Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Сергей Очиров:

Надо самим работать, не уповая на визиты губернатора

Татьяна Никонорова

Предыдущие две недели в Тольятти прошли под знаком визитов губернатора Самарской обл. Владимира АРТЯКОВА и достаточно громкого увольнения из мэрии г. Тольятти заместителя мэра по строительству, архитектуре и земельным ресурсам Владимира БОНДАРЕНКО. Между тем избирательная кампания в Самарской обл. идет своим ходом. О кадровых перестановках в мэрии Тольятти, роли губернатора, а также месте партии «Единая Россия» в текущем политическом процессе корреспонденту «Хронографа» рассказал руководитель тольяттинского предвыборного штаба ЕР Сергей ОЧИРОВ.

- На прошлой неделе из уст президента Владимира Путина прозвучали слова, которые оппоненты «Единой России» могут расценить как критику «партии власти». В частности, Путин сказал о том, что ЕР до сих пор не идеальна. Что мешает партии быть идеальной и как добиться этого идеала?

- Во-первых, что такое «партия власти»? Партией власти можно назвать ту партию, численное превосходство которой наблюдается не только в законодательных, но и в исполнительных органах власти. Да, в Государственной думе представителей «Единой России» большинство, так же как и во многих законодательных собраниях субъектов федерации, но про исполнительную власть я бы такого не сказал. Причем это касается не только правительства РФ, но и администраций регионов, а также муниципальных образований. Поэтому назвать ЕР партией власти сейчас было бы преждевременно. Если говорить о неком идеале, то здесь надо отметить: чтобы от партии требовать много, ей необходимо предоставить достаточный объем полномочий, как в сфере законодательной, так и в исполнительной. На всех уровнях.

Есть множество примеров того, как благие, в общем-то, начинания были похоронены на муниципальном уровне. Взять, к примеру, монетизацию льгот. Деньги нужно было донести до людей: положены тебе льготы — получи деньги. Сейчас мало кто сомневается, что реформа провалилась именно на региональном и муниципальном уровнях. Нет полной выборки федеральных средств на строительство коммунальной инфраструктуры в рамках нацпроекта «Доступное жилье». Деньги, заметьте, есть, а заявок на них нет. А ведь заявки формируются на муниципальном уровне. Это что — недоработка? Хотелось бы верить. Но в любом случае никто не станет отрицать, что государство повернулось лицом к людям. Запущена и уже не первый год реализуется программа субсидирования жилищного строительства, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, субсидируется оплата услуг ЖКХ. Мы видим, что в бюджете Самарской обл. из года в год закладываются на это средства. Это же кем-то делается, кто-то это придумал и теперь активно пытается воплотить в жизнь. Очевидного отрицать нельзя. Главное, чтобы эти начинания не были похоронены. И эту ответственность должна взять на себя ЕР. Я вам больше скажу: она не первый год демонстрирует намерение взять на себя эту ответственность.

- Проще всего сказать, что во всем виноват муниципалитет. В Тольятти действительно ситуация патовая, но такая ситуация наблюдается не везде, есть примеры эффективного управления городами.

- А я говорю именно о Тольятти. Это мой город, я здесь живу, мне его судьба небезразлична, извините за высокие слова. Мы смотрим на ЕР, да и на власть вообще через призму нашей тольяттинской жизни. Может быть, там, где управление городом более эффективное, в адрес ЕР летит меньше критики. Да, если переходить к местному самоуправлению в Тольятти, то здесь действительно вакуум. Причем если разобраться, городская власть, как исполнительная, так и законодательная, сейчас работают в отрыве, например, от региональной власти. У нас недостаточно законов, постановлений для того, чтобы сделать основное, то, что мы обязаны делать без подсказки сверху. Например, распределить и исполнить городской бюджет. Вместо этого к нам должен приехать губернатор и указать, что бюджет не исполнен, и мера, если можно так выразиться, его неисполнения просто недопустима.

Должна быть работающая структура, такой сейчас нет. И то, например, что губернатор предложил Владимиру Бондаренко покинуть мэрию, тоже говорит о многом. Действительно, Владимиру Петровичу не стоило прикрываться общими процентами динамики отрасли, тем более что они неидеальны.

В этом вопросе критерии оценки другие. Сколько метров введено и сколько людей переселено — вот какими должны быть показатели. Строго говоря, темпы развития отрасли, по крайней мере сейчас, должны быть как минимум 100-200%, ведь нам приходится отрабатывать простой строительной отрасли в предыдущие годы.

Я понимаю, что город сейчас в сложнейшем положении в плане управляемости, но я не думаю, что так сложилось потому, что плохо работает Бондаренко, или не работает Иванов, или потому, что посадили Уткина, а потому, что вся система власти, по крайней мере та, которая существовала в предыдущие четыре года, к этому пришла. Вся, целиком, а не отдельные персоны. Может быть, отчасти несовершенно федеральное законодательство по отношению к муниципалитетам, но основная причина, думаю, в другом. Абсолютное большинство чиновников начали свою карьеру даже не при Николае Уткине, а при Сергее Жилкине, некоторые находятся в административных структурах со времен горисполкома. Начало, середина 90-х гг. — это период, так сказать, вольницы, самостоятельности муниципалитетов. И сейчас, после того как муниципалитетам приходится работать в связке с регионами, а то и с федеральным центром, многие еще пытаются реализовать сценарии середины 90-х. А этот подход сам по себе деструктивен. Отсюда и кризис, отсюда и визиты высокопоставленных должностных лиц едва ли не с прямыми указаниями, кого необходимо освободить от занимаемой должности. Впрочем, необходимо отдать должное Владимиру Иванову: пришел, не побоюсь этого слова, на руины административной системы и в течение всего времени активно пытался консолидировать в мэрии те силы, которые способны вывести Тольятти из кризиса.

Пожалуй, визит губернатора Владимира Артякова в Тольятти был беспрецедентным для нашего города как по значимости, так и по последствиям. Никто накануне еще не знал, чем для отдельных персон он обернется.

- Вы озвучили целый пласт проблем, и все они должны решаться на местах. Следует отметить, что многим гражданам близка следующая позиция: Госдума далеко, это что-то с нами не связанное, нам бы здесь разобраться. Мэра нет, приехал Артяков, воздал каждому по заслугам, и неважно, из какой он партии. Принцип партийности при такой трактовке ситуации вообще никакого значения не имеет.

- Губернатор сам прокомментировал цель своего визита — помочь муниципалитету разобраться с текущими проблемами. Именно помочь, а не заменить собой мэрию. У меня нет оснований не доверять губернатору. Хотя, как бы ни звучали мои слова, я должен отметить одно: в абсолютное большинство вопросов, которые прозвучали на встрече Артякова с чиновниками мэрии, губернатор вообще вникать не должен. Надо самим работать, не уповая на визиты губернатора. В частности, сколько квартир злополучного дома на ул. Ленина, 53а, отремонтировано, какие из них затопило, кто за что в этом ремонте отвечает... Губернатор дал срок для проведения всех ремонтных работ, проконтролировал финансовую часть вопроса, дал установки относительно материальной помощи пострадавшим и все. На этом его ежеминутный контроль должен закончиться, в дело вступают соответствующие службы. И работать им, в идеале, необходимо без понуканий. Позиция Владимира Артякова по отношению к чиновникам, безусловно, была суровой, даже жесткой, но за этим скрывалось желание установить некий протекторат над Тольятти, помочь его жителям, показать им, что их боль небезразлична для регионального центра. Это его личная человеческая позиция.

Принцип партийности здесь действительно ни при чем, это нормальная здоровая реакция человека. Принцип партийности реализуется в другом. Партийные установки состоят в том, чтобы личные позитивные устремления одного, подчеркиваю, одного, и неважно, Артяков это или Путин, человека не похоронить под толщей бюрократии.

Вообще следует отметить, что после появления Артякова на АВТОВАЗе его мало кто рассматривал как самостоятельную фигуру. Тем не менее после того, как он стал губернатором и сделал свои первые шаги на поприще управления областью, мало кто сомневается, что у него есть и достаточный опыт, и выдержка, и собственная позиция. За достаточно короткий срок губернаторства Артякову уже трижды пришлось столкнуться с чрезвычайными ситуациями в области, с настоящей бедой, человеческими трагедиями. И он справился.

Кроме того, губернатор пользуется поддержкой и доверием федерального центра. Не воспользоваться этим было бы и глупо и грешно. Область должна участвовать в федеральных программах, в нее должны поступать бюджетные инвестиции, на что бы они ни предназначались -на развитие сельского хозяйства, на строительство инфраструктуры, на здравоохранение. Задача Артякова в этом случае — контроль за выработкой механизмов взаимодействия с федеральным центром. И для того чтобы он наиболее полно свои полномочия реализовал, нужна опора, в данном случае «Единая Россия», которая всемерно, на всех уровнях, курировала бы исполнение президентских, губернаторских поручений, реализацию федеральных законов, приведение регионального и муниципального законодательства в соответствие с федеральным.

Я заметил, что на протяжении нескольких лет власть демонстрирует свою мобильность, готовность идти на контакт с каждым гражданином. Но поймите, даже Артяков, у которого вотчина — всего лишь Самарская обл., никогда не сможет посетить каждую деревушку, посмотреть каждую ферму, зайти в каждый дом. Физически не сможет. Точно так же, как и Путин не сможет посидеть в каждой рабочей подсобке на территории нашей необъятной страны. Но партия — в лице чиновника, депутата, общественника — сможет! Для этого она и нужна. Для этого нужен диалог партии и власти, партии и гражданина. Но чтобы диалог состоялся, нужно доверие. ЕР сейчас прежде всего необходимо доверие со стороны граждан. И, оказывая доверие, граждане должны понимать, что они имеют право на встречные шаги со стороны партии. Тогда ситуация действительно изменится. Возвращаясь к началу разговора о «партии власти», это и есть единственный способ создать таковую и добиться ее функционирования в интересах каждого гражданина.

- Сергей Васильевич, на прошлой неделе состоялись общественные слушания по социально-экономическому развитию Тольятти и созданию ТПТП во главе с губернатором. Это только первое совещание, выводы пока делать трудно, и все-таки что продемонстрировало это совещание?

- Встреча губернатора с общественностью, прошедшая 20 декабря, показала, что период застоя, который наблюдался в последнее время, практически сошел на нет. Я не даю оценки предыдущему и нынешнему руководству области. Хочется лишь отметить, что с новым губернатором в область пришли новые взгляды на наш регион и город, новые инициативы, новые ресурсы... Вряд ли кто сегодня может сомневаться в том, что Владимир Артяков способен консолидировать вокруг себя наиболее инициативных, энергичных людей. Так, на этой встрече много говорилось о четвертом рождении Тольятти — создании ТПТП. Это значит, что экономический потенциал города даст импульс развитию области в целом. И общественность активно поддержала данную инициативу.

Нужно понимать, что задача, поставленная областным руководством, совсем не является несбыточной мечтой, как говорят недоброжелатели. Артяков уже обеспечил консолидацию и направил действия административных структур, общественных организаций, бизнеса на решение задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным.