Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (185) | 28 мая 2007г.
 

Отсутствие управленческих решений

Ставит под вопрос развитие похоронной отрасли в Тольятти

Борис Кротов

22 мая в Тольяттинской городской думе (ТГД) состоялось заседание постоянной комиссии по городскому хозяйству. Один из вопросов повестки касался организации и содержания мест захоронения в г.Тольятти. Депутаты ТГД заслушали информацию директора муниципального унитарного предприятия (МУП) «Спецкомбинат» Степана РАКИЦКОГО (на фото) и приняли решение поручить и.о. первого вице-мэра Владимиру ИВАНОВУ подготовить предложения по внесению изменений в бюджет г.Тольятти и предоставить МУП субвенцию в размере 4 млн. 886 т. р.

Без финансирования

«Хронограф» уже писал о создании в Тольятти наблюдательного совета по вопросам похоронного дела при мэре г.Тольятти. Этот совет призван осуществлять контроль за деятель­ностью похоронных служб на терри­тории города. В наблюдательный со­вет, помимо самого Владимира Ива­нова, вошли чиновники городской администрации, в чьем ведении на­ходится городское хозяйство, здра­воохранение и социальное обеспече­ние граждан, депутат Тольяттин­ской городской думы, возглавляю­щий соответствующую комиссию, и представители правоохранительных органов. По замыслу, наблюдатель­ный совет должен собираться 1 раз в квартал для совместного обсужде­ния текущих проблем и их решения силами муниципалитета. Первое его заседание должно было пройти в на­чале апреля 2007г., однако по ряду причин оно так и не состоялось. Но этот факт не так уж принципиален, в особенности если учесть, что на се­годняшний момент финансирование МУП «Спецкомбинат» так и не на­чалось. Более того, между муници­палитетом и МУП не заключены до­говоры на 2007г.

Как отмечают специалисты сфе­ры ритуальных услуг, объем муни­ципального финансирования состав­ляет порядка 60% от необходимой суммы. Тем не менее отрасль пока может эффективно функциониро­вать. Так, например, в 2006 г. вы­полнено работ на кладбищах на 1,3 млн. р. На развитие в прошлом году было потрачено 905 тыс. р. Некото­рые работы, которые производит МУП, заведомо являются убыточ­ными. Так, например, большая часть затрат на захоронение бездомных ложится на предприятие. В 2006г. на эти цели было затрачено порядка 1,1 млн. р. Как отмечает директор МУП «Спецкомбинат», за счет эффектив­ного использования собственных средств удалось организовать и упо­рядочить работы по содержанию кладбищ и в течение 5 месяцев в ус­ловиях отсутствия финансирования не блокировать работы по подготов­ке к социально значимым церковным и светским праздникам. Фактически весь объем запланированных работ за данный период выполнен полно­стью, при этом средняя стоимость за­хоронения, по расценкам МУП, не превысила 8 т. р.

Такой выход из сложившегося положения стал возможен потому, что, являясь, по сути, коммерческой структурой, МУП заинтересован в развитии не только отдельного пред­приятия, но и всей похоронной от­расли в целом. В настоящий момент на долю муниципального предприя­тия приходится 31% всех захороне­ний. В дальнейшем предприятие планирует довести свое участие на этом рынке до 50%.

Поэтому уже сейчас муници­пальное предприятие заинтересова­но не только в расширении объемов, но и в расширении перечня оказыва­емых услуг, в развитии кладбищен­ского хозяйства, в получении при­были. Прибыль, по логике, должна страховать предприятие от провалов в условиях отсутствия бюджетного финансирования. На деле получает­ся так, что, с одной стороны, на му­ниципальные власти возложена обя­занность организации похоронного дела в муниципальном образовании. А МУП, как инструмент исполнения этих обязательств, ставится в невы­годное положение перед коммерчес­кими структурами.

В условиях 5-месячного отсутст­вия бюджетного финансирования, предусмотренного строкой «содержание городских кладбищ» в разде­ле «жилищно-коммунальное хозяй­ство», МУП «Спецкомбинат» находит возможность проводить работы на муниципальных кладбищах и на­правлять средства на развитие предприятия.

Учреждение или предприятие?

Как отмечает директор МУП Степан Ракицкий, предложенная на заседа­нии комиссии по городскому хозяйству ТГД начальником юридическо­го управления мэрии Сергеем Исаевым реорганизация муниципального унитарного предприятия в муници­пальное учреждение попросту неце­лесообразна. Решение вопроса о бюджетном финансировании через из­менение организационно-правовой формы неприемлемо с точки зрения управления, т.к. муниципальное уч­реждение не будет реализовывать всю полноту хозяйственной деятель­ности. Сейчас за счет собственных средств МУП «Спецкомбинат» про­изводит работы по содержанию и благоустройству территории четы­рех городских кладбищ площадью более 120 га, а также выплату зара­ботной платы работникам кладбищ. Муниципальное учреждение -это другая организационно-право­вая форма. Оно не является коммер­ческой организацией и создается собственником для осуществления управленческих, социально-куль­турных или иных функций неком­мерческого характера. Поэтому по­сле создания «некоммерческого» учреждения придется создавать еще одно юридическое лицо, которое, собственно, и занималось бы оказанием услуг населению. При этом возникает коллапс другого рода -захоронения граждан по гарантиро­ванному перечню, а также захороне­ния безродных по определению яв­ляются убыточными, а муниципальное учреждение компенсировать убытки коммерческого предприятия неправомочно. Теоретически воз­можно, если муниципалитет окажет доверие МУ оказывать платные ус­луги, но тогда возникает вопрос, не только как будет осуществляться финансирование, но и кто будет принимать управленческие реше­ния. Будет ли это руководитель- хо­зяйственник, на которого возложена ответственность за состояние отрас­ли, либо руководитель контролиру­ющей организации, на котором та­кая ответственность не лежит. Ди­ректор МУП «Спецкомбинат» Степан Ракицкий прокомментировал корреспонденту «Хронографа» дан­ную ситуацию так: «Как председа­тель ревизионной комиссии Корпо­рации руководителей похоронных предприятий России, хочу отметить, что практики создания МУ в России нет. Эффективно и оперативно при­нимать решения по хозяйственной деятельности может лишь опреде­ленная законодательством специа­лизированная служба, при этом ни­кто не отрицает полного контроля со стороны органов МСУ».

Два закона

В настоящий момент представители муниципалитета не определились, согласно какому закону следует осуществлять кассовое исполнение бюд­жетных траншей. По словам юрис­тов мэрии, деньги, которые должны быть выделены на финансирование похоронного дела в г.Тольятти, со­гласно Бюджетному кодексу должны быть выставлены на конкурс. Но, с другой стороны, четкого понима­ния того, что именно должно выставляться на конкурс, сейчас у предста­вителей муниципалитета нет.

Однако федеральный закон №36-Ф3 «О погребении и похоронной деле» гласит, что гарантии осу­ществления погребения умершего осуществляются в соответствии с ФЗ и реализуются в соответствии с законом РФ о похоронном деле как самостоятельном виде деятельности. Организация похоронного дела осу­ществляется органами МСУ, погре­бение умершего осуществляется спе­циализированной службой по во­просам похоронного дела, создавае­мой органами местного самоуправ­ления. А муниципалитет компенси­рует затраты специализированной службы напрямую. Сейчас непонят­но, что для представителей муниципалитета является приоритетным -Бюджетный кодекс или федераль­ный закон.

В данной ситуации единственно возможным вариантом финансиро­вания представляется субвенция на содержание и благоустройство го­родских кладбищ. При наличии ре­шения представительного органа МСУ о предоставлении субвенции МУП «Спецкомбинат», по мнению специалистов похоронного дела, это не будет противоречить ст. 69 и ст.78 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Вопрос о протесте прокуратуры на законность выделения субвенции можно будет решить путем заблаго­временного направления запроса в надзорный орган. Кроме того, сле­дует отметить, что в прошлом году выделение субвенции не вызвало протеста со стороны прокуратуры.

«Финансирование, безусловно важно. Однако даже это не главное. Приведу пример. Сейчас мы проводим подготовку к празднованию 70-летия перенесения Ставрополя на новое место. Одним из центров внимания станет Баныкинское кладби­ще, где были проведены перезахоро­нения ставропольчан. В частности, мне, например, необходимо вывезти с кладбища старые памятники. По сути, это металлолом. Представьте себе, что машину с этими памятни­ками остановят сотрудники ОБЭП. А у меня до сих пор нет договора с муниципалитетом на выполнение этих работ и нет вообще никакого документа, подтверждающего то, что я имею право эту работу выпол­нять», — комментирует Степан Ра­кицкий.

Понятие отрасли в похоронном деле важно в первую очередь при формировании бюджета города. Сегодня составляющая, отпущенная на содержание муниципальных клад­бищ, сводится к строке раздела «жилищно- коммунальное хозяйство». Однако не следует забывать, что слово «содержание» не тождественно слову «развитие». Поэтому роль муниципалитета в развитии и обес­печении похоронного дела в целом, в выполнении многих государствен­ных гарантий, не учитывается. В меньшей степени, чем следовало бы, учитываются вопросы функциони­рования специализированной служ­бы по вопросам похоронного дела, содержания архивов, проблемы за­хоронения безродных граждан.

Одна из острейших проблем, ко­торую нельзя решить силами МУП, — проблема прирезки территорий под захоронения. Так, например, введение таких услуг, как подбор места на действующих участках кладбища, распространение семей­ных (родовых) захоронений, интен­сивный режим работы старых клад­бищ, позволило за последние 3 года уменьшить площадь новых мест под погребения с 3 до 1,5 га ежегодно. Но при существующей нехватке зем­ли и эта цифра достаточно велика. Даже при интенсивном использова­нии старых площадей требуется не­большая прирезка новых террито­рий. Территорий на новые захороне­ния на муниципальных кладбищах осталось только до августа 2007 г. Поэтому существует два способа ре­шения проблемы: или прирезка но­вых участков, или оформление 60 га через дорогу кладбища по Поволж­скому шоссе 5. Однако в настоящий момент о перспективах развития от­расли говорить трудно, т.к. даже ее бюджетное финансирование находится под вопросом.

В марте 2007г. в Государствен­ной думе Федерального Собрания РФ прошли парламентские слуша­ния на тему «Социально- экономиче­ские аспекты совершенствования за­конодательства в сфере похоронно­го дела». Было обращено внимание на недостаточную организацию в России похоронной деятельности как отрасли на всех уровнях, в том числе и в муниципальных образова­ниях. Наиболее существенными проблемами было названо отсутст­вие нормативно-правовой базы, а также отсутствие эффективных уп­равленческих решений на местах. И если во II квартале 2007 г. в Госдуму планируется вынести поправки в ФЗ «О погребении и похоронном деле», то эффективных решений приходится ждать непосредственно от органов МСУ.

Обсудить на форуме