Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (877) | 10 апреля 2023г.
 

Дороги нацпроекта

В Самаре появится еще более 42 км качественных и современных автодорог

Борис Кротов

31 марта в Самаре стартовал дорожно-строительный сезон. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в текущем году на территории областного центра запланированы масштабные работы: отремонтируют 42 объекта улично-дорожной сети. В первую очередь рабочие приступили к обновлению полотна на путепроводе «Аврора», на мосту «Южный» и в Кировском внутригородском р-не г.о. Самара. Использование новых технологий и современных материалов с привлечением внутренних трудовых ресурсов является неотъемлемым условием реализации нацпроекта.

Своевременно подготовились

Администрация г.о. Самара из-за стремительного потепления воздуха оперативно скорректировала планы, касающиеся старта масштабной дорожностроительной кампании 2023 г. К работам приступили раньше обычного времени. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в текущем году выполнят работы по ремонту дорожного полотна «картами» свыше 100 погонных метров (пог. м) каждая на 42 самарских объектах. Асфальтобетон уложат по всей ширине автодорог совокупной протяженностью 42,7 км. На это направляются ресурсы бюджетов всех уровней. Общая сумма затрат составит свыше 1 млрд р.

Следует отметить, что администрация г.о. Самара заблаговременно организовала проведение торгов по определению подрядчиков на выполнение работ. По результатам торгов 19 сентября 2022 г. департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара (ДГХиЭ г.о. Самара) заключил 2 муниципальных контракта. Ремонт дорог поручен двум подрядчикам: ООО «НПФ «XXI Век» (приведет в порядок 20 объектов, что составит 19,56 км) и ООО «ПСК» (отремонтирует 22 объекта — 23,14 км). У подрядчиков было достаточно времени, чтобы в полном объеме осуществить подготовку к новому дорожно-строительному сезону: обеспечить геодезические работы, сформировать бригады и организовать обучение принятых на работу людей, провести инвентаризацию оборудования и техники, подготовить заводские площадки, запастись необходимыми материалами и др.

Условиями муниципальных контрактов в Самаре определено, что в ходе ремонтных работ по нацпроекту на 100% должны использоваться новые материалы и наилучшие технологии, входящие в соответствующий Реестр российских производителей. К примеру, при проведении работ в трамвайном междупутье применяется литой асфальтобетон последнего поколения. «Покрытие из такого материала отличается большей устойчивостью к эксплуатационным нагрузкам, в т. ч. возникающим от вибрации при движении трамваев. Для такого крупного города, как Самара, где трафик на большинстве участков улично-дорожной сети напряженный, крайне важны материалы с повышенной износоустойчивостью», — рассказал заместитель руководителя управления развития, реконструкции и ремонта ДГХиЭ г.о. Самара Сергей Панферов.

Важно отметить, что закупка работ, необходимых для реализации региональной составляющей нацпроекта, проведена у организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, без привлечения иностранных поставок. Это, в свою очередь, позволяет в полном объеме обеспечить рост достижения еще одного целевого показателя нацпроекта: «Доля отечественного оборудования, товаров, работ, услуг». Вышеуказанные целевые показатели утверждены на федеральном уровне и доведены муниципальному образованию министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.

Мосты — в первую очередь

Глава г.о. Самара Елена Лапушкина поручила начать дорожно-строительный сезон с наиболее значимых объектов дорожной инфраструктуры. В перечень первоочередных объектов для обновления вошли мост «Южный», путепровод «Аврора», а также ул. Береговая, Республиканская и Алма-Атинская в Кировском р-не Самары. Это было обусловлено тем, что больше всего жалоб горожан поступило на неудовлетворительное состояние проезжей части этих улиц. В т. ч. приняли во внимание массив обращений, направленных через социальные сети. Это, как и предписания надзорных органов, обязательно учитывается при формировании списка объектов ремонта и графика работ. На данных объектах ремонтные работы уже начались.

Путепровод в створе ул. Авроры и мост «Южный» воспринимаются в качестве т. н. южных ворот Самары. Основной объем работ постараются выполнить оперативно, поскольку предстоит сезон перевозок по садово-дачным маршрутам. Также на религиозные праздники для горожан будут организованы автобусные рейсы к кладбищам, и часть маршрутов тоже пролегает через этот мостовой переход. Протяженность проезжей части, подлежащей ремонту в границах моста «Южный», — 490 м, в границах путепровода — 650 м. Площадь работ составит 7 028,4 кв. м и 8 877,6 «квадратов» соответственно.

«Фрезерование изношенного слоя покрытия начали с путепровода, в направлении из города. Сложности есть; они связаны с транспортным потоком, а также с большим количеством пролетов сооружений и частыми переходами установки для фрезерования», — рассказал начальник отдела контроля за объектами ремонта и реконструкции МБУ г.о. Самара «Дорожное хозяйство» Кирилл Рябов. «Напомню, что ранее, в 2017 г., мост и путепровод ремонтировали комплексно. Тогда было организовано множество видов работ, включая замену опор и пролетов моста. На сегодняшний день конструкции, гарантия на которые продолжается в течение 8 лет, находятся в удовлетворительном состоянии. Пешеходная зона вдоль мостового перехода в дополнительных работах также не нуждается. А действие гарантии на дорожное покрытие закончилось по истечении 5 лет. Учитывая колоссальную эксплуатационную нагрузку и состояние проезжей части, полотно приведут в порядок по всей ширине», — подытожил Кирилл Рябов.

В администрации Самары отмечают, что с момента завершения комплексного ремонта мостовой переход «Южный» не переставал находиться под пристальным вниманием и специалистов, и горожан. В последние годы подходы к деформационным швам ремонтировали с применением литого асфальтобетона. Хотя это была лишь временная мера — поддерживающая. Чтобы избавить автомобилистов от неудобств, было принято решение о производстве более масштабного ремонта. Поэтому мост «Южный», а вместе с ним и путепровод «Аврора» были дополнительно включены в перечень объектов для обновления.

Сергей Панферов по этому поводу сообщил: «Чаще всего дорожные пробки были из-за разрушения подходов к деформационным швам, и именно на это поступало наибольшее количество жалоб автомобилистов. Также местами возникли колейность и ямочность. В текущем году подрядчик, с которым заключен муниципальный контракт, полностью обновит дорожное полотно, применив высокопрочный щебеночно-мастичный асфальтобетон — смесь ЩМА-16 на полимерно-битумном вяжущем. При этом особое внимание будет уделено локациям с деформационными швами, в т. ч. уровню покрытия.

Дорожные работы на ул. Республиканской.
Дорожные работы на ул. Республиканской.

Все будет сделано в одной плоскости, без выступов, максимально ровно, чтобы движение было комфортным, чтобы стыки при этом не чувствовались и автомобили не подскакивали, проезжая через швы. К швам подойдут той же смесью, которая будет использоваться при укладке по всему ездовому полотну».

Качественные материалы

Специалисты подчеркивают, что смесь ЩМА-16, которую применят при ремонте моста и путепровода, считается одним из наиболее эффективных современных материалов. Его преимущество в большей степени зависит от включения узкофракционного кубовидного щебня. Все это обеспечит более долговечную эксплуатацию дороги, которая постоянно получает высокие нагрузки из-за активного движения грузового, легкового, общественного транспорта. Гарантия на новое покрытие составляет 5 лет, в течение которых подрядчик в случае возникновения дефектов гарантийного характера устранит недочеты исключительно за счет собственных средств.

«Прежде чем укладывать новое асфальтобетонное покрытие, необходимо выполнить ряд технологических операций. После фрезерования в течение нескольких рабочих смен идет подготовка основания. Предстоит отработать все стыки, подходы к деформационным швам, примыкания к системе дренажа, ливневой канализации», — прокомментировал ситуацию начальник участка ООО «НПФ «XXI Век» Тимофей Глухов.

Конструктивное взаимодействие

Необходимо добавить, что ремонту (вне средств дорожного нацпроекта) также подлежит и путепровод «139-й километр», который находится в Кировском р-не Самары. Путепровод проходит по ул. Земеца над железнодорожным полотном. Это одна из ключевых дорог, связывающих крупные промышленные предприятия с районами города.

Первый заместитель главы г.о. Самара Владимир Василенко провел серию выездных встреч с жителями города, на которых детально разбирались вопросы, сопряженные с ремонтом путепровода: и те, которые поступали ранее, и те, что были аккумулированы в ходе встреч. Так, горожане, особенно заводчане, попросили рассмотреть вопрос о возможности обустройства пешеходной дорожки по грунтовому участку вдоль железной дороги, по которой можно было бы кратчайшим путем выйти к объектам промышленности. Однако главный вопрос касался изучения транспортных потоков, организации путей объезда путепровода, который предстоит полностью закрыть на несколько месяцев ремонта, и работы маршрутов общественного транспорта — трамваев и автобусов. Владимир Василенко пояснял, что два автобусных маршрута будут направлены в объезд по ул. Победы, а существующие остановки сохранятся. Кроме того, для решения вопросов транспортной доступности в части доставки заводчан сформирован дополнительный блок мер. В частности, во взаимодействии с промышленными предприятиями и по их просьбе организуют автобусный маршрут от Барбошиной поляны до завода «Экран», чтобы сотрудники вовремя добирались до работы.

В самарской мэрии приняли решение закрыть путепровод 10 апреля. С учетом схемы перекрытия жителей города будут информировать о том, как можно объехать путепровод, каким образом в период ремонта будут следовать автобусы и трамваи, а также непосредственно о ходе ремонтных работ.

Обновление дорог Кировского района

В Кировском р-не в этом году, помимо путепровода «139-й километр», предстоит привести в нормативное состояние немало востребованных дорог, по которым были обращения жителей. В числе первоочередных объектов обновления на средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — ул. Береговая, Республиканская, Алма-Атинская и др. Указанные объекты были поставлены в приоритет не случайно. Очень важно их отремонтировать как можно быстрее, чтобы по причине ремонта путепровода водители могли пользоваться обновленными участками улично-дорожной сети при выборе объездных путей. Рабочие уже приступили к ремонту на вышеназванных объектах — работы ведутся с первых дней дорожно-строительного сезона.

В Кировском р-не старт реализации масштабного дорожного ремонта по нацпроекту начался именно с ул. Береговой. Это связано с тем, что после полного перекрытия путепровода «139-й километр», проходящего по ул. Земеца, перекрестная ул. Береговая будет активно использоваться жителями города, и в частности работниками прилегающих заводов в качестве одного из объездных путей. Согласно муниципальному контракту, ул. Береговую отремонтируют на участке протяженностью 1,31 км — в границах пр-та Кирова и ул. Земеца. Покрытие на площади 13 568 кв. м должно быть приведено в нормативное состояние. Работы организованы методом больших «карт», по всей ширине проезжей части. Чтобы минимизировать неудобства для горожан, в т. ч. заводчан, ремонт ул. Береговой начали под выходные дни, в ночную смену, когда нет интенсивного дорожного трафика.

Сначала подрядчик занялся удалением старого изношенного слоя автодорожного покрытия, а затем приступил к укладке высокопрочного асфальтобетона — этот вид работ стартовал 6 апреля.

Стоит отметить, что заблаговременно были проработаны вопросы синхронизации работ дорожно-строительной организации и теплоэнергетиков. На одном из отрезков в 20 метров сначала будет вестись перекладка теплотрассы. «После обновления подземных теплосетевых коммуникаций специалисты будут укладывать дорожное полотно, используя асфальтобетонную смесь, которая будет применена в ходе устройства покрытия на остальных отрезках автодороги. Планируется, что к этому времени дорожно-строитель-ная организация справится с основным объемом работ, не затрагивая участок, где предусмотрен ремонт теплотрассы. В результате стыки будут незаметны и неощутимы. Их промажут битумной мастикой, по ездовому полотну будет обеспечена плавность движения», — заверил представитель профильного городского департамента Сергей Панферов. Кроме того, на объекте параллельно с устройством верхнего слоя покрытия толщиной 5 см производили замену люков смотровых и дождеприемных колодцев, их на объекте порядка 70.

Главный специалист МБУ г. о. Самара «Дорожное хозяйство» Юрий Лазовский отмечает, что на объекте устанавливают новые люки, которые являются антишумными и антивандальными. Они с прорезиненным покрытием внутренней поверхности и обечайки, специальным внутренним замком. Такое решение заказчиком ремонта было принято, исходя из жалоб горожан и ресурсоснабжающих организаций на то, что постоянно идет воровство крышек, к тому же со временем, после определенного срока эксплуатации, они начинают греметь. Теперь риск краж снизится. Также принимаемые меры повысят комфорт автомобилистов при проезде через участок, в т. ч. за счет того, что в результате ремонта люки будут на одной высоте с новым покрытием.

Также в Самаре в числе первоочередных объектов ремонта взяли в работу ул. Республиканскую. Методом больших «карт» (свыше 100 пог. м) подлежал обновлению участок протяженностью 0,95 км — между домами №59 и №117. Общая площадь проезжей части, охваченной ремонтом, составляет 7944 кв. м.

До старта работ на покрытии были зафиксированы многочисленные дефекты: ямочность, колейность, выкрашивание асфальта. Необходимость неотложных работ была очевидна. Это позволит повысить устойчивость дороги к высоким эксплуатационным нагрузкам, ведь ул. Республиканская востребована автомобилистами. В народе ее включают в число т. н. «металлургических» улиц, поскольку дорога ведет к заводу «Металлург». На данной улице, помимо жилых домов, располагаются РЭО ГИБДД Управления МВД России по г. Самаре, объекты здравоохранения, образования, культуры, многочисленные заведения автосферы, транспортно-логистические компании и др. Следует отметить, что ул. Республиканская пересекается с ул. Алма-Атинской, к ремонту которой тоже приступили в ночь на 3 апреля.

В прошлом году по нацпроекту в рамках исполнения муниципального контракта ул. Алма-Атинскую обновили в границах Московского ш. и ул. Стара-Загора. А по заказу министерства строительства Самарской обл. на участке от Московского шоссе до пр-та Карла Маркса были проведены работы по устройству ливневого коллектора. В текущем году ул. Алма-Атинскую отремонтируют на участке более 2 км: от ул. Стара-Загора до ул. Республиканской, 106. В результате ремонта методом больших «карт» проезжая часть преобразится на площади 26 868 кв. м. «Участок ремонта этого года к моменту выхода на производственные работы был в аварийном состоянии — с выбоинами и другими разрушениями. Мы приведем дорогу в нормативное состояние. С фрезерованием старого покрытия справимся за несколько ночей», — рассказал начальник участка подрядной организации ООО «ПСК» Владимир Качкан.

«Параллельно взялись и за другие виды работ — в частности, по усилению основания. Идет разборка покрытия, щебеночного и земляного полотна. Имеются места общей площадью порядка 750 кв. м, где основание прослаблено. Перед тем как начать устройство верхнего слоя покрытия, конструкцию необходимо укрепить», — пояснил Кирилл Рябов.

Усилит дорожную конструкцию дополнительный слой асфальтобетонной смеси А32НН. Ее уложат на «подушку» из песка и щебня. Над нижним выравнивающим слоем будет слой из высокопрочного асфальтобетона — смеси ГДМА-16.

Инженерных коммуникаций на участке немного. Ими занимаются в дневное время, а основные работы по ремонту покрытия организуют с вечера, в ночные смены, когда нет интенсивного дорожного трафика. Заботясь об автомобилистах, полностью участок не перекрывают. Свободная полоса всегда доступна для движения. Этому принципу в Самаре следуют последние несколько лет.

На всех объектах ремонта по мере завершения фрезерования на том или ином отрезке подрядчики приступают к работам на инженерных коммуникациях. Там, где наблюдается просадка колодцев, локации также приводят в порядок — люки будут подняты на нужную высотную отметку, чтобы, проезжая по ним, автомобилисты не испытывали неудобств. Т. е. люки встанут в один уровень с новым покрытием.

Нацпроект придет в центр города

В текущем году по дорожному нацпроекту ремонт автодорог развернется и в других районах Самары. Среди важных магистралей — пр-т Ленина в Октябрьском р-не. Его приведут в порядок от борта до борта проезжей части на участке протяженностью 1,79 км — от ул. Ново-Садовой до ул. Полевой. Общая площадь работ составит 34 586 кв. м. Специалисты дорожной сферы понимают, насколько важно быстро и качественно справиться с ремонтом. Следует учитывать, что пр-т Ленина хоть и небольшой протяженности, но является одним из центральных объектов улично-дорожной сети Самары, к тому же здесь много знаковых мест. Вдоль дороги расположен сквер им. В.И. Фадеева, ранее благоустроенный по нацпроекту «Жилье и городская среда». В районе перекрестка с ул. Полевой находится Самарская городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова. У перекрестка с ул. Осипенко — площадь Героев 21-й Армии, которую украшает фонтан в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Рядом расположен памятник несовершеннолетним труженикам тыла. А далее по проспекту возвышается один из символов города и ракетно-космической отрасли ракета-носитель «Союз» на площадке музейно-выставочного комплекса «Самара Космическая», где начато строительство планетария.

Также продолжат ремонтировать ул. Пензенскую и Коммунистическую. Например, на Пензенской обновление затронет около 1 км проезжей части, а Коммунистическую приведут в порядок на участке протяженностью 1,67 км. По условиям муниципального контракта, совокупная площадь ремонта ездового полотна по ул. Пензенской составит 11 671,7 кв. м, по ул. Коммунистической — 20 595,3 кв. м. Автодороги отфрезеруют и затем обновят по всей ширине методом больших «карт» свыше 100 пог. м. Помимо этого, в объем работ включены замена люков смотровых и дождеприемных колодцев, выставление их в один уровень с проезжей частью, чтобы движение по отремонтированному участку, где находятся такие инженерные коммуникации, было плавным.

На вышеуказанных объектах фактически ремонт начался еще до объявления о старте дорожно-строительного сезона, но только на ряде перекрестков, где литым асфальтобетоном привели в порядок трамвайное междупутье. В дальнейшем работы продолжатся по основному ходу проезжей части, с применением горячего асфальтобетона.

В администрации г.о. Самара подчеркивают, что ни один объект, обновляемый по нацпроекту, не будет нуждаться в полном перекрытии. Работы будут вестись «захватками». Движение организуют по свободным полосам. Так, на мосту «Южный» и путепроводе «Аврора» в период фрезерования было лишь частичное ограничение движения: сначала закрыли одну полосу от улицы Промышленности в направлении из города. Вторая полоса в этом направлении движения оставалась свободной для проезда, как и обе полосы на въезд в город. По такому принципу продолжили работать и далее. Устройство нового слоя покрытия проезжей части начали выполнять в ночь на 7 апреля.