Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (198) | 24 сентября 2007г.
 

Поговорили о коррупции

Дела по «зачистке» сервера ГИБДД готовы к передаче в суд

Игорь Караулов

19 сентября начальник УГИБДД по Самарской обл. Валерий ТРОФИМОВ (на фото) заявил, что в ближайшее время в суд будут переданы уголовные дела в отношении лиц, причастных к удалению сведений из базы данных ГИБДД о гражданах, лишенных прав на управление транспортным средством. Всего, по словам Трофимова, возбуждено 15 уголовных дел, обвиняемыми по которым проходят как рядовые граждане, так и сотрудники ГИБДД. Начальник областной Госавтоинспекции сказал, что огласит фамилии лиц, проходящих по делу, после того как будут предъявлены обвинения.

Факты, свидетельствующие о том, что с информационного сервера ГИБДД каким-то образом исчезли фамилии тех, кто по решению мировых судов был лишен прав на управление транспортным средством, удалось выявить в результате проверки сотрудниками прокуратуры. Сотрудники надзорной инстанции установили, что «зачистки» на сервере имели место с осени 2005 г. по ноябрь 2006 г. В результате был установлен ряд лиц, причастных к удалению данных. После того как данная информация была предана гласности, руководство инспекции г. Самары поспешило сделать заявление: фамилии нарушителей исчезли из компьютера в результате технического сбоя. Но позднее выяснилось, что неполадки с техникой отношения к делу не имеют. Суть в том, что, после того как фамилия лишенного прав гражданина исчезала с сервера, он спокойно шел в ГИБДД и с чистой совестью получал дубликат якобы утерянных прав. По информации источников «Хронографа», такая услуга могла стоить от 15 до 50 тыс. р. Если водитель был лишен прав по постановлению суда, то сумма становится гораздо большей. В данный момент, как заявил начальник УГИБДД по Самарской обл. Валерий Трофимов, готово к передаче в суд одно дело, расследование по которому проводила прокуратура Промышленного р-на.

Впоследствии к этому делу был подключен и контрольно-профилактический отдел (КПО) ГИБДД, в функции которого входит выявление фактов коррупции, правонарушений и злоупотреблений должностными полномочиями среди сотрудников автоинспекции.

Из 15 уголовных дел часть была возбуждена в отношении неустановленных лиц, хотя установить личности причастных к уничтожению данных с сервера лишь вопрос времени.

На встрече с журналистами, которая состоялась 19 сентября, Трофимов рассказал также об итогах работы в целом контрольно-профилактического отдела за 8 месяцев этого года.

По результатам проверок КПО было возбуждено 9 уголовных дел. В основном это факты, связанные с вымогательством инспекторами денег с нарушителей. В особо сложных случаях КПО работает в связке с органами прокуратуры и Управлением собственной безопасности ГУВД области. Кстати, в данный момент Самара используется как база для повышения квалификации. На территории области в данный момент находятся сотрудники КПО из 19 регионов России. Их также привлекают к проведению тех или иных операций. Валерий Трофимов объяснил это так: «Те, кого ловят, зачастую знают в лицо тех, кто их ловит».

Факты взяточничества имеют место не только среди сотрудников Госавтоинспекции. Так, КПО ловит с поличным и тех, кто предлагает деньги инспекторам. По одному из таких дел уже вынесен приговор, который оказался весьма суровым: гражданин получил 4 года лишения свободы. Но т. к. на момент совершения преступления он еще не отбыл условное наказание, это было принято во внимание судом при вынесении приговора. Что касается взяток, то в уголовных делах фигурируют суммы от 500 до 25 тыс. р. Столь крупные суммы обуславливаются ездой в пьяном виде, когда нарушитель готов заплатить тысячу долларов за то, чтобы ему вернули права. Начальник ГИБДД сказал, что сумма взятки зависит от того, кто ее предлагает и кому ее предлагают. Самому начальнику ГИБДД предлагали взятку автомобилем Toyota Land Cruiser.

И еще. В конце августа начальник Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко обрушился с ярко выраженной негативной критикой в адрес сотрудников ГИБДД. Последние, по мнению Левченко, не следят за порядком на железнодорожных переездах, отчего нередко возникают аварийные ситуации. Левченко пригрозил на совещании, что если ситуация не поменяется, то он вынужден будет закрыть ряд переездов. Валерий Трофимов высказывание начальника КбшЖД прокомментировал в том ключе, что перекрыть переезды Левченко вряд ли позволят. Если же он это сделает, то управление железной дороги будет завалено судебными исками как от рядовых автомобилистов, так и от компаний, занимающихся транспортными грузоперевозками. Прежде чем делать подобные заявления, добавил он, необходимо иметь проверенную информацию: «Никто не обязан стоять на переезде и регулировать движение поезда и движение транспорта».