22 мая в Тольяттинской городской думе (ТГД) состоялось заседание постоянной комиссии по городскому хозяйству. Один из вопросов повестки касался организации и содержания мест захоронения в г.Тольятти. Депутаты ТГД заслушали информацию директора муниципального унитарного предприятия (МУП) «Спецкомбинат» Степана РАКИЦКОГО (на фото) и приняли решение поручить и.о. первого вице-мэра Владимиру ИВАНОВУ подготовить предложения по внесению изменений в бюджет г.Тольятти и предоставить МУП субвенцию в размере 4 млн. 886 т. р.
Без финансирования«Хронограф» уже писал о создании в Тольятти наблюдательного совета по вопросам похоронного дела при мэре г.Тольятти. Этот совет призван осуществлять контроль за деятельностью похоронных служб на территории города. В наблюдательный совет, помимо самого Владимира Иванова, вошли чиновники городской администрации, в чьем ведении находится городское хозяйство, здравоохранение и социальное обеспечение граждан, депутат Тольяттинской городской думы, возглавляющий соответствующую комиссию, и представители правоохранительных органов. По замыслу, наблюдательный совет должен собираться 1 раз в квартал для совместного обсуждения текущих проблем и их решения силами муниципалитета. Первое его заседание должно было пройти в начале апреля 2007г., однако по ряду причин оно так и не состоялось. Но этот факт не так уж принципиален, в особенности если учесть, что на сегодняшний момент финансирование МУП «Спецкомбинат» так и не началось. Более того, между муниципалитетом и МУП не заключены договоры на 2007г. Как отмечают специалисты сферы ритуальных услуг, объем муниципального финансирования составляет порядка 60% от необходимой суммы. Тем не менее отрасль пока может эффективно функционировать. Так, например, в 2006 г. выполнено работ на кладбищах на 1,3 млн. р. На развитие в прошлом году было потрачено 905 тыс. р. Некоторые работы, которые производит МУП, заведомо являются убыточными. Так, например, большая часть затрат на захоронение бездомных ложится на предприятие. В 2006г. на эти цели было затрачено порядка 1,1 млн. р. Как отмечает директор МУП «Спецкомбинат», за счет эффективного использования собственных средств удалось организовать и упорядочить работы по содержанию кладбищ и в течение 5 месяцев в условиях отсутствия финансирования не блокировать работы по подготовке к социально значимым церковным и светским праздникам. Фактически весь объем запланированных работ за данный период выполнен полностью, при этом средняя стоимость захоронения, по расценкам МУП, не превысила 8 т. р. Такой выход из сложившегося положения стал возможен потому, что, являясь, по сути, коммерческой структурой, МУП заинтересован в развитии не только отдельного предприятия, но и всей похоронной отрасли в целом. В настоящий момент на долю муниципального предприятия приходится 31% всех захоронений. В дальнейшем предприятие планирует довести свое участие на этом рынке до 50%. Поэтому уже сейчас муниципальное предприятие заинтересовано не только в расширении объемов, но и в расширении перечня оказываемых услуг, в развитии кладбищенского хозяйства, в получении прибыли. Прибыль, по логике, должна страховать предприятие от провалов в условиях отсутствия бюджетного финансирования. На деле получается так, что, с одной стороны, на муниципальные власти возложена обязанность организации похоронного дела в муниципальном образовании. А МУП, как инструмент исполнения этих обязательств, ставится в невыгодное положение перед коммерческими структурами. В условиях 5-месячного отсутствия бюджетного финансирования, предусмотренного строкой «содержание городских кладбищ» в разделе «жилищно-коммунальное хозяйство», МУП «Спецкомбинат» находит возможность проводить работы на муниципальных кладбищах и направлять средства на развитие предприятия. | | Учреждение или предприятие?Как отмечает директор МУП Степан Ракицкий, предложенная на заседании комиссии по городскому хозяйству ТГД начальником юридического управления мэрии Сергеем Исаевым реорганизация муниципального унитарного предприятия в муниципальное учреждение попросту нецелесообразна. Решение вопроса о бюджетном финансировании через изменение организационно-правовой формы неприемлемо с точки зрения управления, т.к. муниципальное учреждение не будет реализовывать всю полноту хозяйственной деятельности. Сейчас за счет собственных средств МУП «Спецкомбинат» производит работы по содержанию и благоустройству территории четырех городских кладбищ площадью более 120 га, а также выплату заработной платы работникам кладбищ. Муниципальное учреждение -это другая организационно-правовая форма. Оно не является коммерческой организацией и создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Поэтому после создания «некоммерческого» учреждения придется создавать еще одно юридическое лицо, которое, собственно, и занималось бы оказанием услуг населению. При этом возникает коллапс другого рода -захоронения граждан по гарантированному перечню, а также захоронения безродных по определению являются убыточными, а муниципальное учреждение компенсировать убытки коммерческого предприятия неправомочно. Теоретически возможно, если муниципалитет окажет доверие МУ оказывать платные услуги, но тогда возникает вопрос, не только как будет осуществляться финансирование, но и кто будет принимать управленческие решения. Будет ли это руководитель- хозяйственник, на которого возложена ответственность за состояние отрасли, либо руководитель контролирующей организации, на котором такая ответственность не лежит. Директор МУП «Спецкомбинат» Степан Ракицкий прокомментировал корреспонденту «Хронографа» данную ситуацию так: «Как председатель ревизионной комиссии Корпорации руководителей похоронных предприятий России, хочу отметить, что практики создания МУ в России нет. Эффективно и оперативно принимать решения по хозяйственной деятельности может лишь определенная законодательством специализированная служба, при этом никто не отрицает полного контроля со стороны органов МСУ». Два законаВ настоящий момент представители муниципалитета не определились, согласно какому закону следует осуществлять кассовое исполнение бюджетных траншей. По словам юристов мэрии, деньги, которые должны быть выделены на финансирование похоронного дела в г.Тольятти, согласно Бюджетному кодексу должны быть выставлены на конкурс. Но, с другой стороны, четкого понимания того, что именно должно выставляться на конкурс, сейчас у представителей муниципалитета нет. Однако федеральный закон №36-Ф3 «О погребении и похоронной деле» гласит, что гарантии осуществления погребения умершего осуществляются в соответствии с ФЗ и реализуются в соответствии с законом РФ о похоронном деле как самостоятельном виде деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами МСУ, погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления. А муниципалитет компенсирует затраты специализированной службы напрямую. Сейчас непонятно, что для представителей муниципалитета является приоритетным -Бюджетный кодекс или федеральный закон. | | В данной ситуации единственно возможным вариантом финансирования представляется субвенция на содержание и благоустройство городских кладбищ. При наличии решения представительного органа МСУ о предоставлении субвенции МУП «Спецкомбинат», по мнению специалистов похоронного дела, это не будет противоречить ст. 69 и ст.78 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Вопрос о протесте прокуратуры на законность выделения субвенции можно будет решить путем заблаговременного направления запроса в надзорный орган. Кроме того, следует отметить, что в прошлом году выделение субвенции не вызвало протеста со стороны прокуратуры. «Финансирование, безусловно важно. Однако даже это не главное. Приведу пример. Сейчас мы проводим подготовку к празднованию 70-летия перенесения Ставрополя на новое место. Одним из центров внимания станет Баныкинское кладбище, где были проведены перезахоронения ставропольчан. В частности, мне, например, необходимо вывезти с кладбища старые памятники. По сути, это металлолом. Представьте себе, что машину с этими памятниками остановят сотрудники ОБЭП. А у меня до сих пор нет договора с муниципалитетом на выполнение этих работ и нет вообще никакого документа, подтверждающего то, что я имею право эту работу выполнять», — комментирует Степан Ракицкий. Понятие отрасли в похоронном деле важно в первую очередь при формировании бюджета города. Сегодня составляющая, отпущенная на содержание муниципальных кладбищ, сводится к строке раздела «жилищно- коммунальное хозяйство». Однако не следует забывать, что слово «содержание» не тождественно слову «развитие». Поэтому роль муниципалитета в развитии и обеспечении похоронного дела в целом, в выполнении многих государственных гарантий, не учитывается. В меньшей степени, чем следовало бы, учитываются вопросы функционирования специализированной службы по вопросам похоронного дела, содержания архивов, проблемы захоронения безродных граждан. Одна из острейших проблем, которую нельзя решить силами МУП, — проблема прирезки территорий под захоронения. Так, например, введение таких услуг, как подбор места на действующих участках кладбища, распространение семейных (родовых) захоронений, интенсивный режим работы старых кладбищ, позволило за последние 3 года уменьшить площадь новых мест под погребения с 3 до 1,5 га ежегодно. Но при существующей нехватке земли и эта цифра достаточно велика. Даже при интенсивном использовании старых площадей требуется небольшая прирезка новых территорий. Территорий на новые захоронения на муниципальных кладбищах осталось только до августа 2007 г. Поэтому существует два способа решения проблемы: или прирезка новых участков, или оформление 60 га через дорогу кладбища по Поволжскому шоссе 5. Однако в настоящий момент о перспективах развития отрасли говорить трудно, т.к. даже ее бюджетное финансирование находится под вопросом. В марте 2007г. в Государственной думе Федерального Собрания РФ прошли парламентские слушания на тему «Социально- экономические аспекты совершенствования законодательства в сфере похоронного дела». Было обращено внимание на недостаточную организацию в России похоронной деятельности как отрасли на всех уровнях, в том числе и в муниципальных образованиях. Наиболее существенными проблемами было названо отсутствие нормативно-правовой базы, а также отсутствие эффективных управленческих решений на местах. И если во II квартале 2007 г. в Госдуму планируется вынести поправки в ФЗ «О погребении и похоронном деле», то эффективных решений приходится ждать непосредственно от органов МСУ. Обсудить на форуме |