17 сентября топ-менеджменту ОАО «АВТОВАЗ» был представлен новый президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Борис АЛЕШИН. Свое назначение он получил после ухода его предшественника Владимира АРТЯКОВА на пост губернатора Самарской обл. На АВТОВАЗе Алешин с момента прихода на него ФГУП «Рособоронэкспорт» — с конца 2005 г. он в составе совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». До последнего времени являлся представителем правительства РФ в совете директоров тольяттинского автозавода. В минувший понедельник экс-руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин провел свою первую пресс-конференцию в статусе президента Группы «АВТОВАЗ».
- Борис Сергеевич, вы покинули пост главы Роспрома как раз накануне принятия президентом РФ Владимиром Путиным решения об отставке премьер-министра Михаила Фрадкова и его правительства. В момент принятия решения возглавить Группу «АВТОВАЗ» вам уже было известно о планах президента по роспуску правительства, ведь вы же проходили по этому вопросу собеседование с Путиным? - Я не такая крупная политическая фигура, чтобы владеть подобного рода сведениями при принятии решения о переходе на ту или иную должность. Можно, наверное, сказать, что мой переход с должности руководителя Федерального агентства по промышленности на пост президента Группы «АВТОВАЗ» и отставка правительства — это просто совпадение. - Что вы можете сказать о профессиональных качествах нового председателя правительства РФ Виктора Зубкова? Как изменятся при нем лоббистские возможности АВТОВАЗа на уровне правительства ? - Сейчас я могу оценивать пока только потенциальные возможности нового премьера. Он известен как человек серьезный, имеющий хорошую основу в профессиональном плане. За словом «серьезный» я вижу все, что необходимо для человека, который в жизни может сделать самый большой проект – построить эффективную работу правительства. Что касается членов кабинета правительства, то я думаю, что изменения произойдут. Для меня это очевидно. По поводу лоббирования интересов АВТОВАЗа тоже отвечу. Действительно, два года назад я обращался к президенту РФ Владимиру Путину в письменном виде. | | Давал обоснование того, что АВТОВАЗу нужны инвестиции. Но должен признать, что за это время мы как АВТОВАЗ сделали мало для того, чтобы правильно представить самих себя инвестору под названием «государство». У нас, к сожалению, до сих пор нет утвержденного инвестиционного плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу, мы до сих пор не очень выразительны в представлении правительству своих заявок на финансирование. Но готовность государства оказать АВТОВАЗу помощь имеется. Недавний визит Владимира Путина на АВТОВАЗ это подтвердил. Правительство и президент готовы помогать АВТОВАЗу. Мяч на нашей стороне, но мы должны правильно себя представить. Это чуть ли не одна из главнейших задач. - Вы возглавили автозавод в тот самый момент, когда темы сокращения штата» и «низкого уровня зарплаты» с подачи отдельных заинтересованных региональных ФПГ оказались наиболее разогретыми. Как собираетесь справляться с ситуацией? - Думаю, что здесь речь надо вести не о сокращении персонала, а о повышении эффективности работы предприятия, и уж потом переходить к модели «что делать с персоналом». Уровень переработки на самом АВТОВАЗе сегодня достигает 70%. Это очень неэффективно. Максимальный уровень собственной переработки на современных предприятиях не должен превышать 30%. Поэтому такое технологическое кольцо, которое сегодня находится внутри АВТОВАЗа, должно быть выведено из него. На мой взгляд, огромный резерв для работы с персоналом имеет площадка вокруг завода. Перевод на нее мощностей по переработке даст импульс к новому развитию. | | Это позволит мигрировать туда людям, которые будут вынуждены работать вне АВТОВАЗа. Этим надо заниматься. Здесь я также рассчитываю на помощь правительства. Подобного рода кластерные образования сегодня в правительстве на слуху. Совместными силами здесь можно много чего сделать. Что касается административного аппарата, то я сторонник простой структуры управления. Обещаю, что она будет максимально упрощена в ближайшее время — это первое. Второе — система управления также должна претерпеть изменения. Везде она реализуется как матричная: с одной стороны — дивизионы, а с другой стороны — проектное управление. Но начинать нужно с сокращения административных издержек, чем я и буду заниматься. - Тема поиска АВТОВАЗом стратегического партнера, а также критика по поводу конкурентных особенностей тольяттинского автозавода в последнее время стали одними из самых востребованных поводов для разговоров об АВТОВАЗе. В чем выражается ваше понимание этих вопросов? - Наш основной конкурент — не предприятия-производители, с которыми подписывается инвестиционное соглашение, а компании, которые завозят готовые новые автомобили. Хочу еще раз подчеркнуть: сборка — не наш основной конкурент. Мы, например, считаем, что к 2012 г. в России будет собираться примерно 1 млн. иномарок. Но есть более сдержанные оценки, причем это оценки независимых оценщиков, которые говорят, что уже к 2016 г. такие сборщики не будут выпускать более 800 тыс. автомобилей. Думаю, что мы вправе по-прежнему перед правительством ставить задачу о разумной помощи. Но я хотел бы подчеркнуть, что мы должны здесь иметь достаточно умный подход для того, чтобы это не выглядело простым субсидированием. История развития автопрома, особенно европейского, в последние годы показывает, что частенько государства Европы, а то и Евросоюз, помогают своим компаниям. Нужно быть более мудрым в этом вопросе и учиться «упаковывать» помощь государства настолько безупречно, как это делают наши западные коллеги. Они говорят, что «мы все делаем в коммерческом плане самостоятельно, а государство нам лишь создает некие условия...» Поэтому я считаю этот вопрос очень важным, и он не менее стратегический, чем тот, когда мы говорим о привлечении стратегического участника или инвестора. |