Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (190) | 2 июля 2007г.
 

Бизнес попал под раздачу

Денег

Павел Андреев

Развитие факторинга в РФ привело к экспансии ведущих факторинговых компаний в регионы. Массированное вторжение нового продукта вполне может стать определенным ударом по местной и региональной банковским системам. Следом за инвестиционными компаниями факторы предлагают финансовый инструмент, имеющий ряд конкурентных преимуществ. По сути местный финансовый бизнес, сформировавшийся на волне приватизации 90-х и в условиях личных договоренностей с руководителями ведущих промышленных предприятий, постепенно оказывается в конкурентной среде, где на первый план выходят рыночные механизмы.

Растущий рынок

Одним из ключевых событий в развитии отечественного факторинга можно считать приобретение в 2006 г. 50% акций ЗАО ФК «ЕВРОКОММЕРЦ» Russia New Growth Fund, находящимся под управлением Troika Dialog Partners (группа «Тройка Диалог»). Бенефициарами фонда являются European Bank for Reconstraction and Development (EBRD) и сингапурская инвестиционная компания Temasek Holdings. Можно предположить, что причин для принятия такого решения было несколько.

Одной из основных можно считать избыток ликвидности финансовых структур. При этом надо учесть, что в области привлечения пассивов и управления ими «Тройка Диалог» является одним из лидеров на российском рынке. Отсюда вполне логичным представляется взятие под контроль компании, предлагающей на рынке один из наиболее эффективных и перспективных инструментов по размещению средств.

Перспективность обусловливается стремительным ростом рынка факторинга (см. гистограммы 1, 2). По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошлом году объем рынка факторинга в РФ удвоился. Если в 2005 г. он составлял 147,1 млрд. р., то в 2006 г. он достиг 297,1 млрд. р., что соответствует $11 млрд. В текущем году ожидается также двукратный рост, что приведет объем рынка к $22 млрд. Такие ожидания объясняются тем, что рынок факторинга в РФ еще находится очень далеко от своего пика. Факторы финансируют не более 10% отсроченной задолженности.

Совокупный объем рынка факторинга по 27 странам в 2005 г., по данным IFG, составил 563 млрд. евро, доля в ВВП -5,96%. Крупнейшие рынки наблюдаются в Великобритании и Ирландии — 226 млрд. евро (11,57% ВВП), Италия — 111 млрд. евро (7,84% ВВП), Франция-89 млрд. евро, Испания — 56 млрд. евро, Германия -55 млрд. евро. Объем российского факторинга в 2005 г. составлял 4,6 млрд. евро (0,9% ВВП). В 2006 г. он вырос до 7,9 млрд. евро (1,1% ВВП). Одновременно РФ существенно опережает по объемам факторинга страны Восточной Европы, где этот показатель не превышает 1 млрд. евро. Возможно, этим объясняется намерение «Тройки Диалог» вывести ЕВРОКОММЕРЦ на рынки ближнего зарубежья и Восточной Европы.

Не следует списывать со счетов и то, что факторинговые компании, как и представители других видов бизнеса, стремятся выходить за пределы столичных рынков. Если по итогам 2005 г. доля московского региона на рынке факторинга составляла 60%, то в 2006 г. она уже снизилась до 55%. В текущем году этот показатель ожидается на уровне 50%. По мнению президента ЗАО ФК «ЕВРОКОММЕРЦ» Григория Кардовского, в общем объеме факторинговых сделок значительно увеличится доля Уральского и Сибирского округов до $7 млрд. и $8 млрд. соответственно, что составит 21% от общего рыночного оборота.

Одним из основных потенциальных клиентов факторов является стационарная торговля. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) доля Москвы в этом секторе в 2006 г. сократилась до 21%, а в 6 регионах выросла до 4%. В числе этих регионов Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Самарская, Тюменская обл., а также Краснодарский край. Кроме того, доля нестационарной торговли, представители которой не могут быть клиентами факторов, в регионах не превышает 10% розничного оборота. В столице этот показатель держится на уровне 25%. Рост доходов населения является гарантией сохранения этой тенденции. Обстоятельства складываются так, что такие регионы, как Самарская обл., сами провоцируют факторинговый бизнес на экспансию, притом что местный и региональный финансовый бизнес ничего существенного предложить на этом рынке не может.

Установившиеся барьеры

Вряд ли местные финансовые структуры могут серьезно помешать планам московских бизнесменов. Рынок факторинга отличается высокой концентрацией (см. гистограмму (графики 1, 2). «Эксперт РА» объясняет это с одной стороны относительной молодостью продукта, с другой — высокими барьерами входа на рынок. В число барьеров входят способность компании оценивать и принимать на себя риски, а также программное обеспечение, позволяющее поставить бизнес на поток и окупать издержки. Учитывая, что основными потребителями факторинга являются предприятия малого и среднего бизнеса, эффективно работать на этом рынке можно только на основе массового обслуживания клиентов. Сегодня существенные конкурентные преимущества имеют компании, заявившие о себе несколько лет назад.

По оценке председателя совета директоров МФК «ТРАСТ» Юрия Волкова, создание нормальной факторинговой компании требует несколько десятков миллионов долларов. По сути это почти непреодолимый барьер для местного регионального финансового бизнеса. Кроме того, «нормальная» компания должна иметь методику оценки рисков и разветвленную сеть продаж. Эти вопросы сразу же выводят на вторую проблему — отсутствие кадров. Развитие провинциальной банковской структуры обеспечило рынок банковскими кадрами. Однако на рынок факторинга идут компании, не имеющие прямого отношения к банкам. В частности, ЕВРОКОММЕРЦ (см. табл. 1). Работа под патронатом инвестиционной компании (ИК) налагает определенный отпечаток на финансистов.

Как в свое время ИК смогли составить конкуренцию банкам по привлечению средств физлиц (привлечение пассивов), так сегодня факторы создают угрозу конкуренции банкам на рынке кредитования в первую очередь малого и среднего бизнеса.

Новые условия

Вице-президент ОАО «МДМ-Банк» в Самаре Дмитрий Пелевин, комментируя корреспонденту «Хронографа» конкурентоспособность банковского бизнеса, заявил о большой очереди к его банку клиентов на получение кредита. По сути он подчеркнул наличие проблем с определением кредитоспособности клиентов. Для получения банковского кредита клиент должен как минимум убедить банк в наличии у себя достаточных активов для формирования залоговой массы. В этих случаях как раз появляются кредитные бюро, способные предоставить банку необходимую информацию о клиентах. Получив после всех этих процедур кредит, клиент в большинстве случаев вынужден его вернуть, прежде чем получить право на новый денежный транш.

Фактора сам клиент интересует гораздо меньше. В первую очередь фактора интересуют дебиторы клиента, точнее их платежеспособность. Скоринговая схема фактора должна обеспечивать быструю оценку дебиторской задолженности и выдавать тип продукта, который фактор готов предложить клиенту. Отсюда и коробочные продукты ЕВРОКОММЕРЦА. Либо бери «коробку», которую тебе дают, либо сиди без денег. В отличие от банка фактор имеет возможность для маневра. Какой челлендж может предложить в этом случае местный банк, зарегулированный федеральным законодательством и контролем ЦБ, сказать сложно. Особенно если учесть, что кредитоспособность большинства представителей малого бизнеса по меньшей мере вызывает сомнение. Есть еще один существенный момент. Банк принимает дебиторскую задолженность как залог. Этого требуют нормативы ЦБ. Клиент же при банковском факторинге в своей финансовой отчетности отражает продажу дебиторки. В случае если дебитор оказывается проблемным, банк возвращает задолженность клиенту. Факторы в случаях с малым и средним бизнесом предпочитают работать без регресса, что является более удобной формой для клиентов как в плане бизнеса, так и в плане бухгалтерской отчетности. Это является существенным фактом еще и с учетом того, что значительная часть клиентов местных банков из числа юрлиц кредитуется на сроки от 30 до 180 дней (см. табл. 2). По сути региональные банки финансируют за счет кредита отсрочки платежей. По мнению представителей факторингового бизнеса, кредит — не лучший инструмент в этом случае, и его место со временем должен будет занять факторинг. Причем на коротких кредитах сроком от 30 до 180 дней местные банки умудряются делать свои основной доход, так как процентная ставка по среднесрочным и долгосрочным кредитам всегда ниже, чем ставка по коротким кредитам. Более того, кредитные портфели крупнейших самарских банков состоят из коротких кредитов от 30 до 45%. В этом случае для местных банкиров это может стать, пожалуй, самым уязвимым местом их бизнеса.

Нельзя списывать со счетов и то, что дебиторская задолженность дебиторов факторинговых клиентов сама по себе является неплохим товаром. В частности, дебиторка предприятий местной стационарной торговли вполне может быть востребована общероссийскими сетевыми предприятиями. Против таких аргументов в конкурентной борьбе могут оказаться бессильными даже лоббистские возможности местных ФПГ. В любом случае местный финансовый бизнес оказывается в новых конкурентных условиях. Причем более жестких, чем те, в которых он зарождался и рос.

Обсудить на форуме

КОММЕНТАРИИ

Илья ВОЛКОВ, директор по развитию бизнеса ЗАО ФК «ЕВРОКОММЕРЦ».

- Торговое предприятие может финансироваться несколькими способами. Первый — за счет собственных средств. Второй — за счет кредита. Третий — за счет факторинга. Когда мы говорим, что факторинг занимает в России лишь 10% потенциально возможного объема рынка, мы имеем в виду следующее. Есть общий объем товарных отсрочек. 90% этого объема сегодня финансируется либо из собственных средств, либо из средств кредита. По нашему глубокому убеждению, идеальным инструментом финансирования товарной отсрочки является факторинг. Весь мир идет по этому пути. Правы те, кто говорит, что факторинг конкурирует с кредитом. По мере получения потенциальными клиентами знаний факторинг будет отвоевывать все большую и большую долю на рынке. Но в то же время правы и те, кто говорит, что факторинг с кредитом не конкурирует. Они, видимо, подразумевают некую идеальную схему: целевое назначение факторинга, целевое назначение кредита. В идеале они действительно не должны конкурировать.

- Не хотите ли вы сказать, что сегодня кредит используется в тех секторах бизнеса, откуда он должен уйти из-за того, что функционально не соответствует задачам? В частности, в финансировании отсрочек платежей.

- Да. Он менее применим, чем факторинг в этом смысле. Факторинг — это адресный инструмент для финансирования малого и среднего бизнеса, для финансирования и защиты от рисков торговых операций.

Дмитрий ПЕЛЕВИН, вице-президент ОАО «МДМ-Банк» в Самаре.

- Как вы оцениваете перспективы факторинга в Самарской обл. ?

- Честно говоря, никак не оцениваю, просто никогда с этим не сталкивался. Знаю, что это такое, но не более того. Особых комментариев не могу дать.

- Как же вы тогда планируете конкурировать с компаниями, намеревающимися начать широкомасштабную экспансию этой услуги на самарский регион?

- Процентными ставками. Ни одна факторинговая компания не даст деньги дешевле, чем банк. Понимаете, факторинг не вчера родился, он существует уже много лет, но весомого рынка, как я понимаю, он еще не занял.

- А вы знаете, что крупнейшие факторинговые компании на данный момент направились в регионы, в том числе и в самарский?

- Я не в теме, если честно, вы мне рассказываете новости, которых я не знаю. Хотя я не интересуюсь факторингом в принципе.

- Но ведь они ваши потенциальные конкуренты...

- У нас такое количество заявок от малого и среднего бизнеса, нам дай бог возможность их удовлетворить, а не конкурировать с кем-то. Мы не видим конкурентов на рынке на сегодняшний день в любом случае.