Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (198) | 24 сентября 2007г.
 

Андрей Чигинев:

Работы по ремонту тепловых сетей выполнены полностью

Елена Богданова

18 сентября был подписан паспорт технической готовности к отопительному сезону ОАО «ТЕВИС». В этом году по ряду объективных причин сроки ремонта магистральных сетей были значительно сокращены. Кроме того, перед ОАО «ТЕВИС» стояла обязанность реализовывать мероприятия инвестиционной программы, официальный старт которой был дан в начале 2007 г. О предварительных итогах реализации ИП и готовности к новому отопительному сезону кореспонденту «Хронографа» рассказал технический директор ОАО «ТЕВИС» Андрей ЧИГИНЕВ.

- Андрей Викторович, завершены ли мероприятия по подготовке к новому отопительному сезону?

- В этом году, как и в предыдущие годы, мы объявили готовность к отопительному сезону 15 сентября, паспорт технической готовности был подписан 18 сентября. Фактически мы сейчас имеем суточную готовность подачи тепла. А работы по текущему ремонту тепловых сетей выполнены на 100%.

В настоящий момент нами подана заявка на перевод источника тепла на зимний режим работы с 8 октября, но в части, зависящей от нас, мы готовы подать тепло потребителям в любой момент, как только в этом возникнет необходимость.

- Помимо ремонта магистральных сетей ТЕВИС участвует в подготовке жилого фонда к отопительному сезону. В чем именно выражается участие ТЕВИСа и насколько жилой фонд готов сейчас к зиме?

- Готовность жилого фонда в настоящий момент низкая. По тем сведениям, которые я получал в последний раз, она составляет порядка нескольких процентов. Нами ведется работа по приемке готовности объектов, в том числе и жилого фонда, к отопительному сезону, мы принимаем у управляющих компаний выполнение всех необходимых регламентных работ: промывку, опрессовку системы, ремонтные работы, модернизацию. Результатом этой работы является акт готовности системы теплоснабжения объекта к работе в отопительном сезоне. Иногда сами участвуем в подготовке жилого фонда. Например, проводим промывку и опрессовку сетей, принадлежащих другим организациям, по их заявке.

- После окончания отопительного сезона вы проводите опрессовку магистральных сетей и после подведения итогов отчитываетесь как перед мэрией, так и перед населением через СМИ. Однако подготовка к зиме предполагает не только латание дыр, но и некоторое развитие и модернизацию сетей. Что было сделано в течение межотопительного сезона?

- У нас есть ряд документов, которые составляются на разные сроки — от года до нескольких лет вперед. Например, программа внедрения новых технологий принята на 2006 -2010 гг., ежегодно утверждается производственная программа, включающая реконструкцию сетей и объектов, с начала 2007 г. действует инвестиционная программа, утвержденная на три года — 2007 — 2009. Все эти работы ведутся непрерывно в течение всего года, другое дело что значительную их часть можно исполнять наиболее интенсивно только в течение межотопительного периода.

В этом году на тепловых сетях было заменено более 300 единиц арматуры на шаровую. Взамен 23 сальниковых компенсаторов установлены сильфонные. Смонтированы 2 новые насосные станции подкачки на тепловых сетях, завершена в полном объеме диспетчеризация технологии тепловодоснабжения 16-21 кварталов района. В этом году ремонтный период был значительно короче, чем в предыдущие годы. Отопительный сезон закончился значительно позже, в начале мая. Плюс в связи с проведением саммита нам пришлось перенести сроки опрессовки, в этом году мы выполняли ее 22 — 23 мая. Т. е. непосредственно к летнему ремонту смогли приступить только в июне.

Сегодня время для ремонта сетей еще есть, и мы будем продолжать его, пока позволяют условия.

- Основная проблема предприятий ЖКХ заключается в недостатке оборотных средств, которые позволили бы производить ремонт и реконструкцию сетей в необходимом объеме. Однако работу предприятий ЖКХ останавливать нельзя, энергоресурсы должны подаваться потребителю в любом случае. Как на вашем предприятии выходят из этой ситуации?

- Отставание в замене сетей как было, так и осталось, причем такая ситуация наблюдается не только в ТЕВИСе, но и в других энергоснабжающих организациях. По нормативу срок службы сетей составляет 20 лет, т. е. каждый год нам необходимо менять 5% сетей. У нас на балансе находится порядка 250 км сетей в двухтрубном исчислении, или 500 км в однотрубном. Т. е. в год замене подлежат 25 км сетей. Таких объемов мы никогда не достигали: ни тарифы, ни собственные средства нам этого не позволяют. Поэтому существует постоянное отставание от норматива.

В этом году на текущий момент мы заменили 9,2 км тепловых сетей. Но здесь нас выручает следующее. Решение о замене каждого участка сетей принимается только по результатам диагностики, подтверждающей их реальное критическое состояние. Срок службы сетей, помимо норматива, складывается из ряда факторов — соблюдения технологического процесса при укладке, качества материала, из которого изготовлена труба, и других. Эта практика позволяет нам существенно оптимизировать затраты. Если же говорить о недостатке оборотных средств, который вызван долгами со стороны наших потребителей, то сегодня для расчетов с поставщиками и подрядчиками мы вынуждены брать кредиты в коммерческих банках, проценты по которым съедают часть средств, направленных, в противном случае, на дополнительные объемы ремонтов.

- В принципе, сейчас уже можно подводить приблизительные итоги реализации инвестиционной программы ТЕВИСа, которая стартовала в начале 2007 г. Сколько было привлечено средств и какие мероприятия в рамках ИП удалось реализовать?

- Что касается инвестиционной программы, то она утверждена на 3 года — с 2007 по 2009 гг. В настоящий момент нам в полном объеме утвержден перечень мероприятий и частично — источники финансирования. Из двух источников один — надбавку к тарифу — нам просто не утвердили. Т. е. сегодня примерно половина программы не имеет источника финансирования. Что же касается платы за подключение, то здесь ситуация следующая. Во время подготовки инвестиционной программы по водоснабжению и канализации в нее были заложены параметры, которые привели к тарифам в 3-4 раза ниже требуемых. Программа в таком виде была утверждена, и вышло постановление мэра об утверждении платы за подключение. С начала этого года мэрия ведет мониторинг того, сколько мы средств собрали и сколько на какие работы истратили. В результате за первое полугодие нами было собрано средств приблизительно 6% от требуемого.

В итоге в августе мэрия предложила пересмотреть инвестиционную программу и прислать ее новую редакцию на согласование. Сейчас мы над этим работаем. В августе же мы направили в мэрию наши предложения по воде и канализации, а в ближайшие дни намерены направить предложения по теплу. Надеемся, что инвестиционная программа будет пересмотрена. Не исключено, что надбавка к тарифу как источник финансирования будет исключена, а все мероприятия инвестиционной программы будут финансироваться в счет платы за подключение к теплу, воде и канализации.

- Мероприятия ИП как-либо накладывались на мероприятия по подготовке к отопительном сезону?

- Если говорить об инвестиционной программе по теплоснабжению, то все ее мероприятия так или иначе направлены на обеспечение объектов теплом в отопительном сезоне, если не в наступающем, то в будущих. Сегодня за счет средств, поступивших из источников ИП, смонтированы 2 насосные станции подкачки в тепловых узлах в 8-м квартале и заменен участок тепловой сети по Приморскому б-ру. Эти работы проводились в рамках ИП, но их можно считать и подготовкой к отопительному сезону.

- Каждую осень, с началом нового отопительного сезона и население, и энергоснабжаюшие организации начинают готовиться к повышению тарифов на услуги ЖКХ. Как вы считаете, насколько в этом году могут повыситься услуги энергоснабжающих организации?

- Эти тарифы регулируются государственными органами. Скорее всего, для энергоснабжающих организаций можно ожидать рост тарифов в пределах 11-12%.

Я думаю, что искусственное сдерживание роста тарифов — мера неэффективная, а точнее, абсолютно вредная для реальной экономии энергоресурсов. В конце концов, в норматив закладываются многие вещи, без которых эффективное функционирование ЖКХ невозможно. В частности, это своевременный ремонт сетей и их модернизация, как следствие, уменьшение потерь при транспортировке. Это один аспект проблемы.

Второй аспект проблемы заключается в том, что конечному потребителю, который получает, например, воду по достаточно низкому тарифу, просто нет смысла ее экономить. По результатам наших измерений приборами учета на вводах в жилые дома потери холодной воды у жильцов составляют не менее 30%. Эта та вода, которая дойдя до конечного потребителя, сразу уходит в канализацию из-за неисправных сливных бачков, подтекающих кранов, неисправной запорной арматуры в подвалах домов. В результате потребитель не укладывается в норматив, оплачивает эту воду как потребленную на свои нужды, плюс дополнительно оплачивает ее водоотведение и дальнейшую очистку.

Для того чтобы этих потерь избежать, достаточно было бы держать в исправном состоянии сантехническое оборудование, и, установив приборы учета, можно было бы реально экономить. Но сегодня стимула для полноценной экономии практически нет.

Хотя следует отметить, что тенденция последних лет заключается в том, что потребление и горячей, и холодной воды в Автозаводском р-не постепенно сокращается, несмотря на небольшой, но все-таки прирост населения и достаточно активное строительство новых объектов. По нашему мнению, в основном это результат стихийного процесса внедрения элементов энергосбережения со стороны населения, которое, желая снизить свои затраты, приводит в порядок сантехническое оборудование в своих квартирах и рассчитывается по счетчикам.

В принципе неплохая идея — оснастить общедомовыми приборами учета все дома Автозаводского р-на. Большинство домов в Новом городе представляют собой некоторые типовые серии, соответственно, технические решения по установке приборов точно так же можно сделать типовыми. Это означает не то, что требуемая «Правилами учета...» процедура будет сокращена, а то, что при правильном подходе к этой работе такое массовое внедрение систем коммерческого учета можно существенно оптимизировать.