Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (184) | 21 мая 2007г.
 

Отлучили от авторынка

АВТОВАЗ избавляется от дилеров в Татарстане

Михаил Новинский

11 мая Татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) на основании обращения трех дилерских компаний — ООО «Булак авто+», ООО «Сапсан+» и ООО «Альмет-Авто» — возбудило дело по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Отметим, что все три фирмы подконтрольны бывшему владельцу ОАО «Булгар-АвтоВАЗ» Ильдару ЗИННУРОВУ, который пытается противостоять представителям ООО «КАН-АВТОВАЗ», пытающемуся взять под контроль рынок сбыта автомобилей в Татарстане.

По информации «Хронографа», в 2006 г. ОАО «АВТОВАЗ» заключило дилерские со­глашения с ООО «Альмет-Авто», годом ранее дилерами автозавода стали две татарстанские фирмы — ООО «БУЛАК авто+» и ООО «Сапсан+». Данные соглашения подписывались сроком на 1 год. Этим компаниям по резуль­татам авторизации была присвоена первая ка­тегория дилера.

Как сообщается в пресс-релизе, распростра­ненном Татарстанским УФАС, в 2006 г. новый дистрибьютор АВТОВАЗа ООО «КАН-АВТОВАЗ» при проведении инвентаризации пред­приятий выявил у вышеуказанных дилеров ряд несоответствий установленным требованиям. При этом было выявлено, что у «БУЛАК авто+» отсутствуют разрешения на строительство автоцентра, согласование проекта автосалона с госорганами, а также документация на собст­венность здания. По результатам проверки дис­трибьютором было рекомендовано при условии устранения недостатков перезаключить дилер­ское соглашение с ООО «БУЛАК авто+» по второй категории.

ООО «Альмет-Авто» согласно результатам проверки полностью соответствовало автосало­ну первой категории. С ним было рекомендова­но перезаключить дилерское соглашение по первой категории. Однако АВТОВАЗ рекомен­дации дистрибьютора проигнорировал: ни с «БУЛАК-авто+», ни с «Альмет-Авто» дилер­ское соглашение так и не было перезаключено.

Что касается ООО «Сапсан +», то проверя­ющие из «КАН-АВТОВАЗ» согласно предо­ставленной ими документации не нашли по мес­ту регистрации компании ее офиса и, соответст­венно, рекомендовали расторгнуть дилерское соглашение с данной фирмой.

В свою очередь руководство компании «Сапсан+» в своем заявлении УФАС указыва­ет на то, что проверяющие из «КАН-АВТОВАЗа» не приняли во внимание наличие со­гласованного с руководством АВТОВАЗа пла­на мероприятий по переводу предприятия на новую производственную базу, которая соот­ветствует всем установленным требованиям автогиганта. .

Помимо этого, остался без внима­ния и пункт 12.3 дилерских соглашений, заключенных ранее с ООО «БУЛАК авто+», «Альмет-Авто» и ООО «Сапсан+», в которых четко определен перечень оснований, дающих право АВТОВАЗу прекратить в односторон­нем порядке действие заключенного дилерско­го соглашения

На основании представленной документа­ции тремя дилерскими компаниями сотрудники антимонопольной службы в результате прове­денной проверки пришли к выводу, что у руко­водства АВТОВАЗа не было достаточных осно­ваний для уклонения от продления договора в одностороннем порядке.

Представители УФАС склоняются к мне­нию, что расторжение дилерских соглашений с вышеуказанными компаниями ведет к сокраще­нию количества дилеров, ущемляет экономиче­ские интересы заявителей, а также ограничива­ет конкуренцию на автомобильном рынке.

Тем более странным решение АВТОВАЗа выглядит на фоне того, что на сегодняшний день объем непроданных автомобилей, по раз­ным данным, составляет около 110 тыс. шт.

По имеющейся в распоряжении «Хроногра­фа» информации, на протяжении последнего года в Татарстане между дилерами атогиганта развернулась настоящая торговая война.

В апреле 2006 г. вместо двух дистрибьюто­ров, работающих на территории республики, ОАО «Булгар-АвтоВАЗ» и ОАО «Нижнекамск ЛАДА-Сервис», появился новый — ООО «КАН-АВТОВАЗ». На данную компанию были возло­жены функции по взаимодействию между заво­дом и дилерами. Следует отметить, что совла­дельцем компании «КАН-АВТОВАЗ» является председатель совета директоров ОАО «Эле-кон», депутат Госсовета РТ Николай Колесов, а также двое его взрослых детей. Семейный пакет акций компании составляет 11%, 49% контроли­рует ЗАО «Уралоборонпром» и 40%, соответ­ственно, ОАО «Рособоронпром».

Сегодня реализацией вазовских автомоби­лей в Татарстане занимаются официально 18 фирм вместо 24, существовавших до передела рынка. В числе опальных компаний, которые решили впоследствии отстаивать свои интересы в УФАС, оказались ООО «Сапсан+», ООО «Булак Авто+», ООО «Альмет-Авто». Данные компании, как и теперь уже бывший официаль­ный дистрибьютор автозавода в Татарстане ОАО «Булгар-АвтоВАЗ», входят в холдинг «Таттранском», возглавляемый Ильдаром Зин-нуровым.

Однако в мае 2006 г. года по инициа­тиве ОАО «АВТОВАЗ», владеющего контрольным пакетом акций «Булгар-АвтоВАЗа», про­изошла смена состава совета директоров этого ОАО, а Зиннуров снят с поста гендиректора. Его пост занял заместитель генерального директора «КАН-АВТОВАЗ» Валерий Шоркин. Зиннуров попытался обжаловать это в суде.

По мнению наблюдателей, данная ситуа­ция с переделом автомобильного рынка Татар­стана сложилась из-за того, что "Булгар-Авто­ВАЗ" является единственным препятствием для полного захвата рынка сбыта вазовских малолитражек в Татарстане ООО «КАН-АВТОВАЗ», которое на сегодняшний день пыта­ется инициировать процедуру банкротства «Булгар-АвтоВАЗа».

Нельзя не указать еще на один любопытный факт. В распоряжении «Хронографа» попала аналитическая записка, которая была направле­на в следственный комитет МВД РФ спустя ме­сяц после покушения на председателя совета директоров ГК «Элекс-Полис» Игоря Лисютина. В ней указывается на то, что не самой малой статьей доходов "Элекс-Полиса" являлась до-автомобилей в регионы. Якобы только ему было позволено в неограниченном количе­стве получать плату за доставку автомобилей от Тольятти, Ульяновска, Нижнего Новгорода до Москвы. В графе «время выполнения» нередко можно было увидеть «0» дней. В Татарстан "Элекс-Полис" доставку тоже не осуществлял, а, продавая машины дилерам, торгующим в Та­тарстане, требовал от них транспортных на­кладных по доставляемым автомобилям без оп­латы доставки. В случае если дилер просил оплату, хотя бы возмещающую его затраты, дого­воры поставки с таким дилером расторгались. Авторы этой аналитической записки попыта­лись использовать эти сведения для того, чтобы включить Зиннурова в список подозреваемых в организации покушения на Лисютина.

По мнению наблюдателей, руководство ав­тозавода могло таким образом оказывать некое давление на Зиннурова, дабы он отказался от дальнейших действий по возвращению подкон­трольных ему фирмам дилерских соглашений. Однако выяснить, допрашивался ли по этому поводу представителями силовых структур Зиннуров, не удалось. Он, впрочем, как и руко­водство АВТОВАЗа, предпочитает пока воздер­живаться от комментариев.

Дело в отношении ОАО «АВТОВАЗ» по заявлению ООО «Сапсан+», ООО «Булак Авто+», ООО «Альмет-Авто» будет рассмот­рено 23 мая.

Обсудить на форуме