Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (208) | 19 ноября 2007г.
 

Рискованное предложение

Получатели жилищных субсидий могут потерять деньги

Татьяна Никонорова

На минувшей неделе в Тольятти стали появляться объявления с интригующей фразой «обналичиваем жилищные сертификаты в недвижимость». За подобной фразой скрывается схема, которую даже при всей сложности официального способа получения субсидий на строительство или покупку жилья едва ли можно назвать безусловно выгодной.

Способ обналичить

На поверку оказалось, что обладателям жилищных сертификатов, позвонившим по телефону, данному в объявлении, предлагается приобрести дома в сельской местности Самарской обл., там, где стоимость жилья не превышает суммы, указанной в сертификате. Если же клиента данного агентства недвижимости подобное жилье не устраивает, то он впоследствии через то же агентство недвижимости может его продать, причем риелтор за содействие возьмет 20 тыс. р. По словам риелтора, работающего с обладателями сертификатов, проблем с последующей перепродажей данного жилья не возникнет, «поскольку оно является достаточно ликвидным». Кроме того, в агентстве недвижимости утверждают, что в настоящий момент просто обналичить жилищный сертификат нельзя, поскольку прокуратура Самарской обл. осуществляет контроль за их использованием. Поэтому приходится проходить через процедуру покупки и последующей перепродажи недвижимости.

Как отмечают специалисты, в подобной схеме ничего противозаконного нет. Обладатель именного жилищного сертификата соблюдет все предусмотренные процедуры, использует средства именно на приобретение жилья и таким образом реализует свое право на получение государственной субсидии. И, кстати, выбывает из списка претендующих на улучшение жилищных условий. В настоящий момент средняя стоимость сертификата по Самарской обл. составляет от 300 до 500 тыс. р. Поэтому вариант с обналичкой вряд ли можно назвать по-настоящему эффективным, поскольку обладатель жилищного сертификата после всех операций с недвижимостью остается с суммой как минимум на 5-10% меньшей, нежели было обозначено в сертификате. И если сумма субсидии, предназначенная для улучшения жилищных условий, и так не позволяла решить проблемы с жильем, то теперь она становится еще меньше. Кроме того, как отмечают специалисты, подобный вариант практически неприемлем для тех молодых семей, у которых есть дети, поскольку в случае перепродажи «временного дома» семья обязана будет обеспечить ребенка жилой площадью, соответствующей социальной норме, в противном случае органы опеки и попечительства никаких сделок с недвижимостью просто не допустят. Социальной нормой в данном случае является площадь в 18 кв. м, если численный состав семьи превышает двух человек. Вместе с тем опрошенные корреспондентом «Хронографа» эксперты в сфере рынка недвижимости выразили мнение, что у риелторских агентств (а их немало), занимающихся обналичиванием жилищных сертификатов подобным образом, существует целая база данных на те дома, которые можно продать держателям сертификатов, и не исключено, что эти дома продавались в течение достаточно короткого времени не один раз.

Как отмечают специалисты рынка недвижимости, сценарии с «чистой» обналичкой реализовывались с 1998г. по 2002г. и прекратились только после разработки и введения в эксплуатацию автоматизированной информационной системы учета выдачи и реализации сертификатов. Эта система позволяет исключить нецелевое использование средств федерального бюджета и упорядочить процедуру учета граждан — участников программы «Государственные жилищные сертификаты», а также процедуру выдачи сертификатов. Более того, в случае прямого обналичивания действия получателя субсидии будут трактоваться как неосновательное обогащение и субсидия будет взыскана. Возможно и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за мошенничество. И действительно, в отделе жилищной политики мэрии г.Тольятти подтвердили, что прокуратура Самарской обл. осуществляет контроль за выдачей жилищных сертификатов и расходованием бюджетных средств. В данном случае к проверке привлекаются все: как муниципалитет и получатели субсидий, так и банки и органы госрегистрации прав на недвижимое имущество.

Немного истории

Самые первые жилищные сертификаты стали выдаваться еще в 1998г. Причем первыми участниками федеральных программ стали военные. В настоящий момент субсидии на приобретение жилья выдаются в рамках двух подпрограмм: «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010гг.» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках той же ФЦП. Право на получение субсидии, порядок получения а также критерии жилых помещений определяются постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 №675 в ред. от 31.12.2005г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы». При этом государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, независимо от того, на первичном, или вторичном рынке оно приобретается. В качестве жилого помещения в этом случае может выступать как индивидуальный жилой дом, так и отдельная квартира или комната. Помимо молодых семей право на получение жилищного сертификата имеют военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица, бывшие военные, проживающие в военных городках, граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»; участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; вынужденные переселенцы; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.

Если коснуться объемов выделения субсидий на реализацию этих подпрограмм, то в 2006г. за счет всех источников финансирования на решение жилищных проблем молодых семей было направлено 2821,1 млн. р. В целом по области обеспечены жильем 2963 молодые семьи, в том числе: 2145 семей улучшили жилищные условия за счет субсидий из федерального, областного и местных бюджетов; 601 семье выданы ипотечные кредиты за счет средств областного бюджета областными ипотечными фондами; 217 семьям предоставлены субсидии из областного бюджета в связи с рождением ребенка. Федеральные жилищные субсидии получили 2070 молодых семей. По направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2006г. на решение жилищных проблем льготных категорий граждан было выделено 362,5 млн. р. из федерального и 342,07 млн. р. из областного бюджетов. Были обеспечены жильем 735 семей.

Невостребованные

Тем не менее, как отмечают специалисты, в настоящий момент порядка 20-25% сертификатов остаются невостребованными. По крайней мере, официально озвученная цифра невостребованных сертификатов по Тольятти за 2006г. составляет 20%. Возможно, риелторы, предлагающие получателям субсидий покупку недвижимости с последующий перепродажей, рассчитывают в первую очередь привлечь именно категорию отказников.

Впрочем, количество отказников могло быть и меньшим, если бы у ряда получателей сертификатов в 2006г. не возникли бы проблемы во взаимоотношениях с банками. Так, например, 26 декабря 2006г. под руководством Николая Ренца, который на тот момент являлся первым вице-мэром г.о. Тольятти, состоялось совещание с участием представителей тольяттинского отделения Федерального казначейства, Регистрационной палаты и банков, отобранных министерством управления финансами Самарской обл., для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на территории г.Тольятти. Поводом для его проведения в том числе стали отказы некоторых аккредитованных банков принимать у молодых семей свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение либо строительство жилья. Возможно, если бы подобные недочеты в реализации федеральной программы были бы устранены ранее, то на рынке недвижимости осталось бы меньше средств для реализации полулегальных схем.