Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (876) | 3 апреля 2023г.
 

Первый звонок

В Самаре наметился очередной передел рынка пассажирский перевозок

Георгий Кизельгур

15 марта стало известно о том, что прокурор г. Самары Артем ЯРЫГИН потребовал устранить нарушения, выявленные в организации пассажирских перевозок. ООО «Самара Авто Газ» (САГ) и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) отправляют в рейс транспорт, который, по убеждению прокурора, нельзя выпускать на линию. Вполне возможно, что данные обстоятельства могут стать первым шагом на пути к переделу рынка городских перевозок.

Прокуратура г. Самары проверила порядок осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом перевозчиками ООО «САГ» и МП «ТТУ». Было обследовано более 230 транспортных средств (автобусов, троллейбусов, трамваев). Сделан однозначный вывод о серьезном характере нарушений. «Выявлены нарушения технического состояния наземного электрического и автомобильного транспорта, при которых их выпуск на линию запрещен», — сказано в сообщении на официальном сайте прокуратуры Самарской обл. (https://epp.genproc.gov.ru/ web/ proc_63/ mass- media/ news/ reg-news?item= 86270224). Отмечено, что в адрес руководителей организаций-перевозчиков внесены представления, возбуждены административные производства.

Управление информации и аналитики администрации г.о. Самара (УИАА) относительно сложившейся ситуации в ответе на редакционный запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» сообщило следующее: «Выявленные по результатам проверки замечания в части технического состояния транспортных средств носят единичный характер. Выпуск транспортных средств на линию осуществляется в соответствии с установленными законом требованиями. В случае выявления нарушений к перевозчикам применяются штрафные санкции».

Тем не менее вскрывшиеся обстоятельства могут иметь далеко идущие последствия. В случае неисполнения представления прокуратура может обратиться в суд с требованием о приостановлении деятельности предприятий сроком на 90 сут. При таком развитии событий работа общественного транспорта в г.о. Самара может быть полностью парализована.

ОАЕ «Хронограф» обратился к организациям-перевозчикам с вопросом о том, как скоро они планируют исполнить представления прокуратуры. ООО «САГ» отреагировало на редакционный запрос достаточно оперативно. Однако ответ предоставил не директор ООО «САГ» Александр Судаков, а обезличенная пресс-служба. До этого Судаков отвечал лично.

Пресс-служба сообщила: «По результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении в отношении начальника службы эксплуатации. Материалы направлены в суд. В ходе проверки были выявлены нарушения, но эти нарушения не влияют на качество предоставляемых услуг и выпуск машин на линию. Сотрудники из службы эксплуатации ознакомлены с представлением прокуратуры, также были привлечены к дисциплинарной ответственности. Руководство предприятия держит на особом контроле выход на линию технически исправленных машин и соблюдение расписания по всем маршрутам».

Нетрудно заметить, что у прокуратуры г. Самары и ООО «САГ» взгляды на характер выявленных нарушений отличаются. Прокуратура говорит о прямом запрете выхода на линию транспортных средств при их текущем техническом состоянии. Перевозчик оценивает выявленные нарушения как незначительные и не влияющие на производственный процесс. Данные события укладываются в ранее озвученные руководством Самары планы вернуть МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс» (ПАТ) на рынок пассажирских перевозок.

В феврале 2023 г. на заседании думы г.о. Самара о наличии таких планов прямо заявил заместитель главы г.о. Самара — руководитель департамента транспорта Сергей Маркин. В настоящее время городская администрация ведет активную работу в этом направлении. «В завершающей стадии находится работа по погашению задолженности по кредитным договорам прошлых лет. После закрытия указанных долгов будут выработаны меры по привлечению предприятия к пассажирским перевозкам», — пояснили в УИАА г.о. Самара.

МП «ПАТ» при таком сценарии развития событий вернет свой автопарк, который в настоящее время находится в пользовании у ООО «САГ». С сентября 2021 г. ООО «САГ» находится под полным контролем Группы «Ранд-Транс» из Подмосковья (см. «Хронограф» №6 (830) от 21.02.22). На этом фоне глава Группы «Ранд-Транс» Карен Авагумян может потерять интерес к своему самарскому активу. Причем это может случиться по причине противостояния «башен кремля». Авагумяну приписывают покровительство со стороны Александра Колокольцева, сына главы МВД России Владимира Колокольцева (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22). Сегодня любому наблюдателю понятно, что лабильность высшей политической номенклатуры страны может затронуть любого функционера.

Вполне возможно, что результаты прокурорской проверки станут первым шагом к формированию условий для очередной смены монополиста рынка городских автобусных перевозок. Выявленные нарушения представляют собой хороший повод для расторжения договора с действующим перевозчиком в лице ООО «САГ» и возвращения муниципалов к организации пассажирских перевозок.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.