Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (873) | 13 марта 2023г.
 

Новый виток в отношениях

«Т Плюс» привлекает АВТОВАЗ к ответу

Илья Ширтанов

7 марта 2023 г. стартовал судебный процесс по делу с требованием к АО «АВТОВАЗ» снести ряд объектов недвижимости в промзоне Автозаводского р-на г.о. Тольятти. Истцом выступило ПАО «Т Плюс», входящее в группу «Ренова» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА. Разбирательства были инициированы после того, как госкорпорация «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА продала АО «ТЕВИС» в пользу ПАО «Т Плюс», утратив после этого свой рычаг влияния на энергомонополиста в Тольятти.

В процессе против АВТОВАЗа ПАО «Т Плюс» просит суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта по делу №А55-5958/2023 снести самовольные постройки, возведенные на земельном участке с кадастровым номером (КН) 63:09:0102156:514. 7 марта Арбитражный суд Самарской обл. возбудил производство по этому делу.

В иске ПАО «Т Плюс» указаны требования о сносе наземного перехода между административно-бытовым корпусом и нежилым зданием, наземного переезда между двумя нежилыми зданиями. Также идет речь о демонтаже ворот на указанном участке. Кроме того, в случае удовлетворения иска АВТОВАЗ будет обязан: «Восстановить возможность проезда железнодорожного транспорта по железнодорожным путям с КН 63:09:0102156:658».

Фигурирующий в заявлении ПАО «Т Плюс» земельный участок расположен по адресу: г.о. Тольятти. ул. Вокзальная, 100. Это место нахождения производственного актива ПАО «Т Плюс» с сохраненным историческим названием ТЭЦ ВАЗа. К сегодняшнему дню АВТОВАЗ утратил всякий контроль над ТЭЦ ВАЗа и, как следствие, оказался уязвимым перед запросами ПАО «Т Плюс».

До осени 2022 г. ПАО «Т Плюс» было вынуждено считаться с мнением бенефициаров АВТОВАЗа. Суть в том, что поставки тепловой энергии, производимой на ТЭЦ ВАЗа, осуществлялись транспортной организацией АО «ТЕВИС» — владельцем тепловых сетей.

С 2011 г. единственным акционером АО «ТЕВИС» выступало ООО «РТ-Энерго». По информации, размещенной на портале РТ-Энерго, данная организация была создана «в 2010 г. как 100-процентное дочернее общество госкорпорации «Ростех» в целях организации деятельности по энергоснабжению, энергосбережению и повышению энергоэффективности на предприятиях Ростеха».

В мае 2022 г. Ростех получил 100-процентный контроль над АВТОВАЗом после передачи доли Группы Renault в капитале АО «АВТОВАЗ» в госсобственность (см. «Хронограф» №16 (840) от 23.05.22). Череду ставленников Группы Renault на посту президента российского автопроизводителя прервал Максим Соколов, официально возглавивший АВТОВАЗ 23 мая 2022 г. (см. «Хронограф» №24 (848) от 18.07.22).

Следом были выставлены на торги ростеховские сетевые компании: ТЕВИС и ООО «Автоград-водоканал». 30 сентября 2022 г. была раскрыта информация о проведении торгов по продаже 100% акций АО «ТЕВИС». По итогам мероприятия победителем было объявлено ПАО «Т Плюс» (см. «Хронограф» №31 (855) от 10.10.22).

Последнее звено, связывавшее ТЕВИС с АВТОВАЗом, было разорвано в конце осени 2022 г. 7 ноября 2022 г. в ЕГРЮЛ была сделана отметка о том, что место гендиректора ТЕВИСа занял Александр Гришатов, возглавляющий в должности директора филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс». Гришатов сменил на посту гендиректора ТЕВИСа Александра Бланкова, под присмотром которого проходила процедура продажи теперь уже бывшего ростеховского имущества.

С этого момента «Т Плюс», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, поставил в зависимость от снабжения энергоресурсами не только весь Тольятти, с учетом территорий его перспективного развития, но и ростеховский завод АО «АВТОВАЗ». Получается, что Ростех Сергея Чемезова, до последнего времени определявший политику в Самарской обл., оказался вынужден считаться с «Т Плюсом». Поставщики тепловой энергии получили абсолютную возможность диктовать свои условия, понимая, что уже совсем скоро ни одна серьезная производственная площадка не сможет обойтись без их тепла и пара и услуг доставки теплоносителя. В частности, АВТОВАЗ исторически привязан к ТЭЦ, которой владеет «Т Плюс».

На АВТОВАЗе, похоже, пока еще недооценили итог произошедших событий. То, что ПАО «Т Плюс» пришлось обращаться в суд за решением хозяйственного вопроса, свидетельствует о неудачной попытке договориться с менеджерами АВТОВАЗа. В то же время инцидент раскрывает настрой местного руководства ПАО «Т Плюс». По каким-то причинам ранее ПАО «Т Плюс» не выходило в суд с инициативой о сносе построек и восстановлении проезда железнодорожного транспорта на участке с КН 63:09:0102156:514. Теперь в «Т Плюс» даже издержки пытаются однозначно возложить на АВТОВАЗ.

Позиция АВТОВАЗа пока не озвучена. С учетом того, что президент АВТОВАЗа Максим Соколов занят вопросами развития автопрома за пределами Тольятти (см. «Хронограф» №1 (866) от 16.01.23), у представителей ПАО «Т Плюс» будет шанс создать прецедент.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.