернизации жилого фонда в Самарской обл.». В Тольятти в данную программу включено порядка 50 домов. Естественно, что акционерное общество «Лифтэлектросервис» как крупнейшее специализированное предприятие города также будет участвовать в выполнении данных работ, тем более что капитальный ремонт жилфонда без существенной модернизации лифтового хозяйства просто невозможен.

- Какие меры предпринимаются в настоящий момент?

- Сегодня разрабатывается очередная городская программа по реконструкции лифтового хозяйства города на следующие три года. Учитывая длительность процесса согласования всех этапов планируемой программы, есть большие сомнения, что она будет принята до момента окончательного формирования городского бюджета. Безусловно, всегда есть возможность внесения поправок в бюджет, но практика показала, что это процесс длительный. А откладывать финансирование этой программы просто недопустимо, поскольку большинство лифтов в городе уже практически выработали свой ресурс и их дальнейшая эксплуатация является потенциально небезопасной. Однако предыдущий опыт показывает, что местными силами практически невозможно реализовать масштабные ресурсоемкие программы. Сегодня появилась реальная возможность активизировать процесс развития городского лифтового хозяйства — это ресурс федерального и регионального бюджетов, предусмотренный фондом содействия реконструкции жилого фонда. Причем следует отметить, что принятая правительством программа — региональная, т. е. лифты в этих домах мы сможем отремонтировать в дополнение к тем, что будут запланированы нашей городской программой. Очень важный момент, кстати, что в случае реализации региональной программы у нас существует гарантированный источник финансирования мероприятий. Задача же тольяттинского муниципалитета состоит в том, чтобы обеспечить получение средств и проконтролировать их эффективное использование. И, соответственно, не забыть об уже существующих в городе программах капитального ремонта и модернизации: их действительно пока никто не отменял.

- Что говорит о том, что масштабные меры сегодня действительно необходимы?

- На сегодняшний день по динамике старения лифтового хозяйства мы выходим на уровень таких городов, как, например, Санкт-Петербург и Москва, где каждый второй лифт выработал назначенный ГОСТом 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые, технические условия» срок эксплуатации 25 лет.

Автозаводский р-н начал возводиться в конце 60-х гг. Получается, что значительная часть лифтов города, находящихся в эксплуатации, выработала свой нормативный ресурс еще 13 лет назад. Продлить срок эксплуатации лифтов еще на 25 лет можно только при условии выполнения комплекса работ по модернизации, своевременного качественного технического обслуживания и планового капитального ремонта подъемного оборудования. ОАО «Лифтэлектросервис» обладает и соответствующими технологиями и опытом проведения подобных работ. По нашему убеждению, при реконструкции лифтового хозяйства для городского бюджета эффективнее вкладывать деньги в модернизацию лифтов, экономя при этом до 35% денежных средств. В рамках модернизации меняются основные узлы и механизмы лифта: кабина и двери шахты, имеющие современный эстетичный вид, пожаробезопасное и антивандальное исполнение; система управления на микропроцессорах, удовлетворяющая требованиям максимальной наработки времени на отказ и защиту от несанкционированного проникновения в лифтовую шахту посторонних лиц; лифтовая лебедка, в конструкции которой решены задачи по снижению уровня шума, плавности хода и энергосбережения. После окончания работ по модернизации и диагностике металлоконструкций мы получаем новый паспорт лифта и продлеваем срок эксплуатации на следующие 25 лет. Что важно, стоимость модернизации одного лифта составляет, как и в прошлом году, 495 тыс. р.

Но несмотря на выполняемые мероприятия, 47% всех лифтов требуют замены. Особо остро стоит проблема по реконструкции лифтов комплексных общежитий ОАО «АВТОВАЗ». Там 65% подъемных сооружений подлежит замене, и чем быстрее, тем лучше. Поскольку данное оборудование находится в ведении АВТОВАЗа, без его заказа мы не имеем возможности приступить к работе. Хотя не стоит забывать, что это не только вопрос удобства граждан, но и их безопасности.

- С какими основными проблемами, связанными с обслуживанием лифтового хозяйства, пришлось столкнуться?

- Несмотря на то что нашей компанией разработаны достаточно экономичные технологии ремонта и модернизации лифтов, эти мероприятия для жителей очень дорогие, да и городской бюджет, собственно, с программой в целом не справляется. Поэтому бывает особенно обидно, когда новые или отремонтированные лифты из-за действий вандалов приходят в негодность. Наша компания всегда выступает за то, чтобы в первую очередь ремонтировались лифты в старом жилом фонде. Обычно в данных домах проживает много пенсионеров, да и средний возраст жителей достаточно солидный. Представьте, какие неудобства испытывают они, когда кто-то либо с целью наживы, либо исключительно из хулиганских побуждений выводит из строя лифт. В рамках программы диспетчеризации и модернизации лифтового хозяйства есть, конечно, перечень мероприятий по работе с населением, но, я считаю, что каждый житель, вне зависимости от того, разъяснят ему это или нет, должен заботиться об общем имуществе дома, в котором проживает.

- Реформа ЖКХ уже привела к дроблению рынка коммунальных услуг на несколько управляющих компаний и появлению частных бизнес-единиц в этой сфере. Вновь образованные управляющие компании, а также ТСЖ, теперь, как правило, ищут тех поставщиков услуг ЖКХ, которые предлагают низкие цены. Насколько оправдана экономия любой ценой по отношению к лифтовому хозяйству?

- Отрасль ЖКХ, по-моему, не должна работать исключительно ради получения прибыли. По крайней мере, для нас это невозможно, поскольку мы в первую очередь отвечаем за безопасность жителей дома, пользующихся лифтом. Получение экономии может обусловить желание отдельных управляющих компаний выстраивать отношения по обслуживанию лифтов с неспециализированными организациями-однодневками, которые вводят в заблуждение заказчика, предлагая более низкие тарифы за счет пренебрежения вопросами безопасности при эксплуатации лифтов, беря тем самым жизнь и здоровье пользователей лифтами в заложники своих корыстных интересов. Обычно такие «конторы» не имеют аккредитации и сертификации в органах Ростехнадзора на право выполнения работ по обслуживанию и ремонту лифтов, аттестованного персонала, специализированной производственной базы и сертифицированных технологий ремонта, участка аварийной лифтовой службы. Содержание вышеуказанных обязательных служб сверхзатратно, поэтому мы неоднократно повторяем, что сложившиеся на сегодняшний день в городе тарифы на техническое обслуживание лифтов больше показатель не экономический, а показатель гарантии безопасности предоставляемой жителям услуги.

Более сорока лет ОАО «Лифтэлектросервис» обслуживает в Тольятти лифты, эскалаторы и другое подъемное оборудование и ни разу не позволило себе ради получения сиюминутной выгоды поступиться вопросами безопасности и качества предоставляемой услуги.

- Какие преимущества вы, как крупная компания, смогли бы выделить в вашей работе?

- На сегодняшний день в штате ОАО «Лифтэлектросервис» работает 670 человек. Все они люди самых разных профессий и специализаций. Сегодня предприятие обслуживает не только 4100 лифтов и эскалаторов, установленных в жилищном фонде, торговых центрах, промышленных предприятиях и заведениях здравоохранения, но и внутридомовые электросети. На протяжении долгих лет ОАО «Лифтэлектросервис» работает на благо горожан. На данный момент предприятие является одним из самых стабильных и преуспевающих в городе. Секрет успеха прост. Во-первых, ОАО «Лифтэлектросервис» обладает мощной производственной базой, на которой имеются все компоненты для выполнения ремонта лифтов, эскалаторов, электроустановок. Оснащение отвечает всем современным требованиям. Во-вторых, на предприятии трудится сплоченная команда — высококвалифицированный персонал, который постоянно повышает свой технический уровень. Наши преимущества держатся на следующих постулатах: выполнение всех видов работ только с высоким уровнем качества; постоянный процесс обучения новым технологиям и их внедрение в производство с целью повышения качества предоставляемой услуги и оптимизации производственных затрат; оперативность реагирования на пожелания заказчика, желание быть членом его команды; быть инвестиционно привлекательным для заказчика

С марта 2007 г. на предприятии внедрена система менеджмента качества международного стандарта ISO:9000. АО «Лифтэлектросервис» в 2006 г. получило свидетельство об оценке соответствия негосударственного образовательного учреждения Самарской обл. «Учебный центр системы экспертизы, аккредитации в области промышленной безопасности» на услуги по монтажу, наладке лифтов, эскалаторов, траволаторов, ремонту и техническому обслуживанию, модернизации подъемно-транспортного оборудования. ОАО «Лифтэлектросервис» в 2005 г. получило сертификат Системы Добровольной Сертификации, выданный Русьэкспертлифтом (г. Москва) на оказание полного комплекса услуг, связанных с лифтами, эскалаторами, системами диспетчерского контроля. ОАО «Лифтэлектросервис» в 2005 г. получило лицензию на выполнение работ по монтажу, наладке лифтов, эскалаторов, траволаторов, ремонту и техническому обслуживанию, модернизации подъемно-транспортного оборудования в Росстрое (г. Москва). Т. е. наличие данных свидетельств и лицензий позволяет заказчикам, обратившимся на наше предприятие, быть уверенным в том, что они получат качественные услуги при монтаже, наладке, модернизации, техническом обслуживании и ремонте подъемного оборудования.

Освобождение пассажиров при остановке лифта в течение 20-30 минут, даже в праздничные дни и в ночное время, — для нас норма. В это время по городу дежурят специализированные бригады, уровень оснащения которых оборудованием для локализации аварий и инцидентов ничем не уступает уровню МЧС. Мы в состоянии заменить крупные узлы и механизмы лифта в течение суток, а остановки лифтов, возникшие из-за технических неисправностей, можем устранить в течение двух часов. Кроме того, сегодня поэтапно устанавливается оборудование, позволяющее осуществлять дистанционный непрерывный мониторинг состояния лифтов. Технология задействует каналы телекоммуникационной связи либо GSM-канал. Данная система формирует оперативно целостную картину состояния лифтового хозяйства по городу в целом. Когда объект чрезмерно удален и использование телекоммуникационных каналов невозможно, используется GSM. Использование GSM позволяет нам расширять географию нашего присутствия. Благодаря этим технологиям наши специалисты даже без звонка жителя могут установить появившиеся неисправности в работе лифта и оперативно их устранить. Также эта система автоматически ведет журнал «жизни» каждого лифта, что позволяет прогнозировать появление крупных неполадок и предотвращать их. Также данная информационная система позволяет сокращать персонал, занимавшийся обходом, и оптимизировать наши производственные затраты.