Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (190) | 2 июля 2007г.
 

Через санацию к банкротству

Депутаты снова "делят" транспортный рынок

Светлана Шатова

19 июня на заседании постоянной комиссии по городскому хозяйству Тольяттинской городской думы (ТГД) рассматривался вопрос об организации работы общественного транспорта и финансировании транспортных предприятий Тольятти в 2007г. Наибольшую озабоченность у парламентариев вызвал автопарк МП ТПАТП-3, единственного пассажирского предприятия в городе, осуществляющего городские перевозки. В числе мер по его выводу из экономического кризиса депутаты обозначили финансовую санацию. По мнению наблюдателей, эта мера может стать первым шагом к ликвидации предприятия в нынешнем его виде.

Убыточная отрасль

На 1 января 2007г. задолженность бюджетов разных уровней перед транспортными предприятиями города превысила 48 млн.р. Кроме того, в городской бюджет до сих пор не поступили областные средства в размере 128 млн.р. на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан. Задержка бюджетных средств связана с тем, что правительство Самарской обл. до сих пор не утвердило методику подсчета количества поездок, совершаемых льготниками. Методика, подготовленная министерством транспорта Самарской обл., по мнению начальника транспортного управления мэрии г.о. Тольятти Владлена Кабанова, позволила бы наиболее точно формировать муниципальный заказ, определять убытки транспортных предприятий и компенсировать выпадающие доходы бюджета.

При формировании бюджета на 2007г. в предоставленных транспортным управлением расчетах были предусмотрены средства в размере 172,2 млн.р. на осуществление дополнительных перевозок, сформированных по предложениям жителей города и депутатов ТГД. Однако эти средства не были учтены при утверждении бюджета. В результате закрылись маршруты социально значимого направления. Теперь для возобновления работы социальных автобусных маршрутов, на которых сложились малый пассажиропоток и, как следствие, высокая себестоимость перевозки, необходимо бюджетное финансирование для МП ТПАТП-3 в размере 62,9 млн.р., а для организации межпиковых перевозок ОАО «Регионавтотранс- Тольятти» в Автозаводском р-не — 77,7 млн.р.

Излишне говорить, что недофинансирование отрасли, даже по существующим муниципальным расценкам, не лучшим образом отражается на финансовом положении пассажирских предприятий. Наиболее остро проблема ощущается в МП ТПАТП-3. С 2004г. предприятие несет долговое бремя, рассчитываясь по долгосрочному кредиту, предусмотренному на погашение заработной платы. Только до конца текущего года, по словам директора МП ТПАТП-3 Анатолия Рудзинского, предприятие обязано перечислить кредитору более 60 млн.р. Создавшаяся ситуация не лучшим образом влияет в целом на экономику АТП-3, уровень оплаты труда и кадровый потенциал.

Схема для интересов

В числе наиболее действенных мер по оздоровлению транспортной отрасли комиссия по городскому хозяйству ТГД под председательством Александра Денисова предложила рассмотреть мэрии целесообразность вопроса о предоставлении налоговой льготы предприятиям и изменении в положении о земельном налоге на территории Тольятти. Комиссия рекомендовала председателю ТГД Александру Дроботову направить обращение губернатору Самарской обл. Константину Титову с предложением об увеличении стоимости единого социального проездного билета и выделении средств из областного бюджета, которые компенсировали бы транспортникам задолженность за перевозку льготных категорий граждан.

В качестве одного из вероятных способов удовлетворения нужд АТП-3 Александр Дроботов предложил рассмотреть возможность предоставления беспроцентного кредита. «Деньги на это есть, — отметил спикер думы, — так почему бы таким образом не облегчить участь предприятия?» Однако предложение Дроботова не получило единодушного одобрения депутатов. Член комиссии по городскому хозяйству Александр Довгомеля напомнил присутствующим, что на протяжении последних лет предприятие ходатайствует о предоставлении бюджетных средств, которые, по его утверждению, используются с низкой эффективностью. Предоставлять предприятию еще один кредит без 100-процентной гарантии возвращения было бы нерационально.

Довгомеля предложил мэрии подготовить бизнес-план развития транспортных предприятий и представить схему расстановки городского пассажирского транспорта в маршрутной сети, а также участие в ней предприятий в 2008г. Заинтересованность депутата маршрутной сетью вызывает некоторое недоумение. Маловероятно, что эти сведения необходимы Довгомеле для поиска новых путей оздоровления отрасли. Однако интересующая его информация может представлять определенный интерес для бизнес-структур, развивающих альтернативные перевозки в городе. По мнению наблюдателей, частные пассажирские перевозки поглотили уже значительную часть рынка. Излишне говорить, что ликвидация муниципальных предприятий лишь укрепит позиции альтернативщиков.

Деньги для ликвидации

Наиболее масштабный план по реанимированию экономики предприятия предложил депутат Борислав Гринблат. Он высказался за необходимость оказания АТП-3 финансовой санации. Депутат порекомендовал председателю думы создать постоянную рабочую группу по вопросу экономической целесообразности финансовой санации с привлечением депутатов ТГД и Самарской губернской думы (СГД), представителей мэрии и руководителей транспортных предприятий города. Эта мера, по мнению председателя комиссии Александра Денисова, позволит определить финансовое положение дел и целесообразность бюджетного финансирования АТП-3. Однако для этого предстоит ответить на главный вопрос: нужны ли городу муниципальные пассажирские предприятия? Сегодня на фоне процедуры банкротства МП ТПАТП-1 и ликвидации пассажирского автокомбината (Центральный р-н) спрогнозировать результат мониторинга несложно.

Оказание санации, по мнению экспертов, предполагает целевое вливание средств, направленное на улучшение экономического состояния предприятия. По истечении срока действия санации появляется возможность говорить о целесообразности дальнейшего его функционирования. Если программа по оздоровлению экономики не приносит ожидаемых результатов, то следующим шагом становится процедура банкротства. Примечательно, что мэрия фактически уже провела финансовую санацию предприятия, став гарантом по долгосрочному кредиту с ЕБРР, направленному на закупку партии новых МАЗов. Вряд ли кто-нибудь ожидал, что после обновления подвижного состава АТП-3 начнет приносить прибыль. Вряд ли кто ожидает этого и сегодня. В том числе и инициаторы «оздоровления». В итоге городу придется принять решение, оставлять муниципальный транспорт или пойти на его ликвидацию. Если сохранять, то следует решать вопрос с финансированием. Если нет, надо понимать, что транспорт уйдет в частные руки.

Между тем совершенно очевидно, что социальные маршруты в городе остаются по-прежнему востребованными. Не исключено, что муниципальный заказ появится, как только предприятие обретет новых владельцев. Вполне логично, что в случае приватизации основной объем перевозок перейдет к альтернативщикам. Основной же задачей социального сектора новой бизнес-единицы станет задача обеспечения бюджетных вливаний. Остается непонятным лишь одно: каким образом при таком развитии событий будет решаться проблема перевозок социально незащищенных слоев общества?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме

Справка:

Санация — санирование (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) — система государственных и банковских мер по предотвращению банкротства предприятий, фирм,улучшению их финансового состояния посредством кредитования, реорганизации, изменения вида выпускаемой продукции или иным образом.