Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (185) | 28 мая 2007г.
 

Погружение в долги

Инкомбанк назначен соорганизатором четвертого облигационного займа АВТОВАЗа

Георгий Кизельгур

29 мая на фондовой бирже ММВБ начнется размещение четвертого облигационного займа ОАО «АВТОВАЗ». АВТОВАЗ планирует привлечь 5 млрд. р. сроком на 7 лет. Этот заем станет самым долгосрочным за всю историю заимствований не только для АВТОВАЗа. Ни одному из российских предприятий машиностроительной отрасли еще не удавалось разместить столь долгосрочный облигационный заем. Впервые в качестве соорганизатора выпуска облигаций выступит ЗАО «Новикомбанк» — банк, дружественный ФГУП «Рособоронэкспорт».

После того как начавшееся 29 мая разме­щение облигаций завершится, АВТОВАЗ ста­нет не только обладателем самого долгосроч­ного займа среди российских предприятий ма­шиностроительной отрасли. АВТОВАЗ станет обладателем самой богатой кредитной исто­рии. Нынешнее размещение облигаций для тольяттинского автозавода будет уже четвер­тым. Помимо этого, АВТОВАЗ имеет положи­тельный опыт двукратного размещения кре­дитных нот (CLN) на европейских рынках.

Решение о выпуске облигаций четвертой се­рии было принято советом директоров в начале апреля. 3 мая проспект эмиссии был зарегист­рирован ФСФР. 23 мая была завершена работа по формированию синдиката по размещению. Этой работой занималось ОАО «Банк ВТБ», давний финансовый партнер АВТОВАЗа. В со­став участников синдиката в качестве соандер-райтеров по размещению выпуска вошли: АБ­СОЛЮТ БАНК, АК БАРС Банк, Газпром­банк, Глобэксбанк, Еврофинанс, Моснарбанк, ИГ КапиталЪ, Кредит Свис, МБРР, Международный Московский Банк, НОМОС-БАНК, БК РЕГИОН, Банк Российский Кредит, Связьбанк и Банк СОЮЗ. Впервые в качестве соорганизатора выступит ЗАО «Новикомбанк». По ряду признаков этот банк считается дружественной структурой ФГУП «Рособоронэкспорт». В совете директоров банка состоит Юрий Артяков, родной брат президента ООО «Группа АВТОВАЗ» Владимира Артякова. Также стоит отметить, что ВТБ выступит в качестве агента АВТОВАЗа по выкупу обли­гаций с рынка по истечении срока их обраще­ния.

Срок обращения облигаций составляет 2 548 дней (7 лет), объем — 5 млрд. р. ($192 млн.). Условиями выпуска облигаций предус­мотрен пут-опцион эмитента сроком 2 года с даты начала размещения по цене 100% от номинала.

По облигациям предусмотрена выпла­та полугодовых купонов. Ставки первого -четвертого купонов равны и будут определять­ся на конкурсе при размещении облигаций, ставки остальных купонов будут определены эмитентом дополнительно.

Организатором и андеррайтером выпуска облигаций является ВТБ, депозитарий и пла­тежный агент выпуска — НДЦ. Представители ВТБ прогнозируют доходность к 2-летней оферте при размещении облигаций на уровне 8,16-8,42% годовых, что соответствует став­ке 1-го купона в размере 8,00 — 8,25% годовых. Если этот прогноз сбудется, то для АВТОВА­За этот заем окажется более выгодным, чем все предыдущие размещения на российском рынке. Причем не только по сроку, но глав­ным образом по уровню процентных выплат по купонам. Так, например, при размещении облигаций серии-03 ставка по 1-2 купону была установлена на уровне 9,7% годовых.

Между тем участники рынка не склонны разделять оптимизм ВТБ по поводу уровня доходности облигаций серии-04. «Насколько это размещение будет удачным, вопрос открытый. Поскольку в данном случае заявлен более про­должительный срок, возможно, что размеще­ние облигаций будет осуществлено с более вы­сокой доходностью, чем это было раньше», -отметил аналитик ИК «ФИНАМ» по отрасли "Машиностроение" Константин Романов. Немного осторожнее, хотя примерно в том же русле, охарактеризовал перспективы предсто­ящего размещения АВТОВАЗа аналитик ОАО «Банк Москвы» Михаил Лямин: «Прогнозировать уровень доходности предстояще­го размещения АВТОВАЗа сейчас сложно, т. к. в прошлом году АВТОВАЗ перестал пуб­ликовать отчетность по МСФО. Отчетность по международным стандартам более полно отражает деятельность группы. Конечно, с од­ной стороны, это негативный момент, но с дру­гой — критичной ситуации пока на заводе не на­блюдается. Поэтому я думаю, что к АВТОВА­Зу в данном случае будет применимо правило, что каждый последующий заем более привле­кателен для эмитента. Если, конечно, не про­исходит ухудшение состояния долга».

Что ка­сается состояния АВТОВАЗа в качестве заем­щика, то, по мнению аналитика ИК «ФИНАМ», у автозавода имеется еще достаточно большой потенциал для осуществления новых заимствований. «В принципе, соотношение долга и собственного капитала в настоящий момент у АВТОВАЗа пока еще далеко от кри­тических уровней. Поэтому компания может продолжать занимать средства без каких-то серьезных проблем», — отметил Константин Романов. Он также склонен считать, что при­влеченные средства могут быть использованы АВТОВАЗом в рамках новых инвестицион­ных проектов: «Я предполагаю, что эти деньги привлекаются в целях инвестирования в совместный проект с Magna. Это долгосроч­ный заем. Обычно цель таких займов заклю­чается в инвестировании в основные средст­ва». Михаил Лямин придерживается несколь­ко иного мнения насчет использования средств: «Я думаю, что для сделки с Magna этого будет маловато. Скорее всего, средства будут направлены на пополнение оборотных средств. Для компаний, которые уже имеют опыт работы на рынке долговых обяза­тельств, это обычная практика. Тем более что у АВТОВАЗа в течение осени-зимы были сложности со сбытом готовой продукции. Я также не исключаю, что привлеченные средства могут быть направлены на погашение предыдущих займов».

Более категоричным в оценке перспектив использования средств от предстоящего займа был управляющий директор AG Asset Management Александр Агибалов: «На фоне объема кредита, который собирается предоставить АВТОВАЗу Reiffeisen Zentralbank, объем четвертого облигационного займа выглядит уже не столь впечатляюще».

Соглашение о предоставлении АВТОВАЗу кредитной линии состоялось 25 мая в рамках российско-австрийского бизнес-форума в Вене. Объем кредитной линии Reiffeisen Zentralbank Osterreich AG для АВТОВАЗа составит $500 млн. (13 млрд. р.) «Средства пойдут на финансирование текущих проектов компании, в том числе и на модернизацию производства», — сообщил по этому поводу пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ». Причем первый транш в размере $250 млн. будет перечислен не позднее 31 июля 2007 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме