Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (185) | 28 мая 2007г.
 

Закон дает шанс

В Самарской обл. каждой партии позволено создать до трех партсписков

Андрей Ельченко

В местных отделениях партий «Единая Россия» (ЕР) и «Справедливая Россия» активизировались процессы, связанные с партстроительством (см. «Хронограф» №19 (184) от 21.03.07). Причина — предстоящие выборы в Госдуму, которые пройдут на основе нового законодательства. Одномандатных округов больше не будет. Однако взамен региональные по-литэлиты получили возможность самостоятельно определять границы избирательных территорий, а также формировать сразу несколько партсписков в пределах своего субъекта федерации. Анализ нового закона дает основание для предположений, что наибольший выигрыш на предстоящих выборах в Госдуму получат политтехнологи, специализирующиеся на многомерной оптимизации.

Для альтруистов

Новый федеральный закон «О выбо­рах депутатов ГД ФС РФ» №51-ФЗ вступил в действие в мае 2005 г., примерно через полтора года с момента начала полномочий действующего состава Госдумы. Наиболее резонансной особенностью этого закона должна была стать ликвидация 225 одномандатных мажоритарных избирательных округов с соответству­ющим увеличением количества де­путатских мандатов федерального избирательного округа — в 2 раза, т. е. до 450 мандатов. Под каким нажи­мом пошли на введение этой нормынынешние депутаты Госдумы, поло­вина из которых была избрана в 2003 г. по одномандатным округам, оста­ется только догадываться. К приме­ру, побеждавший в последних двух выборах 1999 и 2003 гг. по Тольяттинскому одномандатному округу Анатолий Иванов (на фото) теперь фактически потерял возможность ут­роить свой успех. «Я осознанно по­жертвовал личными интересами ра­ди общественного блага, ради разви­тия партийной системы», — заявил корреспонденту «Хронографа» Ива­нов. Чтобы вновь стать депутатом, ему придется примкнуть к федераль­ному списку той или иной партии, которая примет участие в предстоя­щих выборах. Иванов сообщил, что «готов пойти по спискам любой пар­тии, но сам себя чувствует левым социалистом». Стоит отметить, что но­вый закон позволяет партиям вклю­чать до 50% беспартийных в свой федеральный список кандидатов.

Второй яркой отличительной особенностью этого закона является обязанность участвующих в выборах партий разбивать свои феде­ральные списки кандидатов на 100 и более региональных групп, при этом в общефедеральную (титульную) часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 3-х кандидатов, в роли которых обыч­но выступают так называемые «паровозы». Хотя общефедеральной части по решению съезда партии может и не быть вообще.

Для псевдолидеров

Принципиальной новизной закона является то, что при образовании региональных групп кандидатов партия сама принимает решение о территориальном делении. На территории, которой соответствует ре­гиональная группа кандидатов, должно быть зарегистрировано от 650 тыс. до 3 млн. избирателей. При этом ЦИК РФ определяет лишь гра­ницы территорий, которым могут (должны) соответствовать регио­нальные группы кандидатов.

Что касается Самарской обл. (на ее территории зарегистрирова­но около 2,4 млн. избирателей. -Прим. авт.), то для местных полити­ков это дает дополнительный шанс на первое место в списке. По той простой причине, что каждая пар­тия сможет зарегистрировать в пре­делах Самарской обл. до трех групп кандидатов. При этом закон опреде­ляет, что город с количеством изби­рателей (не путать с количеством жителей. — Прим. ред.) от 300 000 до 650 000, коим и является Тольят­ти, не может быть разнесен в состав нескольких избирательных террито­рий субъекта РФ. Таким образом, ЦИК РФ будет вынуждена зарегис­трировать тольяттинскую избира­тельную территорию, с учетом близ­лежащих сельских поселений, в со­ставе порядка 800 000 избирателей.

Помимо этого, партиям предоставляется возможность самим определять границы своих будущих избирательных территорий, т.е. появляется возможность объединять нарезанные ЦИКом территории.

Между тем нужно понимать, что избиратель, голосуя за ту или иную партию, будут таким образом голосовать и за свой региональный мини-список. Однако закон не устанавливает никаких ограничений, касающихся ценза оседлости кандидатов, включенных в региональные группы. Нельзя исключать, что феде­ральные руководящие органы поли­тических партий будут выносить на голосование делегатам съездов своих партий такие составы региональных групп кандидатов, в которых на проходных местах окажутся преимущественно лица, проживающие в преде­лах Садового кольца и Рублевки. При этом 7-процентный барьер прохождения в Думу сохраняется.

Для многомерных оптимизаторов

После определения партий-победи­телей и количества депутатских мандатов начнется процедура рас­пределения выигранных мандатов внутри победивших федеральных списков. Первыми мандаты получат кандидаты, состоящие в общефеде­ральном (титульном) списке (не бо­лее 3 чел. — Прим . ред.) Затем оче­редь дойдет до региональных групп. И вот тут очевидное преимущество получат региональные группы, ко­торым соответствуют территории с наибольшим количеством избирате­лей. Получив не самый лучший про­цент на данной территории, но за счет общего количества полученных голосов региональная группа канди­датов от «большой» территории бу­дет иметь несомненное преимущест­во. Таким образом, руководство ре­гиональных партячеек, просчитывая ситуацию, сможет заранее со­здавать региональных фаворитов, ущемляя при этом активистов прочих объединяемых территорий при создании «большой» территории. Резюмируя вышесказанное, предстоящий думский выборный преферанс представляет большое пространство для маневра политическим математикам, специализирующимся, подобно Борису Березовскому, на многомерной оптимизации. Учитывая складывающиеся в настоящее время рейтинговые показатели ос­новных политических партий, можно достаточно смело предположить, что лишь у ЕР вторые номера в реги­ональных группах кандидатов окажутся с высокой вероятностью про­ходными. У КПРФ, по-видимому, козырными окажутся все первые номера. Региональным спискам дру­гих победивших политических пар­тий придется, по всей видимости, бороться друг с другом во внутриви­довом капсоревновании за завоева­ние большего количества голосов избирателей лишь с тем, чтобы повысить вероятность делегирования своего первого номера в Госдуму.

Стоит добавить, что ФЗ «О вы­борах депутатов ГД ФС РФ» устанавливает предельно минимальную явку избирателей в размере 25 % ОТ количества всех избирателей. Но при этом закон также устанавливает, что если более 40% бюллетеней, обнаруженных в урнах для голосования, окажутся недействительными, то выборы будут признаны несосто­явшимися. Это дает шанс лидерам несистемной оппозиции начать соб­ственную президентскую кампанию уже во время выборов депутатов Госдумы V созыва, призвав избирателей перечеркивать бюллетени.

Обсудить на форуме