Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (185) | 28 мая 2007г.
 

Александр Метревели

Бич России – это коррупция

Константин Грайко

В середине мая одна из городских газет опубликовала интервью директора департамента потребительского рынка Тольятти Хетага ТАГАЕВА, в котором, в частности, говорится: «...Я считаю, что участок (выделенный ООО «СтройФинанс» под застройку набережной и прибрежного парка. -Прим. авт.) необходимо вернуть в казну... Затем участок должен быть выставлен на торги через конкурс». При этом представитель исполнительной власти не уточнил, какая судьба ожидает «Автоград Теннис Центр -2002» и Академию тенниса Метревели, работающих на этом участке. Сложившуюся ситуацию и дальнейшие перспективы развития тенниса в Тольятти корреспонденту «Хронографа» прокомментировал президент академии Александр МЕТРЕВЕЛИ.

- Александр Ираклиевич, скоро вашей академии исполнится полгода. Что уже удалось сделать за это небольшое время?

- Когда начинаешь новое дело на новом месте, всегда возникает много сложностей. Подобрать тренерский состав, обустроить студентов, продумать всю работу. Настоящие академии такого рода, которые есть на Западе, существуют по несколько десятков лет. Но самое главное, что мы открылись. По-настоящему работа началась тогда, когда появились дети.

У академии должны быть свои нормативы. Например, круглосуточные занятия, студенты должны проживать вместе. Должны тренироваться 2 раза в день плюс физическая подготовка, медицинский контроль, должны быть тренеры соответствующей квалификации, корты соответствующего качества и в достаточном количестве, чтобы помимо общих занятий была возможность проводить индивидуальные. К чему мы и стремимся. Именно за счет качества индивидуальной работы мы можем привлечь студентов.

Есть академии тенниса в Испании или Америке, например, где обучаются по несколько сотен студентов. Но это получается как конвейер, а теннис — индивидуальный вид спорта. Следовательно, и подход к тренировочному процессу должен быть индивидуальным. Мы планируем набрать 40-45 студентов в возрасте от 8 до 15-16 лет. Имеются в виду те, кто будет именно проживать на нашей базе.

- Почему для академии был выбран Тольятти?

- Дело в том, что в Москве, или Америке, или в Европе, во-первых -все очень дорого, во-вторых — серьезная транспортная проблема. С таким движением, как в Москве, двухразовые тренировки организовать просто невозможно. В-третьих -очень большая арендная плата. Мы стараемся, чтобы обучение было доступно. А на базе «Автоград Теннис Центра — 2002» мы нашли прекрасные условия. Есть закрытые корты, планируется уже в июне построить еще 7 открытых. Сейчас здесь строится дом, в котором один из подъездов планируется для академии. Здесь хорошие перспективы дальнейшего развития. Я видел план застройки близлежащей территории -очень интересно.

- Каковы планы академии на ближайшее время?

- Мы хотим сделать в июне что-то вроде дня открытых дверей. Пригласить сюда детей из разных регионов. С родителями или без, пока не знаем. Они приедут на 2 дня, посмотрят, познакомятся, потренируются. Наверное, многие потом захотят приехать учиться. А в августе планируем провести юношеские международные соревнования 2-й категории.

- Насколько это вообще нужно, ведь вы и сами не скрываете, что обучение в академии достаточно дорого...

- В любом случае это отвлекает детей от каких-то плохих вещей. Другой момент: не все становятся профессиональными спортсменами, но кто-то уйдет на тренерскую работу, кто-то поедет учиться и играть в США. У нас есть договоренность с двумя университетами: они примут наших студентов, которые смогут выступать за студенческую университетскую команду. Там вообще очень развита поддержка студенческого спорта: например бесплатное образование, проживание, участие в соревнованиях и т.д. В любом случае это здоровье и возможность определиться в жизни.

- В декабре 2006-го мэр Тольятти Николай Уткин прокомментировал открытие «Автоград Теннис Центра — 2002» так: -«Это начало воплощения той концепции, которую мы разрабатывали по прибрежному парку. Я уверен, что строительство целого комплекса спортивных, развлекательных и других сооружений будет закончено в срок» (см. «Хронографр №43 (162) от 11.12.06). Как вы думаете, последние события, связанные с мэром, могут повлиять на дальнейшее развитие академии?

- Никаких проблем у нас не должно быть, потому что мы абсолютно не связаны с бюджетными деньгами. Мы сами существуем за свой счет. А что касается политических вопросов, то стараемся быть вне их. Мы делаем дело. И я думаю, это большое дело. И для города, и для области, и для России вообще. Потому что дети к нам едут со всей России и из-за рубежа: из Хабаровска, Владивостока, Ростова, Питера, с Украины и Беларуси. Мы делали телепередачу по ТВ ВАЗа — люди звонили, интересовались. Горожане говорили, что все делается правильно, потому что здесь заброшенное место, по которому даже страшно ходить. Я встречался со многими официальными лицами, и все говорили, что очень хорошее дело делаете.

Что касается ареста мэра, то это ЧП, причем не местного значения, а всероссийского. И сейчас надо отделить правду от неправды, чем и занимаются соответствующие органы. Я, в принципе, не в курсе дела, да, наверное, сейчас вообще мало кто что знает. Вообще человек может иметь свои суждения по такому поводу, когда он владеет информацией. Идет следствие, оно, наверное, располагает данными. Когда разберутся — будет суд. Одно дело, если это пустые обвинения, другое — если обвинения обоснованы, тогда его надо наказать. Может, у нас и есть сомнения в справедливости судейства в России, но, наверное, это будет публичный процесс, тогда все и выяснится.А мы должны продолжать честно вести свой бизнес. Наш бизнес -учить детей, воспитывать их. Наше дело — поставить учебный процесс на должный уровень, работать с подростками, с их родителями. Это самое главное.

- Как вы прокомментируете заявление Тагаева о том, что земли, выделенные СтройФинансу под застройку прибрежного парка, надо вернуть в казну и заново их продать?

- А что они могут придумать лучше того, что сейчас здесь есть? Если у кого-то есть лучшие предложения, есть инвестор, то, наверное, надо рассмотреть варианты. Но насколько я знаю, когда это все начиналось, предложений не было никаких. Фактически здесь были грязный пляж и пустырь, на котором процветал криминал.

Я недавно был на горнолыжной базе, там, где подъемник, мне очень понравился ландшафтный дизайн. Мы хотим, чтобы здесь было нечто подобное. Владимир Кожухов как-то говорил, что здесь даже деревья просто так не растут, приходится почву подкармливать. Все это требует денег и энергии. И, по-моему, Стройфинанс пока неплохо справляется с этими задачами.

Да и что здесь, на берегу Волги, можно придумать? Здесь такая зона, которая предполагает физкультурные, развлекательные объекты, оздоровительные комплексы. А чтобы все снести? Здесь же не построишь бензоколонку или завод какой-нибудь. Ясно, что здесь должно быть все для досуга, для развлечений, для отдыха. А поскольку этовсе и так делается, то поднимать этот вопрос надо только с точки зрения того, насколько это все делается реально. Те же чиновники могут приехать и посмотреть. Ведь то, что уже построено, — это реально.

Я вижу, что работа ведется, заканчиваются строительство открытых кортов, ведутся работы по строительству бассейна. А дальше все должно вводиться поэтапно. Если возникают какие-то вопросы, то надо просто сесть и решить их. Поставить на этом точку и дать людям спокойно работать.

- В 1976 г. из-за отказа правительства СССР играть со сборной Чили советская команда по теннису, членом которой вы являлись, была дисквалифицирована на 2 года. Насколько сегодня политический фактор влияет на развитие спорта ?

- Сейчас в спорте нет политических проблем как таковых: играй и выигрывай. Самое главное — показывай результат для себя, для страны. Можно ездить на любые соревнования, играть где угодно, главное, чтобы были соответствующие рейтинги и достойный класс игры.

Более того, есть государственная программа развития спорта, уже утвержденная. Согласно ей строятся стадионы, бассейны, дворцы спорта, другие спортивные сооружения. Это ощущается. Может быть, руки еще не доходят до этого у всех, но процесс идет. Ведь что может быть важнее, чем здоровье людей. Сейчас все высшие лица, начиная с президента, понимают значение спорта, и он выходит на приоритетные позиции в масштабах государства.

Единственная проблема у молодых ребят — это чтобы ездить на соревнования, набирать очки. Требуются очень большие затраты. Особенно это трудно в период, когда спортсмен переходит от юношеских соревнований к профессиональным. Здесь многое делается за свой счет: и перелеты, и гостиницы, и питание, и тренеры. Поэтому отсев очень большой, особенно в возрасте 17-19 лет. Далеко не у всех талантливых спортсменов есть спонсоры. Поэтому одной из задач нашей академии является поддержка перспективных игроков. Как раз на днях 4 наших воспитанника уехали на международные турниры в Ереван и в Тбилиси.

Другой вопрос, когда местные чиновники в угоду бизнес-интересам начинают допускать перегибы. Я, например, считаю, что бич России -это коррупция. На всех уровнях. Поэтому, я думаю, чем меньше чиновники будут вмешиваться в дела, тем больше будет пользы. Недавно я был на Украине, так вот многие российские бизнесмены туда переезжают. Несмотря на то что у них там сейчас какая-то политическая игра идет. Но это все на Майдане, а бизнес имеет свои правила. И многие бизнесмены, переехавшие из России, говорят, что на Украине бизнес вести гораздо легче, чем в России. Но я думаю, что со временем все должно уладиться, прав вмешиваться в бизнес у чиновников должно быть меньше.

- Насколько возрос интерес бизнеса к развитию спорта?

- Интерес возрос, но здесь тоже есть перегибы. Посмотрите: в баскетбол играют одни приезжие, в футболе тоже 3/4 игроков — иностранцы. Такие деньги платят иностранным игрокам, что если хотя бы десятую часть пустить на развитие детско-юношеского спорта, то совсем другой результат был бы. Поэтому нельзя сказать, что большинство бизнесменов заинтересовано в развитии спорта. Когда до них дойдет, что надо воспитывать своих спортсменов, вкладывать деньги в развитие ДЮСШ, тогда — другое дело. Пока этого процесса нет. Но я думаю, когда в стране наведут порядок, избавятся от коррупции, тогда и в спорте будет порядок. Ведь спорт не существует независимо от государства. И люди из бизнеса постепенно начинают искать перспективные отрасли для вложения денег. Вспомните: сначала были рестораны и бензоколонки, теперь -строительство. Дойдет, наверное, дело и до спорта.

- Что вы можете пожелать тольяттинцам?

- Хочу пожелать, чтобы будущий мэр Тольятти был любителем спорта и в первую очередь патриотом своего города. Когда будет человек — патриот своего города, своей страны, тогда будет все решаться правильно.

Обсудить на форуме