Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (201) | 8 октября 2007г.
 

Ирина Левина:

Не приемлю в работе погони за сенсацией

Константин Грайко

На прошлой неделе авторская телепрограмма «Обозреватель», выходящая на ВАЗ ТВ, отметила свое 5-летие. В условиях современного медиа-рынка это немалый срок, особенно для аналитической передачи регионального уровня. Этот юбилей не только торжественная веха для авторского коллектива, но и повод задуматься о значении СМИ в современном социуме. С поздравлениями и вопросами корреспондент «Хронографа» обратился к руководителю и ведущей программы «Обозреватель», заместителю главного редактора ВАЗ ТВ Ирине ЛЕВИНОЙ.

- Ирина Викторовна, в первую очередь разрешите поздравить весь творческий коллектив программы с юбилеем! На местных телеканалах, пожалуй, еще не было аналитической программы, которая просуществовала бы 5 лет. А это значит, что ваш продукт кому-то нужен и интересен. Каков ваш зритель и есть ли какие-нибудь статистические данные на эту тему?

- У нас широкая социальная группа телезрителей. Я знаю, что «Обозреватель» смотрят бизнесмены, чиновники, люди среднего и старшего возраста. Конечно, смотрят вазовцы, поскольку мы часто затрагиваем проблемы отрасли, влияющие на городскую ситуацию в целом. Нельзя забывать, что ВАЗ ТВ — корпоративное телевидение и у нас есть ряд первостепенных задач, которые мы выполняем в интересах заводчан. Есть постоянные зрители, они звонят, пишут мне на электронный адрес. За что-то критикуют, за что-то благодарят, высказывают свою позицию по теме, которая была поднята в эфире. Например, Игорь Быстрицкий (известная в городе творческая личность) напрямую говорит мне, как прошел диалог с тем или иным высоким гостем, правильный ли тон задавала я как ведущая. Я воспринимаю это с благодарностью. Ценю мнение авторитетных людей.

Заммэра Надежда Хитун всегда при встрече почти по-матерински скажет, что так, а что нет. Однажды один весьма уважаемый политик заметил, что мне пора уже жестко сказать с экрана о том, что город в глубоком кризисе: власть парализована, дороги не ремонтируются и т. д. Правда, тут же парировал: «Наверное, тебе как интеллигентному человеку такие пассажи не к лицу».

Обратная связь с телезрителем не прекращается ни на минуту. Вот мы сейчас с вами разговариваем, а передо мной лежит письмо одного пенсионера. Он просит задать конкретные вопросы губернатору. Жду, когда Владимир Артяков будет в эфире, чтобы выполнить просьбу человека.

Если же говорить о рейтинге, о показателе смотрибельности программы, то «Обозреватель» занимает достаточно высокую позицию, хотя несколько уступает ежедневным новостям, но это вполне объяснимо.

- Какова, по-вашему, роль аналитической прессы в современных условиях? Насколько такие программы, как -«Обозреватель», заставляют зрителя думать или формируют мировоззрение? Существует мнение, что, предоставляя аудитории не только фактический материал, но и проводя его анализ, авторы отчасти навязывают свое или, еще хуже, чужое мнение...

- Значение аналитики в СМИ несомненно велико. Однако у таких изданий, как «Хронограф», как программа «Обозреватель», есть ряд особенностей. И наши зрители, и ваши читатели в большинстве своем люди весьма грамотные, способные понять, что к чему, и разглядеть какие-то подводные камни. Поэтому, когда мы стремимся предъявлять им свои умозаключения, пусть и основанные на фактах и доказательствах, мы должны понимать всю ответственность. А умничать просто так — кому это будет интересно? Знаете, я вообще думаю, что нужно обладать огромным авторитетом, чтобы иметь право формировать мировоззрение людей.

Любой журналист, даже если он делает новостные репортажи, где недопустимо подавать факты через призму собственного восприятия, является социально ответственной фигурой. Требования к себе как к личности должны быть огромны. Что касается возможного навязывания мнения в авторской подаче, то все зависит от того, как это мнение выражается. Менторский тон неуместен. Авторская позиция имеет право на существование, но кто сказал, что она истина в последней инстанции? Для зрителя (или читателя) это не более чем дополнительная информация к собственным выводам. Я не соглашусь с тем, что аналитика или публицистика могут отучить людей думать. В менталитете россиян заложена необходимость все время что-то осмысливать. Такова наша душевная природа. Она продиктована необходимостью самосохранения.

«Обозреватель» и «Хронограф» объединяет специфика профессиональных задач, которая обусловлена аналитическим жанром. Он архисложный. Здесь единицы могут считать себя сложившимися профессионалами. Слишком ответственная задача — проводить исследования, делать правильные и полезные выводы. Для этого необходимо обладать большим опытом работы, иметь хорошую теоретическую базу, широкий кругозор и, конечно, аналитический склад ума. Тольяттинская телевизионная аналитика, в отличие от газетной, направление еще только формирующееся. И мы не боимся этого признать. Причина проста. Телевидение само по себе в нашем городе еще очень молодо. Печатные издания имеют несравнимо более длительную историю своего развития. Моя мама, Людмила Орлова, -корректор с огромным стажем. 40 лет назад она работала в газете «За коммунизм». Уже тогда, говорит она, были сильные журналисты: Юрий Цыпленков, Николай Васильев, Борис Букатов, Людмила Романюк и многие другие. Некоторых уже нет в живых, кто-то уехал из Тольятти. Но они были отличными специалистами, стояли у истоков тольяттинской прессы, заложили ее фундамент. Когда-нибудь и на местном ТВ мы воспитаем свою плеяду профессиональных кадров. Перспективные журналисты уже есть. Нужно время, чтобы они окрепли, освоили телевизионный язык аналитики. В отличие от газетного, он должен быть более доступным. Ведь услышать и увидеть с экрана это не то же самое, что прочитать в газете. На телевидении другие правила, основанные на принципе сиюминутности зрительского восприятия.

- Можно ли отличить настоящую аналитику от псевдотаковой? Ведь не секрет, что многие авторы, прикрываясь популярным форматом и используя умные слова, пытаются популяризировать себя либо свой медиапродукт, зачастую совершенно дилетантский и бесполезный.

- Я бы не хотела давать оценку моим коллегам. У каждого свои задачи, каждый приходит в профессию сообразно своим внутренним ощущениям жизни. Какими качествами должен обладать журналист, аналитик, я уже сказала. Единственное, чего сама не приемлю в работе, так это погони за сенсацией. Даже если это прямой путь к повышению рейтинга и увеличению продаж. Политкорректность — вот на чем должна базироваться журналистская правда, суть нашей профессии.

- Насколько вы согласны с утверждением, что информация — это товар, и насколько качественной может быть информация, предоставляемая потребителю бесплатно? Ведь думающий человек понимает, что она все равно оплачена, вопрос только-кем...

- Да, мы живем в мире, где все идет на продажу. Таковы условия рынка. Пресса и ТВ обеспечивают людей информацией. Но это не значит, что все, о чем мы говорим, кем-то заказано и оплачено. Это далеко не так. На долю коммерческого материала есть немалая доля социальных сюжетов. Кроме того, никто не заставит меня из меркантильных интересов поступиться человеческими принципами морали и нравственности. И я как редактор, как руководитель программы никогда не потребую этого от журналистов.

Главное — в погоне за мнимой свободой творчества не отвергнуть, как герой Соммерсета Моэма в романе «Луна и грош», общечеловеческие заповеди. Вот тогда тебе действительно грош-цена. Коммерческая составляющая есть и у «Обозревателя». Но она необходима для того, чтобы программа жила. Вся наша команда это понимает. Это понимаю я, как человек, который не хочет, чтобы программа ушла из эфира. В моей профессиональной карьере «Обозреватель» — лучшее, что могло быть. Хочется и дальше развиваться, делать эфиры интереснее, что называется на злобу дня. Я благодарю судьбу за то, что имею возможность быть в любимой профессии. Очень благодарна и моим руководителям: директору КТиП ОАО «АВТОВАЗ» Инне Лауэр, замдиректора Владимиру Исакову, главному редактору Андрею Дьяконову. Они доверили мне самый сложный участок работы. И порою в ущерб семье и личным делам я с огромным творческим интересом и удовольствием постигаю все таинства телевидения.

- Сегодня горожане могут принимать до нескольких десятков телевизионных каналов, не говоря уже о кабельном и спутниковом ТВ. Насколько тяжело работать в условиях такой жесткой конкуренции?

- ВАЗ ТВ обладает огромными техническими возможностями. Мы даем людям право выбора, что смотреть. Это около 50 каналов в кабельных сетях. Это наличие специального оборудования, с помощью которого идут прямые включения из различных точек города, помогая нам решать задачу развития интерактивного ТВ.

Мы впервые в истории тольяттинского телевидения в 2005 г. провели телемост с Самарой (телекомпания СКАТ), где в прямом эфире обсуждали актуальные проблемы жителей области. Несомненно, ВАЗ ТВ — это крупнейшая телекомпания губернии. Кроме того, мы развиваемся в рамках медиахолдинга, в котором, кроме телевидения, есть газета «Волжский автостроитель» и радио ЛАДА FM. Наше партнерство также дает неоспоримые преимущества.

- В заключение традиционный вопрос: каковы ваши планы на будущее?

- Лучшие планы — это удержать то, что имеешь. 5 лет программе. 18 лет на телевидении. Редактор — от латинского redactus — «приведенный в порядок». Приводить в порядок свои авторские мысли, выстраивать события по ранжиру, планировать порядок действий — мне нравится решать такие задачи. Неделю за неделей жить в безумном ритме. Иногда кажется, что это стрессогенная работа. Но другой и не надо. Кстати, некоторые люди из моего окружения откровенно отправляют меня в Москву — не пора ли уже сделать следующий шаг? Не пора. Здесь, в Тольятти, есть все, что дает мне ощущение полноты жизни. Этим я счастлива!

Справка:

Ирина Левина. Награды: в 2006 г. награждена медалью «3а личный вклад в развитие и процветание г. Тольятти», в 2007 г. — медалью Петра Великого «3а трудовую доблесть». Неоднократный лауреат городских премий «3а достижения в области журналистики» в номинации «Лучшая публицистическая и аналитическая программа». Лауреат премии Союза журналистов Самарской губернии «Публицистика в кадре». Лауреат премии «Женщина Автограда — 2005» в номинации «Женщина-журналист».