Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (190) | 2 июля 2007г.
 

Очирова подвинут

Факторинговые компании создадут проблемы для бизнеса ПКБ

Георгий Кизельгур

Начавшееся стремительное вхождение в самарский регион серьезных игроков рынка факторинговых услуг может составить серьезную угрозу для бизнеса ЗАО «Приволжское кредитное бюро» (ПКБ), которое является единственной в своем роде компанией в Самарской обл. Факторинговые компании предпочитают не пользоваться услугами кредитных бюро. Причем они способны существенно оттянуть часть клиентов у местных банков, тем самым лишив заказов ПКБ. ЗАО АКБ «Банк Сосьете Женераль Восток», являющееся крупнейшим даже по мировым меркам факторинговым оператором, уже в Тольятти.

В настоящее время Тольятти, как и в целом Самарская обл., стоит на пороге взрывного роста объемов потребления услуг факторинговых компаний. О том, что этот процесс принял необратимый характер, говорит то, что в Тольятти уже открыли свои представительства компании ЗАО ФК «Еврокоммерц» и ЗАО АКБ «Банк Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ). Обе эти компании являются лидерами на российском рынке факторинга, а также имеют возможность и опыт работы на международном рынке. Основным потенциальным клиентом этих компаний является малый и средний бизнес, постоянно испытывающий, в силу особенности своей деятельности, потребность покрытия кассовых разрывов.

Раньше (до прихода в Тольятти крупных игроков рынка факторинга) решить эту проблему представители малого и среднего бизнеса могли только путем кредитования в банках. В основном это были короткие кредиты на срок от 30 до 180 дней. Причем именно за счет этих коротких кредитов тольяттинские и самарские банки зарабатывают свою основную прибыль. Многие из них являются не только акционерами ЗАО «Приволжское кредитное бюро» (ПКБ), но также и его основными клиентами.

Следовательно, от их финансового благополучия, а также от роста потребностей банков проверять кредитоспособность своих потенциальных клиентов всецело зависят перспективы дальнейшего существования ПКБ.

Между тем факторинговые компании способны уже в течение предстоящего года создать для ПКБ серьезные проблемы в плане перспектив его дальнейшего существования. Первое, с чем предстоит столкнуться акционерам ПКБ, — это резкий отток клиентов- юрлиц, кредитовавшихся в целях покрытия кассового разрыва на короткий срок. Это непременно случится в силу того, что получение средств по договору факторинга намного проще и выгоднее, чем в виде банковского кредита. Более того, факторинговые компании не испытывают потребностей в услугах кредитных бюро, так как банки предлагают факторинговые услуги с регрессом.

Таким образом, в отличие от факторов банки не заинтересованы в оценке дебиторов своих клиентов. В то же время банки требуют от скоринговых компаний оценки кредитоспособности кредитополучателей. В то время как факторинговые компании интересует главным образом надежность дебитора их клиента. По информации «Хронографа», ПКБ не обладает методологией изучения надежности дебиторов потенциальных клиентов банков, а соответственно, им будет нечего предложить новым игрокам местного финансового рынка.

Более того, ПКБ уже столкнулось с проблемой, когда даже только что вошедшие в Тольятти своими филиалами или допофисами иногородние банки не разрешали своим представителям пользоваться услугами местного кредитного бюро. На эту проблему председатель совета директоров ЗАО «ПКБ» Сергей Очиров посетовал в комментарии «Хронографу» еще в июне 2006г. (см. «Хронограф» №22 (141) от 26.06.06). Он, в частности, сообщил, что именно с филиалами московских банков возникают трудности при заключении договоров, так как у них нет самостоятельного права решения финансовых вопросов и что они, как правило, получают информацию о заемщиках через свой центральный офис.

Однако на этот раз Очиров не стал комментировать ситуацию. В его приемной сослались на то, что он находится в отпуске. Но при этом не пожелала ответить на вопросы «Хронографа» и генеральный директор ЗАО «ПКБ» Вера Агафонова.

Стоит напомнить, что, до того как создать бизнес по проверке кредитоспособности потенциальных клиентов местных банков, Очиров какое-то время проработал в должностях начальника тольяттинской службы УФСБ по Самарской обл. и директора по охране собственности и правопорядка ОАО «АВТОВАЗ». Безусловно, на той работе он мог получить не только опыт работы по проверке физ- и юрлиц, но также и приобщиться к имеющимся в этих организациях базам данных. Хотя в этом есть для него и свой минус. Структурные подразделения, в которых ранее работал Очиров, не практиковали методику анализа финансового состояния в качестве одного из источников получения о том или ином лице информации о его надежности в качестве кредитора. Сомнительно, что эти методы появились в созданном Очировым ПКБ, так как его приход в этот бизнес наполнил бюро и без того богатыми данными из различных баз.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме

Справка:

Алгоритм работы факторинговых компаний по проверке своих клиентов

Определяются условия предельного финансирования, диверсификация по дебиторам. Определяется, через какое время и на какие объемы поставок клиент передаст фактору дебиторов. Требование к клиенту передать определенное число дебиторов не сильно влияет на риск по данному клиенту, потому что клиент может осуществлять отгрузки 5 компаниям на 1 р. и одной на 100 р. Кредитные контролеры готовят информацию справочного характера по всем дебиторам клиента, которых он хотел бы передать фактору. В России пока нет кредитных бюро, где эту информацию можно было бы покупать, поэтому факторинговые компании вынуждены делать это сами. Более того, формируемые факторами базы данных по компаниям являются их сильным конкурентным преимуществом в привлечении клиентов, которые в настоящий момент в редких случаях могут получить справку по потенциальному контрагенту — дебитору из кредитных бюро. Получившиеся справки поступают в подразделение независимого андеррайтинга, которое на основе этих справок, имеющихся баз данных, статистики работы с данными дебиторами определяет адекватные с точки зрения размеров бизнеса дебиторов лимиты по каждому дебитору. Далее коллекторская служба проводит напоминание каждому дебитору с первого дня просрочки. Когда нормальный период отсрочки истекает (30 — 90 дней), подключаются люди из кредитного контроля на местах. В дальнейшем принимается решение о том, как взыскать деньги с дебиторов, разрабатываются графики платежей. Это стандартная процедура.

Из материалов исследования РА -«Эксперт» -«Российский рынок факторинга — 2006».