Орган местного самоуправления обязан до 1 мая 2008 г. провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений до 01.01.2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс, вступивший в силу с 01.03.2005 г., предполагает 3 формы управления — непосредственное управление собственниками, создание Товариществ собственников жилья (ТСЖ) либо привлечение управляющих компаний (УК). Сейчас проходит активная работа по оформлению договоров на обслуживание домов между владельцами жилых помещений и управляющими компаниями. О том, какие взаимоотношения ожидают собственников помещений в многоквартирных домах и теми, кто будет непосредственно заниматься их обслуживанием, корреспонденту «Хронографа» рассказал депутат ТГД, генеральный директор ОАО «Управляющая компания №2 жилищно-коммунального хозяйства» Олег ПОЛЯКОВ.
- Олег Сергеевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию, которая сложилась в Тольятти в связи с реформированием отрасти ЖКХ. Насколько она соответствует общероссийским тенденциям? - В России создалась ситуация, которой нет нигде в мире. В результате приватизации миллионы и миллионы граждан стали собственниками жилья. Кроме того, согласно новому Жилищному кодексу собственникам жилья в новых многоквартирных домах на праве общей долевой собственности принадлежат инженерные коммуникации. А ведь это имущество, как показывает практика, требует и постоянного ремонта, и должного содержания. И здесь для всех возникает множество вопросов. Для собственников жилья — как можно управлять и распоряжаться своим имуществом, для УК — как поддерживать работу инженерных коммуникаций в безаварийном состоянии. Сюда же добавляется необходимость поддерживать чистоту и порядок в многоквартирном доме. Как и повсюду, в Тольятти наблюдается изношенность как жилищного фонда, так и коммунальной инфраструктуры. Может быть, в рамках национального проекта и будут решены какие-то наиболее острые проблемы, однако необходимо быть реалистами: абсолютное их большинство нам придется решать собственными силами, за счет собственных средств. Причем время идет, жилищный фонд с каждым годом новее не становится, поэтому нам необходимо начинать работы по капремонту, модернизации коммунальных сетей как можно раньше, без расчета на транши из федерального бюджета. Только тогда нам удастся что-то сделать. - Обязанность проводить капитальный ремонт лежит на собственниках жилья. Значит, проблемы как таковой здесь не существует. По крайней мере, обязанность изыскивать средства на эти работы явно лежит на них. - Не все так просто. Собственников жилья, подчеркиваю, в России миллионы. Представьте себе хотя бы документооборот, объем договоров, которые сейчас должны заключить управляющие компании.Согласно Жилищному кодексу существуют разные способы управления имуществом. В одном случае это ТСЖ, а в другом — выбор соответствующей управляющей компании. ТСЖ и УК как способы управ-ления имуществом далеко не одно и то же. Например, строится и сдается в эксплуатацию дом. Застройщиком фактически создается ТСЖ, и ТСЖ впоследствии функционирует. Или жильцами в многоквартирном доме старой застройки принимается волевое решение создать ТСЖ. | | На общем собрании избирается правление, которым избирается председатель. Следует осознавать, что ТСЖ в доме старой застройки и ТСЖ в недавно сданном в эксплуатацию доме далеко не одно и то же. В ТСЖ старой застройки социальный статус собственников жилья далеко не однородный, часть — достаточно обеспеченные люди, часть — пенсионеры. То есть одни могут себе позволить нести тяготы по содержанию дома, а для других это становится бременем. В домах новой застройки социальный статус собственников жилья примерно одинаков, им в этом плане легче. Кроме того, поскольку дом сдан в эксплуатацию совсем недавно, особых проблем, связанных с ре-монтом инженерной инфраструктуры, практически не возникает. И речь идет исключительно о содержании. В домах старой застройки все совсем подругому. Здесь уже основной упор делается на поддержание работы инфраструктуры в безаварийном состоянии. Поэтому ТСЖ как способ управлением имуществом хорош только в новом жилом фонде. Но никак не в старом. - Закон не проводит четкого разделения, кому можно создавать ТСЖ, а кому нет. Более того, ни одна форма управления согласно закону не является предпочтительной. - Никто не говорит о предпочтительности. Речь идет о целесообразности. Решение о создании ТСЖ часто бывает преждевременным. Очень часто собственники жильяполностью не осознают тот объем работы, который им придется провести для того, чтобы хотя бы наладить работу по содержанию. Договоры на вывоз мусора, на ремонт и содержание инфраструктуры дома, на уборку придомовой территории. Плюс зарплата председателю ТСЖ, т.к. я сомневаюсь, что кто-то будет выполнять этот колоссальный объем работы бесплатно. Кроме того, оторванность их дома от общего массива домов, которые обслуживаются одной управляющей компанией, приведет в конечном итоге к удорожанию услуг, оказываемых ТСЖ. Вот представьте, в 6-м квартале есть 3 ТСЖ, они расположены достаточно далеко друг от друга. Элементарный вывоз мусора для них обходится дороже, т.к. к этим домам специально идет машина. Целесообразно ли это для жильцов? Я думаю, нет. Мы ведь сейчас говорим не о том, какая форма управления жилищным фондом лучше по определению, а о том, как оптимизировать расходы на это управление. И предпочтительнее та форма, которая дает возможность в конкретной ситуации потратить минимум средств и получить от этого максимум. Если ТСЖ возглавит действительно грамотный человек, который имеет соответствующий опыт, то тогда такая форма действительно будет жизнеспособна. Но где гарантии, что на должность председателя будет выбран именно такой человек? Кроме того, некоторые собственники жилья создают ТСЖ с одной-единственной целью: найти впоследствии управляющую компанию для того, чтобы передать ей функции управления домом. Эта позиция неверна. Зачем тогда вообще создавать такого посредника в лице ТСЖ, чтобы обратиться все к той же УК? Кроме того, Жилищный кодекс говорит о том, что от посредников необходимо уходить. | | - Вы говорите о том, что выбор УК поможет собственникам жилья в многоквартирном доме оптимизировать расходы на его содержание. А сама компания каким образом добивается уменьшения своих расходов ? - Удешевление услуг УК происходит за счет большого объема работ, которые им приходится выполнять. Кроме того, появляются оборотные средства, которые позволяют производить не только работы по поддержанию инфраструктуры в безаварийном состоянии, но и постепенно производить модернизацию коммунальных сетей. Появляется некая маневренность. В одиночку этого трудно добиться. А ведь ТСЖ предполагает именно «в одиночку». Здесь следует отметить, что у УК есть еще одно преимущество перед ТСЖ. Я говорю о привлечении инвестиций со стороны инвесторов. Так, например, с инвестором можно договориться об установке автоматики для экономии тепловой энергии, приборов учета потребления холодной и горячей воды. И здесь достигается обоюдная выгода. УК пытается уменьшить свои потери, потребитель — уменьшить свои расходы. Кроме того, за все время существования управляющих компаний формировался и кадровый ресурс, и административный, появлялась материально-техническая база, которая позволяет выполнять определенный объем работ без несения дополнительных затрат, скажем, на аренду техники, дополнительный наем рабочих. У ТСЖ ничего этого нет, кроме горячего желания решать определенные проблемы. Однако им следует быть реалистами, большинство компаний — поставщиков энергоресурсов, ремонтников сейчас являются коммерческими предприятиями и смотрят на собственников жилья через призму рыночных отношений. И поэтому ради самого существования ТСЖ от прибыли, которая в конечном итоге и является залогом развития для этих компаний, никто не будет отказываться. - Можно понять жильцов многоквартирного дома, которые решились на создание ТСЖ. С вами они не знакомы, а со своим председателем, может быть, живут по соседству. Поэтому и считают, что ему проще предъявить претензии. - У нас с собственниками жилья существует не устная договоренность, а письменный договор, составленный в соответствии с действующим законодательством. Поэтому деятельность управляющей компании можно контролировать на общественных началах, т.е. через домовые комитеты, или же через ревизионные комиссии. Все эти возможности прописаны в законе. - Сколько домов обслуживала УК №2 и как сейчас проходит процесс оформления договоров? - Сейчас в разной степени готовности находятся договоры с жителями более чем 80 домов. Всего было 217 домов, в кварталах 1, 5, 6, 7, И, 3. В 2006г. часть домов ушла в ведение МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи г.Тольятти». Но все работы по их обслуживанию выполняла именно УК №2, а департамент в этом случае выполнял роль заказчика работ. Опять-таки фактически был посредником. Новый Жилищный кодекс не предполагает подобных форм работы, и поэтому мы постепенно возвращаемся к тому, чтобы самим собирать квартплату, определять первоочередные задачи и заниматься их решением. И здесь большую роль играет территориальный фактор. Я считаю, что основанием для выбора УК должен быть территориальный фактор. Это даст возможность компании по максимуму сократить собственные затраты и предложить жильцам наиболее выгодные условия. Обсудить на форуме |