Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (190) | 2 июля 2007г.
 

ТГК-7 выводят в аутсайдеры

Компании Владимира Аветисяна во второй раз указали на нарушения

Павел Соколов

22 июня ФСФР вынесла решение о приостановке эмиссии акций ОАО «ВоТГК» (ОАО «ТГК-7»). Размещение акций ТГК-7 должно было быть осуществлено путем их конвертации в акции ОАО «Самарская ТГК», ОАО «Саратовская ТГК» и ОАО «Ульяновская ТГК». Завершение этой процедуры позволило бы акционерам бывших региональных ОА-энерго (Самараэнерго, Саратовэнерго и Ульяновскэнерго) обрести всю полноту прав в компании ТГК-7. Таким образом, они начиная с 3 апреля 2006 г. продолжают оставаться оторванными от рынка. Причем затягивание вывода ТГК-7 на фондовый рынок может быть выгодно лицам, намеревающимся получить максимальный контроль над компанией. Данным процессом руководит председатель совета директоров ОАО «ТГК-7» Владимир АВЕТИСЯН.

Уже второй раз ФСФР была вынуждена вмешаться в процесс создания ТГК-7. Причем в обоих случаях вмешательство носило крайне радикальный характер. Первый раз это случилось 4 июля 2006г.

В тот день комиссия ФСФР вынесла решение об отказе в регистрации эмиссий акций ОАО «Самарская ТГК», ОАО «Саратовская ТГК», ОАО «Ульяновская ТГК» и ОАО «Самараэнерго» нового номинала по причине нарушения эмитентом требований положений о раскрытии информации, утвержденных приказом ФСФР №05-5/пз-н от 16.03.05 (см. «Хронограф» №24 (143) от 10.07.06). В тот раз было выявлено, что руководство ОАО «СМУЭК» (управляющая компания ОАО «Самараэнерго», ОАО «Саратовэнерго» и ОАО «Ульяновскэнерго») не в полной мере проинформировало Фондовую биржу ММВБ о том, что с 1 апреля 2006г. из компаний Самараэнерго и Саратовэнерго выведены генерирующие активы. При этом торги по ним продолжались. Что привело к появлению обманутых акционеров.

ФСФР заявила, что эмиссия акций Самарской и Саратовской ТГК не будет осуществляться до тех пор, пока обманутым акционерам не будет возмещен ущерб. Лишь в октябре прошлого года полномочия выкупать акции у этих акционеров руководство СМУЭК делегировало самарской компании Z-trader. Все это привело к тому, что внесение записей в реестр акционеров выделенных компаний ОАО «Самарская ТГК», ОАО «Саратовская ТГК» стало возможным только в феврале 2007г. То есть этой задержкой рядовых акционеров лишили права распорядиться своими акциями более чем на 9 месяцев (с 1 апреля 2006г. по февраль 2007г.)

Однако сразу после того как был открыт реестр, началась серьезная скупка акций с использованием нерыночных методов (см. «Хронограф» №12 (177) от 02.04.07). 9-месячное воздержание акционеров этому только способствовало.

Причем начиналась скупка по весьма выгодным для заказчика ценам. Наблюдая все это, несложно было поверить в версию, что ответственные лица из СМУЭК искусственным образом создали для ФСФР предпосылки для отказа в регистрации эмиссии трех ТГК. Причем мотивом для этих действий могло стать желание известных Владимиру Аветисяну структур обрести контроль над создаваемой ТГК-7 (см. «Хронограф» №35 (154) от 30.10.06), которая по объему установленной мощности является одной из самых крупных в России ТГК (уступает только Мосэнерго).

Решение ФСФР от 22 июня текущего года о приостановке эмиссии акций ТГК-7 насторожило участников рынка еще сильнее. Некоторые уже не склонны считать, что виной всему случайная забывчивость менеджеров эмитента, и начинают усматривать в этом некий системный характер действий. «У них проблемы были и до этого. Поэтому очень сложно это объяснить случайностью. ТГК-7 — это единственная ТГК, формирование которой подразумевало выделение акций дочерних компаний. Было непонятно, с какими бумагами там совершались сделки», — поделился своими мыслями с корреспондентом «Хронографа» эксперт по энергетике ИК «ФИНАМ» Семен Бирг.

Между тем в РАО «ЕЭС России» все попытались свести к банальным объяснениям о некой технической ошибке и что якобы такое случалось и с другими компаниями. «Это абсолютно технический момент. Не хватило какой-то записи, адрес не так указали. На самом деле у всех крупных компаний такое случается. ФСФР же постоянно вводит какие-то изменения к требованиям по раскрытию информации. Может быть, просто ТГК-7 не успела что-то отследить», — такое объяснение дал руководитель пресс-службы РАО «ЕЭС России» Тимур Белов.

В отличие от представителя РАО ЕЭС, Бирг предпочел назвать все своими именами: «В принципе это говорит в какой-то степени о некомпетентности службы по работе с акционерами, финансовой службы и вообще всех тех, кто задействован в этих процессах. Наверное, не совсем хорошие специалисты там работают». Суть нарушений, которые были допущены этими специалистами, пояснила руководитель пресс-службы ФСФР Светлана Швецова: «Они нарушили стандарты эмиссии ценных бумаг».

Безусловно, это в очередной раз отразится на затягивании сроков вывода ТГК-7 на фондовый рынок. Тем более что на нем уже присутствуют все созданные в ходе реформирования РАО «ЕЭС России» ТГК и ОГК. Таким образом, энергокомпания, являющаяся вотчиной члена правления РАО «ЕЭС России» Владимира Аветисяна, силами подконтрольных ему менеджеров становится в этом вопросе аутсайдером.

Руководство ТГК-7 от комментариев воздержалось.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме