Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (184) | 21 мая 2007г.
 

Цена одного дня

Городская дума намерена отменить свои постановления

Егор Кошеров

На ближайшем заседании думская комиссия по бюджетной, финансовой и налоговой политике намерена предложить мэрии отменить прошлогоднее постановление думы, касающееся ЕНВД и установки значения корректирующего коэффициента К2 для фирм, занимающихся распространением наружной рекламы. К этому думцев вынуждает областной арбитражный суд, 3 апреля признавший недействующим постановление думы. Если это произойдет, городской бюджет недосчитается 8 млн. р. А чиновники и парламентарии будут вынуждены согласиться (хотя бы на время) с позицией главы департамента потребительского рынка Хетага ТАГАЕВА (на фото), выступающего за более гибкое налогообложение рекламщиков.

Напомним, что с иском в суд об­ратилось ООО «Ректол», занимаю­щееся размещением наружной рек­ламы. Оно оспаривало решение го­родской думы об увеличении значе­ния корректирующего коэффициен­та К2 с 0,2 до 0,5. Решение вступало в силу с 1 января 2007 г.

«Ректол» обратился в суд не случайно. В конце 2006 г. он увели­чил долю своего присутствия на рынке наружной рекламы города, взяв под контроль бизнес одного из крупных рекламных агентств Толь­ятти — ДПК. И стал, таким образом, самым крупным игроком на рынке наружной рекламы Тольятти: по оценке одних специалистов, сегодня доля «Ректола» составляет около 30%, по оценке других, доходит до 70%.

В Тольятти аренда одного щита в месяц, по словам источника «Хро­нографа» , пожелавшего остаться неназванным, стоит от 10 до 18 тыс. р. В связи с увеличением значения К2 размер ежемесячных налоговых платежей вырос у рекламщиков до 4-5 тыс. р. Для сравнения: в Самаре аренда щита в месяц примерно такая же -14-18 тыс. р. Значение К2, кото­рое было установлено на 2007 г., в Самаре и Тольятти одинаковое. Но объемы наружной рекламы в Сама­ре намного выше. Во-первых, в от­личие от Тольятти с его моноэконо­микой, ориентированной на автомо­бильный бизнес, в Самаре процвета­ют разные виды производства, ус­луг, сервиса. Ими, соответственно, востребованы рекламные носители. Во-вторых, крупные компании, ос­ваивая новые рынки сбыта, прежде всего размещают информацию о се­бе в городах-миллионниках. Даже таким не самым мелким городам, как Тольятти, достаются очень не­значительные объемы их рекламы.

Кроме того, по словам директо­ра департамента потребительского рынка Хетага Тагаева, в Тольятти примерно на 50% дороже стоимость аренды земельных участков под раз­мещение рекламных носителей.

В итоге при равных условиях в Самаре и Тольятти, но из-за разных объемов рекламы самарский бизнес наружной рекламы оказывается в более выигрышной позиции, чем тольяттинский.

Поскольку вся тяжесть налого­вого бремени падала на самого круп­ного игрока на рынке, «Ректол» не стал упускать шанс, чтобы побо­роться с судьбой. Решение об увели­чении значения К2 было принято на внеочередном заседании думы 28 но­ября. Чтобы постановление в нуж­ный срок (с 1 января 2007 г.) всту­пило в законную силу, его нужно было вовремя опубликовать. В соот­ветствии с Налоговым кодексом — за месяц до начала очередного налого­вого периода. Но попасть на страни­цы официального печатного органа городской власти — газеты «Городские ведомости» — документ уже не успевал. Тогда было принято реше­ние разместить постановление в газете «Площадь Свободы». Однако вследствие технической ошибки часть опубликованного документа не читалась (она была закрыта не­весть откуда взявшейся плашкой). Постановление было опубликовано вновь, уже без ошибок, однако вре­мя — буквально один день! — было упущено.

«Ректол» за это уцепился. В сво­ем судебном иске фирма указывает, что, во-первых, постановление об увеличении значения К2, вступаю­щее в силу с 1 января 2007 г., опуб­ликовано несвоевременно и не в официальном печатном органе. А во-вторых, на том внеочередном за­седании думы были внесены измене­ния сразу в два документа. «При этом решение №591 от 28.11.06 не отменило, не внесло каких-либо из­менений в ранее принятое решение №590 от 28.11.06. Таким образом, в нарушение порядка принятия нор­мативного акта, установленного Ус­тавом г.о. Тольятти, обладающим большей юридической силой, в на­рушение требований ч. 6 ст. 3 НК РФ по одному вопросу повестки дня заседания думы г.о. Тольятти в один и тот же день — 28.11 06 были при­няты два взаимоисключающих ре­шения об установлении порядка ЕНВД на 2007 календарный год», -считало ООО «Ректол», а с ним со­гласился и арбитражный суд.

3 апреля 2007 г. суд удовлетво­рил иск «Ректола». 2 мая дума об­жаловала решение суда. По словам главы юридического управления го­родской думы Владимира Лучкова, по первому пункту иска ООО «Рек­тол» спорить сложно, но возможно, а второй разбивается легко: одно из принятых постановлений касается собственно применения К2, а второе — сроков его применения. Следую­щее заседание суда состоится, ско­рее всего, в середине или в конце июня.

Поскольку значение К2 может устанавливаться только раз в год, утвердить его значение в середине года будет нельзя.

Директор департамента финансов Валерий Кушнарев сказал, что при таком развитии событий сумма выпадающих доходов бюджета по фирмам, занимающимся размеще­нием наружной рекламы, составит около 8 млн. р. Но т.к. не все фирмы платят налоги с применением К2, реальный размер выпадающих до­ходов, по его оценке, может соста­вить 4 млн. р.

Обсудить на форуме