Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Досмотрели неприкасаемых

Прокуратура проверила личный транспорт сотрудников ГАИ

Игорь Караулов

В ближайшее время должна завершиться проверка подразделений ГАИ (ГИБДД) Самары, инициированная в прошлом месяце Генеральной прокуратурой, однако в данный момент можно сделать вывод, что ее итогом, скорее всего, станет отставка со своего поста начальника городского ГАИ Игоря РУДАКОВА. Сотрудники районных прокуратур уже выявили массу нарушений в подразделениях автоинспекции. По всем фактам направлены представления в адрес руководителей районных РОВД, а результаты будут затем представлены в прокуратуру Самарской обл. и Генеральную прокуратуру.

Тема возможной отставки со своего поста начальника городской ГАИ Игоря Рудакова перешла в плоскость публичного обсуждения примерно месяц назад (см. «Хронограф» №41 (206) от 06.11.07). Впервые информация об этом появилась на форуме сайта ГИБДД и довольно быстро распространилась среди автомобилистов, которые почему-то заняли сторону Рудакова. Сам начальник ГАИ утверждал, что предложение уволиться «по собственному желанию» он получил от начальника ГУВД Самарской обл. Александра Реймера. Непосредственный начальник Рудакова, руководитель УГИБДД Валерий Трофимов тогда прокомментировал эту ситуацию так: «Я не понимаю, откуда берутся слухи. Я предложений об увольнении Рудакову не делал». Тем не менее Трофимов подчеркнул, что коррупция в городских подразделениях ГАИ перешагнула далеко за пределы и упомянул, что в подразделениях автоинспекции по заданию Генпрокуратуры проводится проверка. В руководстве областного ГАИ заявляют, что подобные проверки проводятся во всех регионах России и носят плановый характер, а теперь очередь дошла и до Самары.

Прокурорская проверка, начавшаяся еще в октябре, пока не завершилась, однако «Хронографу» удалось получить сведения о выявленных нарушениях в районных подразделениях автоинспекции. По словам заместителя прокурора Самарского р-на Николая Фирсова, проверка касалась не только учетной или контролирующей деятельности районного подразделения. В первую очередь прокурорские работники обратили внимание на многочисленные нарушения во взаимодействии ГАИ со службой судебных приставов (ССП).

Согласно законодательству по всем неоплаченным штрафным квитанциям информация передается в подразделение ССП, но зачастую это происходило с нарушением всех сроков. Кроме того, во многих квитанциях инспектора путали фамилии и адреса нарушителей. Подобные квитанции уже никакой юридической силы не имеют и должны возвращаться обратно в ГАИ. Следовательно, истребовать штраф с нарушителя при этом практически не представляется возможным. Множество нарушений сотрудники надзорного ведомства выявили и в том, что касается использования личного автотранспорта сотрудниками автоинспекции. Например, у инспекторов есть право использовать в скрытом патрулировании транспорт без опознавательных знаков. Но согласно нормативам количество подобных автомобилей не должно превышать определенный процент, а подобной техники использовалось в засадах несравненно большее количество. Кроме того, при скрытом патрулировании или тех же засадах у инспекторов должно иметься при себе соответствующее распоряжение их руководителя. У большинства сотрудников ГАИ таких указаний при себе не было, т. е. получалось, что личный транспорт они использовали по собственной инициативе. Прокуратура проверяла не только соблюдение нормативной базы, но и транспорт автоинспекторов. Выяснилось, что на многих автомобилях сотрудников ГАИ отсутствуют регистрационные знаки, не заключены договоры ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), в автомобилях нет огнетушителей, соответствующих знаков, использующихся при аварии, аптечек... Ранее прокурор Самарского р-на Дмитрий Трух прокомментировал эту ситуацию корреспонденту «Хронографа» следующим образом: «Если сотрудники автоинспекции борются за то, чтобы наши автолюбители соблюдали правила дорожного движения и требования, то в первую очередь они сами должны этому следовать. Если они сами не соблюдают правила, то что же тогда они требуют от наших автомобилистов?»

По совокупности проверок, проводимых всеми районными прокуратурами Самары, результаты еще не подведены, а в областной прокуратуре пока на эту тему не распространяются. Но, как удалось выяснить «Хронографу», практически во всех подразделениях Госавтоинспекции обнаружены аналогичные нарушения. Не исключено, что еще до нового года по итогам проверок будет проведена соответствующая коллегия, на которой, скорее всего, поставят вопрос о дальнейшей целесообразности пребывания на посту начальника горГАИ Игоря Рудакова.