Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (184) | 21 мая 2007г.
 

Базовый элемент

Нового автомобильного холдинга

Павел Андреев

18 мая в здании заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» состоялось подписание протокола о намерениях по созданию СП между ОАО «АВТОВАЗ» и Magna International Inc. Данное событие позволило собрать в одном месте целый ряд лиц, которые в ближайшее время будут выстраивать новую конфигурацию российского автопрома в формате «управляемого капитализма». В числе участников события были президент РФ Владимир ПУТИН, председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) Сергей ЧЕМЕЗОВ, руководитель федерального агентства по промышленности Борис АЛЕШИН, министр экономического развития и торговли Герман ГРЕФ, председатель совета директоров компании «Базовый элемент» и холдинга «РусПромАвто» Олег ДЕРИПАСКА (на фото), председатель совета директоров Magna Франк ШТРОНАХ. По оценкам экспертов, начатые на АВТОВАЗе в 2005 г. процессы необходимо завершить до начала президентских выборов 2008 г.

Со стороны АВТОВАЗа прото­кол о намерениях подписали пред­седатель совета директоров Сергей Чемезов и президент ООО «Груп­па «АВТОВАЗ» Владимир Артяков. Со стороны компании Magna — председатель совета директоров Франк Штронах и исполняющий обязанности исполнительного ди­ректора Зигфрид Вольф. Как сообщается в официальном пресс-рели­зе, протокол предусматривает со­здание в г. Тольятти совместного предприятия по производству се­мейства автомобилей класса «С». Стороны договорились об органи­зации современного проектирова­ния, разработки и производства на новом автосборочном заводе ново­го семейства автомобилей. Проект­ная мощность первой очереди — 220 тыс. машин в год. Договор о созда­нии СП должен быть подписан осе­нью текущего года.

Работа сторон ведется в соот­ветствии с рамочным соглашением, заключенным в декабре 2006 г. Со­здан концепт нового автомобиля (проект 2116). Разработку ком­плексного бизнес-плана планиру­ется завершить к концу сентября 2007 г. Статус официального про­изводителя принадлежит АВТО­ВАЗу. Уставный капитал будет сформирован в равных долях. При этом не исключается возможность привлечения к участию в проекте стороннего инве­стора. Ответственным за производственную дея­тельность новой компа­нии будет генеральный директор, назначаемый АВТОВАЗом.

Как сообщил корреспонденту «Хронографа» информирован­ный источник, технической кон­фигурации реализации данного проекта пока нет. В пресс-релизе обращает на себя внимание годо­вая программа выпуска LADA-KALINA. Это накладывается на неподтвержденную информацию о том, что на автозаводе рассматривается один из вариантов «ро­кировки». Производство LADA-KALINA будет перенесено на тре­тью нитку главного конвейера, а на освободившихся мощностях разместят проект 2116.Одновременно муссируется ин­формация о строительстве нового предприятия, производство которо­го, в отличие от ЗАО «Джи-Эм -АВТОВАЗ», не будет зависеть от АВТОВАЗа. Эта информация гается на версию организации поста­вок комплектующих компанией Magna и на двукратное посещение ВАЗа Олегом Дерипаской.

Первый визит состоялся 20 ап­реля (см. «Хронограф» №16 (181) от 23.04.07). Дерипаска осмотрел производство LADA-KALINA, а так­же главный конвейер. Сопровожда­ли главу Базэла специалисты япон­ской компании Судзу, специализи­рующейся на бережливом производ­стве (Lean production). Принимаю­щая сторона была представлена ви­це-президентом ООО «Группа «АВТОВАЗ» Владиславом Капустиным и директором по производству ОАО «АВТОВАЗ» Игорем Дубровиным. Отсутствие первых лиц объясняет­ся, скорее всего, тем, что визит но­сил сугубо технический характер. Тем не менее наблюдатели поспешили заявить о переходе контроля над автогигантом от РОЭ к Дерипаске. Такое решение приписывалось Вла­димиру Путину, который лично протранслировал его Сергею Чемезову. Сроки перехода контроля якобы бы­ли ограничены осенью текущего года, что также совпадает со сроками создания бизнес-плана. Одновре­менно эти сроки не совпадают со сроками ликвидации перекрестного акционирования АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №13 (178) от 16.04.07).

Учитывая то, что Дерипаска во­шел в число акционеров Magna, можно предположить, что именно он 18 мая являлся будущим «сторон­ним инвестором». Если же добавить к этому тот факт, что Magna, поми­мо инжиниринга, является крупней­шим производителем автокомплек-тующих, то объясняются и разгово­ры о независимости нового предпри­ятия от поставок АВТОВАЗа. Фак­тически после вхождения прокремлевского топ-менждера в систему контроля над этим транснациональ­ным предприятием следует ожидать активного вхождения Magna на рос­сийский рынок автокомплектующих, в том числе и для создаваемых сейчас в России сборочных произ­водств. Возможно, этим объясняет­ся антагонизм в отношениях нового руководства АВТОВАЗа и Группы «СОК». Напомним, что накануне вхождения на автозавод менеджеров РОЭ, СОК, взяв под контроль по­ставку, сбыт и логистику автогиган­та, приобрел основные признаки уп­равляющей компании. Сегодня выстраивание системы поставок в аль­янсе с менеджерами крупнейшего автомобилестроительного холдинга РусПромАвто позволит создать це­лую управляемую отрасль в масшта­бах страны. На эту версию наклады­вается и муссируемая информация о некоем альянсе ВАЗа и ГАЗа. Это вполне объясняет то, что Magna бы­ла представлена ее основным акцио­нером Франком Штронахом. Дру­гие высокопоставленные лица пред­ставляли различные центры притя­жения. В частности, Герман Греф был основным противником заяв­ленного РОЭ в 2005 г. государствен­ного инвестирования в АВТОВАЗ.

Основная проблема заключается в том, что сроки для создания авто­мобильного сверххолдинга ограни­чиваются началом предвыборной кампании президента РФ. Видимо поэтому визит Владимира Путина, пожелавшего лично ознакомиться с происходящими процессами, удачно совпал с местом проведения очеред­ного саммита.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме