11 мая Татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) на основании обращения трех дилерских компаний — ООО «Булак авто+», ООО «Сапсан+» и ООО «Альмет-Авто» — возбудило дело по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Отметим, что все три фирмы подконтрольны бывшему владельцу ОАО «Булгар-АвтоВАЗ» Ильдару ЗИННУРОВУ, который пытается противостоять представителям ООО «КАН-АВТОВАЗ», пытающемуся взять под контроль рынок сбыта автомобилей в Татарстане.
По информации «Хронографа», в 2006 г. ОАО «АВТОВАЗ» заключило дилерские соглашения с ООО «Альмет-Авто», годом ранее дилерами автозавода стали две татарстанские фирмы — ООО «БУЛАК авто+» и ООО «Сапсан+». Данные соглашения подписывались сроком на 1 год. Этим компаниям по результатам авторизации была присвоена первая категория дилера. Как сообщается в пресс-релизе, распространенном Татарстанским УФАС, в 2006 г. новый дистрибьютор АВТОВАЗа ООО «КАН-АВТОВАЗ» при проведении инвентаризации предприятий выявил у вышеуказанных дилеров ряд несоответствий установленным требованиям. При этом было выявлено, что у «БУЛАК авто+» отсутствуют разрешения на строительство автоцентра, согласование проекта автосалона с госорганами, а также документация на собственность здания. По результатам проверки дистрибьютором было рекомендовано при условии устранения недостатков перезаключить дилерское соглашение с ООО «БУЛАК авто+» по второй категории. ООО «Альмет-Авто» согласно результатам проверки полностью соответствовало автосалону первой категории. С ним было рекомендовано перезаключить дилерское соглашение по первой категории. Однако АВТОВАЗ рекомендации дистрибьютора проигнорировал: ни с «БУЛАК-авто+», ни с «Альмет-Авто» дилерское соглашение так и не было перезаключено. Что касается ООО «Сапсан +», то проверяющие из «КАН-АВТОВАЗ» согласно предоставленной ими документации не нашли по месту регистрации компании ее офиса и, соответственно, рекомендовали расторгнуть дилерское соглашение с данной фирмой. В свою очередь руководство компании «Сапсан+» в своем заявлении УФАС указывает на то, что проверяющие из «КАН-АВТОВАЗа» не приняли во внимание наличие согласованного с руководством АВТОВАЗа плана мероприятий по переводу предприятия на новую производственную базу, которая соответствует всем установленным требованиям автогиганта. . | | Помимо этого, остался без внимания и пункт 12.3 дилерских соглашений, заключенных ранее с ООО «БУЛАК авто+», «Альмет-Авто» и ООО «Сапсан+», в которых четко определен перечень оснований, дающих право АВТОВАЗу прекратить в одностороннем порядке действие заключенного дилерского соглашения На основании представленной документации тремя дилерскими компаниями сотрудники антимонопольной службы в результате проведенной проверки пришли к выводу, что у руководства АВТОВАЗа не было достаточных оснований для уклонения от продления договора в одностороннем порядке. Представители УФАС склоняются к мнению, что расторжение дилерских соглашений с вышеуказанными компаниями ведет к сокращению количества дилеров, ущемляет экономические интересы заявителей, а также ограничивает конкуренцию на автомобильном рынке. Тем более странным решение АВТОВАЗа выглядит на фоне того, что на сегодняшний день объем непроданных автомобилей, по разным данным, составляет около 110 тыс. шт. По имеющейся в распоряжении «Хронографа» информации, на протяжении последнего года в Татарстане между дилерами атогиганта развернулась настоящая торговая война. В апреле 2006 г. вместо двух дистрибьюторов, работающих на территории республики, ОАО «Булгар-АвтоВАЗ» и ОАО «Нижнекамск ЛАДА-Сервис», появился новый — ООО «КАН-АВТОВАЗ». На данную компанию были возложены функции по взаимодействию между заводом и дилерами. Следует отметить, что совладельцем компании «КАН-АВТОВАЗ» является председатель совета директоров ОАО «Эле-кон», депутат Госсовета РТ Николай Колесов, а также двое его взрослых детей. Семейный пакет акций компании составляет 11%, 49% контролирует ЗАО «Уралоборонпром» и 40%, соответственно, ОАО «Рособоронпром». Сегодня реализацией вазовских автомобилей в Татарстане занимаются официально 18 фирм вместо 24, существовавших до передела рынка. В числе опальных компаний, которые решили впоследствии отстаивать свои интересы в УФАС, оказались ООО «Сапсан+», ООО «Булак Авто+», ООО «Альмет-Авто». Данные компании, как и теперь уже бывший официальный дистрибьютор автозавода в Татарстане ОАО «Булгар-АвтоВАЗ», входят в холдинг «Таттранском», возглавляемый Ильдаром Зин-нуровым. | | Однако в мае 2006 г. года по инициативе ОАО «АВТОВАЗ», владеющего контрольным пакетом акций «Булгар-АвтоВАЗа», произошла смена состава совета директоров этого ОАО, а Зиннуров снят с поста гендиректора. Его пост занял заместитель генерального директора «КАН-АВТОВАЗ» Валерий Шоркин. Зиннуров попытался обжаловать это в суде. По мнению наблюдателей, данная ситуация с переделом автомобильного рынка Татарстана сложилась из-за того, что "Булгар-АвтоВАЗ" является единственным препятствием для полного захвата рынка сбыта вазовских малолитражек в Татарстане ООО «КАН-АВТОВАЗ», которое на сегодняшний день пытается инициировать процедуру банкротства «Булгар-АвтоВАЗа». Нельзя не указать еще на один любопытный факт. В распоряжении «Хронографа» попала аналитическая записка, которая была направлена в следственный комитет МВД РФ спустя месяц после покушения на председателя совета директоров ГК «Элекс-Полис» Игоря Лисютина. В ней указывается на то, что не самой малой статьей доходов "Элекс-Полиса" являлась до-автомобилей в регионы. Якобы только ему было позволено в неограниченном количестве получать плату за доставку автомобилей от Тольятти, Ульяновска, Нижнего Новгорода до Москвы. В графе «время выполнения» нередко можно было увидеть «0» дней. В Татарстан "Элекс-Полис" доставку тоже не осуществлял, а, продавая машины дилерам, торгующим в Татарстане, требовал от них транспортных накладных по доставляемым автомобилям без оплаты доставки. В случае если дилер просил оплату, хотя бы возмещающую его затраты, договоры поставки с таким дилером расторгались. Авторы этой аналитической записки попытались использовать эти сведения для того, чтобы включить Зиннурова в список подозреваемых в организации покушения на Лисютина. По мнению наблюдателей, руководство автозавода могло таким образом оказывать некое давление на Зиннурова, дабы он отказался от дальнейших действий по возвращению подконтрольных ему фирмам дилерских соглашений. Однако выяснить, допрашивался ли по этому поводу представителями силовых структур Зиннуров, не удалось. Он, впрочем, как и руководство АВТОВАЗа, предпочитает пока воздерживаться от комментариев. Дело в отношении ОАО «АВТОВАЗ» по заявлению ООО «Сапсан+», ООО «Булак Авто+», ООО «Альмет-Авто» будет рассмотрено 23 мая. Обсудить на форуме |