Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (912) | 12 февраля 2024г.
 

Задор Васильева

Создатель группы «Союз» намерен подвинуть «Т Плюс»

Иван Григорьев

До 14 февраля отложен спор между ООО «Специализированная теплосетевая организация» (СТО) с ИНН 6316129795 и администрацией г.о. Самара. В конфликт также втянуто Министерство энергетики (Минэнерго) РФ. СТО в интересах предпринимателя Николая ВАСИЛЬЕВА добивается перекраивания схемы теплоснабжения областного центра. Компания недовольна наличием в схеме сведений о пяти ключевых источниках тепловой энергии, которыми распоряжается ПАО «Т Плюс». Похоже, конечная цель Васильева — занять нишу конкурента.

Заявление от СТО к администрации Самары и Минэнерго РФ поступило в Арбитражный суд Самарской обл. еще в ноябре 2022 г. В рамках дела №А55-36044/2022 СТО потребовала признать недействительными приказ министерства об утверждении схемы теплоснабжения Самары на период до 2032 г. (актуализация на 2023 г.) и саму схему теплоснабжения с момента ее принятия. СТО не устроило, что в схему были включены сведения о пяти системах теплоснабжения в областном центре филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс». Это источник тепловой энергии Самарская ТЭЦ по пр-ту Карла Маркса, 495, Безымянская отопительная котельная (БОК) по пр-ту Кирова, 53а, Привокзальная отопительная котельная (ПОК) по ул. Клинической, 160, Центральная отопительная котельная (ЦОК) по ул. Блюхера, 26 и Самарская ГРЭС по Волжскому пр-ту, 8. В совокупности данные источники отапливают 7 районов Самары, кроме Красноглинского и Куйбышевского.

Кроме того, СТО намерена обязать ответчиков в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения при разработке схемы и восстановить права заявителя путем исключения из схемы сведений о вышеуказанных системах теплоснабжения. Взамен СТО добивается внесения в схему сведений о единой системе теплоснабжения (ЕТО) ПАО «Т Плюс» в Самаре, включающей только тепловые сети от перечисленных источников. Ближайшее заседание по делу намечено на 14 февраля. Любопытно, что 21 февраля 2023 г. в аналогичных требованиях СТО к тем же ответчикам отказал Арбитражный суд г. Москвы в рамках дела №А40-267918/2022.

По всей видимости, СТО хочет оптимизировать процесс тарифообразования для собственных тепловых сетей при подключении их к источникам теплоэнергии, пока контролируемым «Т Плюс», а также исключить предъявляемые держателем генераторов энергии к оплате потери теплоносителя на сетях.

С указанной целью СТО инициировала еще один судебный спор, но уже с департаментом ценового и тарифного регулирования (ДЦТР) Самарской обл. В рамках дела №А55-27168/2022 истец требует признать недействительным приказ ДЦТР от августа 2022 г. об отмене ранее изданного приказа об индексации тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для СТО и присоединенного к ней ООО «Самаратеплоресурсы» с ИНН 6312083980. 18 января т.г. производство по данному делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А55-36044/2022 (спор между СТО и администрацией Самары с участием Минэнерго РФ).

Параллельно протекают два разбирательства СТО с департаментом городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ) г.о. Самара с привлечением в качестве третьих лиц все тех же ПАО «Т Плюс» и Минэнерго РФ. В рамках дела №А55-26397/2022 СТО просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе опубликовать заявку истца на официальном сайте, отказе определить границы зоны деятельности СТО как ЕТО, отказе включить сведения об СТО как ЕТО в проект актуализированной схемы теплоснабжения Самары на период до 2032 г. В рамках дела №А55-25510/2023 СТО требует того же, что и по делу №А55-26397/2022. Разница лишь в том, что СТО просит включить сведения о себе как ЕТО в проект актуализированной схемы теплоснабжения Самары на период до 2040 г. Судя по отзывам чиновников, отказы могли быть обусловлены тем, что СТО дала им не всю информацию о своих сетях и генерирующих объектах (см. комментарий).

Смелость СТО в намерении лишить «Т Плюс» статуса оператора мощнейших источников тепла может объясняться вращением малоизвестной компании в орбите растущего энергетического бизнеса напористого предпринимателя Николая Васильева (см. «Хронограф» №29 (894) от 18.09.23). Васильев прослыл создателем девелоперской группы компаний «Союз» и искусным кэшевиком (см. «Хронограф» №29 (894) от 18.09.23), а пару лет назад был замечен в составе попечительского совета (попсовет) ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета» (САТОБ).

Позднее предприниматель переехал на постоянное место жительства в г. Санкт-Петербург. Туда же — на пр. Непокоренных — он перенес и свою штаб-квартиру. СТО последовала примеру бенефициара «Союза». С лета 2021 г. СТО перерегистрировалась в д. Кипень Ленинградской обл. Присматривать за развитием теплоснабжения граждан и организаций от имени Васильева в Самаре остался Сергей Зинченко — полный тезка и однофамилец бывшего министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. (2011-2012 гг.) Сергея Зинченко.

Помимо СТО в зону ответственности Зинченко входит ООО «Энергозавод» с ИНН 6376012939, чья котельная (на фото) снабжает теплом предприятия и перспективную застройку в г.п. Новосемейкино Красноярского р-на. Выручка «Энергозавода» от данной деятельности в 2022 г. составила 83,4 млн р., чистая прибыль — около 3 млн р.

Сегодня все выглядит так, будто успешный девелопер Васильев, возможно поддерживаемый некими высокопоставленными лоббистами, может агрессивно пытаться занять нишу на рынке теплоснабжения Самары, пренебрегая даже столь ресурсным конкурентом, а, по сути, монополистом «Т Плюс». Одним из лоббистов способен выступать заместитель председателя Общественной палаты Самарской обл. Константин Титов, возглавляющий попсовет САТОБ. Васильев давно и продуктивно знаком с Титовым, которому, как стороннику стратегии сдержек и противовесов, может претить концентрация теплоснабжающих активов в руках «Т Плюс».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр АНДРИЯНОВ, руководитель ДГХиЭ администрации г.о. Самара

- Для присвоения статуса ЕТО любая теплоснабжающая организация обязана предоставить необходимую информацию для отражения ее в проекте схемы теплоснабжения. В соответствии с требованиями действующего законодательства администрацией г.о. Самара в полном объеме обеспечена открытость проведения процедуры рассмотрения и обсуждения проекта схемы теплоснабжения.