Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (198) | 24 сентября 2007г.
 

Борис Алешин:

Я обращался к президенту

Павел Соколов

17 сентября топ-менеджменту ОАО «АВТОВАЗ» был представлен новый президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис АЛЕШИН. Свое назначение он получил после ухода его предшественника Владимира АРТЯКОВА на пост губернатора Самарской обл. На АВТОВАЗе Алешин с момента прихода на него ФГУП «Рособоронэкспорт» — с конца 2005 г. он в составе совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». До последнего времени являлся представителем правительства РФ в совете директоров тольяттинского автозавода. В минувший понедельник экс-руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин провел свою первую пресс-конференцию в статусе президента Группы «АВТОВАЗ».

- Борис Сергеевич, вы покинули пост главы Роспрома как раз накануне принятия президентом РФ Владимиром Путиным решения об отставке премьер-министра Михаила Фрадкова и его правительства. В момент принятия решения возглавить Группу «АВТОВАЗ» вам уже было известно о планах президента по роспуску правительства, ведь вы же проходили по этому вопросу собеседование с Путиным?

- Я не такая крупная политическая фигура, чтобы владеть подобного рода сведениями при принятии решения о переходе на ту или иную должность. Можно, наверное, сказать, что мой переход с должности руководителя Федерального агентства по промышленности на пост президента Группы «АВТОВАЗ» и отставка правительства — это просто совпадение.

- Что вы можете сказать о профессиональных качествах нового председателя правительства РФ Виктора Зубкова? Как изменятся при нем лоббистские возможности АВТОВАЗа на уровне правительства ?

- Сейчас я могу оценивать пока только потенциальные возможности нового премьера. Он известен как человек серьезный, имеющий хорошую основу в профессиональном плане. За словом «серьезный» я вижу все, что необходимо для человека, который в жизни может сделать самый большой проект – построить эффективную работу правительства. Что касается членов кабинета правительства, то я думаю, что изменения произойдут. Для меня это очевидно.

По поводу лоббирования интересов АВТОВАЗа тоже отвечу. Действительно, два года назад я обращался к президенту РФ Владимиру Путину в письменном виде.

Давал обоснование того, что АВТОВАЗу нужны инвестиции. Но должен признать, что за это время мы как АВТОВАЗ сделали мало для того, чтобы правильно представить самих себя инвестору под названием «государство». У нас, к сожалению, до сих пор нет утвержденного инвестиционного плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу, мы до сих пор не очень выразительны в представлении правительству своих заявок на финансирование. Но готовность государства оказать АВТОВАЗу помощь имеется. Недавний визит Владимира Путина на АВТОВАЗ это подтвердил. Правительство и президент готовы помогать АВТОВАЗу. Мяч на нашей стороне, но мы должны правильно себя представить. Это чуть ли не одна из главнейших задач.

- Вы возглавили автозавод в тот самый момент, когда темы сокращения штата» и «низкого уровня зарплаты» с подачи отдельных заинтересованных региональных ФПГ оказались наиболее разогретыми. Как собираетесь справляться с ситуацией?

- Думаю, что здесь речь надо вести не о сокращении персонала, а о повышении эффективности работы предприятия, и уж потом переходить к модели «что делать с персоналом». Уровень переработки на самом АВТОВАЗе сегодня достигает 70%. Это очень неэффективно. Максимальный уровень собственной переработки на современных предприятиях не должен превышать 30%. Поэтому такое технологическое кольцо, которое сегодня находится внутри АВТОВАЗа, должно быть выведено из него. На мой взгляд, огромный резерв для работы с персоналом имеет площадка вокруг завода. Перевод на нее мощностей по переработке даст импульс к новому развитию.

Это позволит мигрировать туда людям, которые будут вынуждены работать вне АВТОВАЗа. Этим надо заниматься. Здесь я также рассчитываю на помощь правительства. Подобного рода кластерные образования сегодня в правительстве на слуху. Совместными силами здесь можно много чего сделать.

Что касается административного аппарата, то я сторонник простой структуры управления. Обещаю, что она будет максимально упрощена в ближайшее время — это первое. Второе — система управления также должна претерпеть изменения. Везде она реализуется как матричная: с одной стороны — дивизионы, а с другой стороны — проектное управление. Но начинать нужно с сокращения административных издержек, чем я и буду заниматься.

- Тема поиска АВТОВАЗом стратегического партнера, а также критика по поводу конкурентных особенностей тольяттинского автозавода в последнее время стали одними из самых востребованных поводов для разговоров об АВТОВАЗе. В чем выражается ваше понимание этих вопросов?

- Наш основной конкурент — не предприятия-производители, с которыми подписывается инвестиционное соглашение, а компании, которые завозят готовые новые автомобили. Хочу еще раз подчеркнуть: сборка — не наш основной конкурент. Мы, например, считаем, что к 2012 г. в России будет собираться примерно 1 млн. иномарок. Но есть более сдержанные оценки, причем это оценки независимых оценщиков, которые говорят, что уже к 2016 г. такие сборщики не будут выпускать более 800 тыс. автомобилей. Думаю, что мы вправе по-прежнему перед правительством ставить задачу о разумной помощи. Но я хотел бы подчеркнуть, что мы должны здесь иметь достаточно умный подход для того, чтобы это не выглядело простым субсидированием. История развития автопрома, особенно европейского, в последние годы показывает, что частенько государства Европы, а то и Евросоюз, помогают своим компаниям. Нужно быть более мудрым в этом вопросе и учиться «упаковывать» помощь государства настолько безупречно, как это делают наши западные коллеги. Они говорят, что «мы все делаем в коммерческом плане самостоятельно, а государство нам лишь создает некие условия...» Поэтому я считаю этот вопрос очень важным, и он не менее стратегический, чем тот, когда мы говорим о привлечении стратегического участника или инвестора.