Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (883) | 5 июня 2023г.
 

Час-пик Авагумяна

В Самаре возникли признаки выдавливания САГ с рынка пассажирских перевозок

Андрей Неретин

15 мая департамент транспорта г. о. Самара вынужден был отреагировать на документальное свидетельство о предстоящей ликвидации МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс». Официальные пояснения оказались настолько пространными и неконкретными, что не дают четкого понимания того, кто и каким образом будет выступать оператором автобусных пассажирских перевозок в Самаре. Похоже на то, что в работу включились лоббисты ООО «Самара Авто Газ» из Группы «Ранд Транс» Карена АВАГУМЯНА, который сейчас контролирует данную сферу. Для них в Самаре настал реальный час-пик.

12 мая МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) известило о заключении договора оказания услуг финансовой аренды (лизинга) 50 белорусских автобусов. Стоимость контракта составляет 1,315 млрд р. Поставщиком выступает АО «Сбербанк Лизинг».

Закупка привлекла внимание тем, что в сопроводительной документации была раскрыта информация о дальнейшей судьбе МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс», которое еще в 2018 г. уступило свое место на рынке пассажирских перевозок в пользу ООО «Самара Авто Газ». Коммерческая организация получила в пользование автопарк, который до сих пор числится на балансе муниципального предприятия. Однако у муниципального имущества скоро может объявиться новый администратор. В обосновании начальной (максимальной) цены закупки сказано: «В 2024 г. МП «Пассажиравтотранс» подлежит ликвидации с предполагаемой передачей имущества в МП «ТТУ» для осуществления пассажирских перевозок с использованием автобусов». Далее в том же сообщении отмечено: «В связи с вышеуказанным необходимо обновление парка автобусов в количестве 50 ед. До ликвидации МП «Пассажиравтотранс», новые автобусы МП «ТТУ» предполагает сдавать в субаренду или лизинг».

Следует напомнить, что еще в феврале 2023 г. заместитель главы г. о. Самара — руководитель департамента транспорта г. о. Самара Сергей Маркин на заседании думы г. о. Самара заявил о планах вернуть МП «Пассажиравтотранс» на рынок пассажирских перевозок. Данную информацию подтвердило управление информации и аналитики администрации г. о. Самара в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» (см. «Хронограф» №11 (876) от 3.04.23).

Информация, раскрытая при осуществлении закупки, позволяет сделать совершенно противоположные выводы. Департамент транспорта поспешил опровергнуть сведения, раскрытые подведомственным муниципальным предприятием. «Вопрос закрытия предприятия (МП «Пассажиравтотранс». – Прим. ред.) на повестке не стоит. Вместе с тем в соответствии с федеральным законодательством с 2025 г. муниципальные предприятия, выполняющие автобусные перевозки, подлежат закрытию и (или) перепрофилированию. В сложившихся условиях во исполнение требований федерального закона муниципальный перевозчик будет сохранен, возможно, в составе другого юридического лица. Изучение практики других городов показывает, что по такому же пути идут, например, Москва, Екатеринбург, Калининград», — сообщил департамент Сергея Маркина в сетевых ресурсах.

Следует признать, что официальные пояснения ясности не внесли. Вышесказанное позволяет предположить, что в Самаре задумано создать некую единую муниципальную структуру, которая будет выступать оператором пассажирских перевозок всеми видами транспорта (кроме метрополитена). Похоже, данный сценарий планируется реализовать на базе МП «ТТУ». Об этом свидетельствует то, что именно в МП «ТТУ» планируется передать все автобусы. Мало кто еще каких-то 15 лет назад мог позволить себе об этом помыслить. Стоит напомнить, что в период правления мэра г. о. Самара (2006-2010 гг.) Виктора Тархова стоял вопрос о ликвидации МП «ТТУ» с демонтажом рельсовых магистралей по всей Самаре. В подкрепление той инициативы имелся абсолютно обоснованный со всех экономических точек зрения проект. Прошли годы — ситуация перевернулась на 180 градусов.

Возможно, в новой схеме уже не будет места для ООО «Самара Авто Газ». (Редкий случай, когда действия отдельных чиновников могут быть направлены на оздоровление экономики региона.) Видимо, Карен Авагумян, понимая, что запахло жареным, уже задействовал своих лоббистов в структурах власти в Самаре. Возможно, по этой причине официальная информация выглядит столь неясной и противоречивой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей МАРКИН, заместитель главы г. о. Самара — руководитель департамента транспорта г. о. Самара

- По каким причинам принято решение отказаться от ранее озвученных планов вернуть МП «Пассажиравтотранс» к оказанию услуг пассажирских перевозок?

- В соответствии с требованиями федерального законодательства... имеющиеся в г. о. Самара муниципальные предприятия МП «ТТУ» и МП «Самарский метрополитен» могут быть сохранены в действующей организационно-правовой форме, а применительно к МП «Пассажиравтотранс» должно быть принято решение о реорганизации и (или) ликвидации. Администрацией г. о. Самара рассматривается вариант сохранения МП «Пассажиравтотранс» в составе другого юридического лица.

- Рассматривается ли возможность преобразования МП «ТТУ» в единого оператора пассажирских перевозок всеми видами транспорта (кроме метрополитена) в Самаре?

- Применительно к МП «ТТУ» никаких требований законодательства о преобразовании предприятия не имеется. Предприятие будет работать в дальнейшем в прежнем формате.

- Как планируется поступить с автобусным парком МП «Пассажиравтотранс» и МП «ТТУ» после ликвидации МП «Пассажиравтотранс»?

- Решение по вопросу ликвидации МП «Пассажиравтотранс» до настоящего времени не принято. Однако в любом случае принадлежащее предприятию имущество будет сохранено в муниципальной собственности.

- Планируется ли расторжение договорных отношений с ООО «Самара Авто Газ» после ликвидации МП «Пассажиравтотранс»?

- Заключенные договоры сохраняют свою силу и будут действовать до окончания установленных сроков. Вопросы их досрочного расторжения на повестке дня не стоят.