Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (872) | 6 марта 2023г.
 

Время возможностей

Тольятти может получить федеральную субсидию на создание туристического центра

Борис Кротов

Тольятти готовится к участию во Всероссийском конкурсе на лучший проект туристского кода центра города в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В случае победы город получит в 2024 г. из федерального бюджета более 200 млн р. на создание привлекательной туристической среды. Городская общественность уже оценила особенности дизайн-кода туристического центра Тольятти в рамках общественных обсуждений, которые состоялись 1 марта в «точке кипения» Тольяттинского государственного университета (ТГУ).

Определились с центром

Дизайн-код города или его отдельных районов — это набор четких правил, которые помогают сформировать комфортную и неагрессивную городскую среду, улучшают архитектурный облик города и избавляют его от визуального мусора, например слишком ярких рекламных конструкций. Своего рода это инструкция по определению внешнего вида города.

В Тольятти дизайн-код разработали для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов туристского центра города по линии нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Проводится он Ростуризмом для того, чтобы сформировать в российский городах удобные для туристов территории, где будут объединены ключевые достопримечательности и места отдыха. Это не только поможет повысить туристическую привлекательность регионов, но и простимулирует развитие смежных с туризмом отраслей: общественного питания, транспорта, торговли. Именно такие центральные общественные пространства и должны получить свой дизайн-код — единое стилистическое оформление.

Особенности работы по обустройству туристических центров городов пояснил министр туризма Самарской обл. Артур Абдрашитов: «Как правило, говорят об исторических центрах городов. Это понятный для многих термин. Но благодаря реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» во многих городах страны появится такое понятие, как туристический центр. Где-то туристический центр станет частью исторического центра, где-то будет превосходить по масштабу, а где-то вообще будет формироваться без какой-либо привязки к старой застройке». В части реализации в Тольятти современной модели развития городской среды посредством внедрения дизайн-кода Артур Абдрашитов отметил, что «увидеть туристический центр в городе Тольятти было непростой задачей. Мы понимали, что в Тольятти существуют три достаточно больших района, и выделить отдельную территорию в качестве туристического центра было сложно. Однако нам с коллегами это удалось».

Туристическим центром Тольятти определена территория между ул. Спортивной, Революционной, Свердлова и пр-том Степана Разина. Это так называемый линейный центр, отмеченный изначально в градостроительной документации при проектировании Автозаводского р-на Тольятти. На этой площади находятся значимые культурные и исторические объекты советского модернизма (Дворец спорта «Волгарь», культурный центр «Автоград» и т. д.). Помимо этого здесь же расположены уникальные монументы, спроектированные специально для Тольятти: скульптурная композиция «История транспорта» и стела-панно «Радость труда».

Концепция дизайн-кода предполагает установление правил оформления улиц города. Было так-Будущее
Концепция дизайн-кода предполагает установление правил оформления улиц города. Было так-Будущее

В настоящее время администрация Тольятти совместно с министерством туризма Самарской обл. формируют заявку на участие в конкурсе Ростуризма. Представить ее необходимо до 1 июля 2023 г. Городская общественность уже оценила особенности дизайн-кода туристического центра Тольятти в рамках общественных обсуждений, которые состоялись 1 марта в «точке кипения» ТГУ.

Отразили идентичность

Дизайн-код территории туристического центра Тольятти разработан центром урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ и агентством стратегического брендинга «Б5» по заказу администрации города. О нюансах совместной работы над стратегическим для городского пространства документом рассказал ректор ТГУ Михаил Криштал: «В последнее время много инициатив, идей генерируются в Тольяттинском государственном университете. Мы слаженно стали работать с администрацией Тольятти, с общественностью. Университет стал выполнять консолидирующую роль в выработке стратегии, формировании направлений развития города и городской среды». Также Михаил Криштал подчеркнул, насколько важно Тольятти обрести свою индивидуальность: «Недавно я посмотрел фильм «Феномен», созданный сотрудниками телестудии ТГУ в 2000 г. Вспомнил, как выглядел Тольятти в конце 1990-х и что тогда о нем думали и говорили его жители. Тогда у города вообще не было лица. Точнее, это было лицо городской окраины при заводе. Сегодня Тольятти существенно изменился в лучшую сторону. Изменились люди и их отношение к городу. Надеюсь, что именно обсуждение дизайн-кода города даст толчок к развитию, к тому, чтобы город привел себя в порядок. У нас красивый город, и у него большой потенциал».

Предложенная архитекторами и дизайнерами концепция дизайн-кода предполагает регламентацию вывесок на торговых центрах, различных указателей, а также изменение дизайна малых архитектурных форм и остановочных павильонов, уличных кафе. Все они будут приведены в соответствие с общей стилистикой туристического центра.

Директор центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ Мария Степанова отмечает, что единое стилистическое решение сделает туристический центр более привлекательным не только для гостей, но и для самих тольяттинцев.

«Даже минимальные изменения в облике города, минимальное благоустройство территории сразу же притягивает людей, траффик увеличивается, что можно использовать в коммерческих целях, — отметил креативный директор агентства «Б5» Петр Щербанос. «Одна из особенностей туристического центра Тольятти в том, что за многие годы эта территория «обросла» коммерцией. И дизайн-код можно рассматривать как стратегический инструмент гармоничного объединения коммерческой составляющей территории с ее социальной привлекательностью. Сейчас тольяттинцы приходят сюда, что пройтись по магазинам, но не для прогулок. Человеку тяжело находиться в туристическом центре из-за огромного визуального «шума» от рекламы. Дизайн-код поможет снизить этот «шум», — дополнил Щербанос.

Предполагается, что внедрение дизайн-кода в туристическом центре Тольятти будет проходить поэтапно, в течение нескольких лет. Он не будет распространяться на территории, в дизайн которых уже заложены определенные идеи. Как, например, набережная Автозаводского района или сквер 50-летия АВТОВАЗа.

Сделать для себя

Дизайн-коды действуют уже во многих российских городах. Причем делать это начали за несколько лет до утверждения нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Единая стилистика центральных улиц и туристических зон появилась в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Саратове, Рыбинске, Ижевске, Казани, Воронеже, Курске, Тобольске.

В 2022 г. Ростуризм провел первый конкурс проектов по обустройству туристских центров городов. В нем от Самарской обл. участвовали Самара и Сызрань. Победителями стал 31 город (всего поступило 85 заявок). Среди них — Сызрань, которая опередила по количеству баллов столицу региона и вошла в один список с привлекательными для туристов Калининградом, Владивостоком, Екатеринбургом, Дербентом, Смоленском, Суздалем, Улан-Удэ и другими. В этом году Сызрань получит 215 млн р. на внедрение единого архитектурного и дизайн-кода в туристическом центре.

Свой дизайн-код туристического центра обязательно должен появиться и в Тольятти. По словам главы г. о. Тольятти Николая Ренца, независимо от результатов конкурса Ростуризма дизайн-код будет постепенно воплощаться в жизнь в соответствии с разработанной и затем утвержденной концепцией. По ходу общественных обсуждений проекта дизайн-кода города глава г. о. Тольятти Николай Ренц остановился на особой значимости данной работы: «Разработка дизайн-кода туристического центра — еще один шаг к тому, что у Тольятти появится свое лицо. Мы с большим вдохновением вели эту работу. И я признателен команде центра урбанистки ТГУ: они представили интересное видение дизайн-кода Тольятти. Очень хочется, чтобы Тольятти приобрел совершенно уникальное, узнаваемое лицо, свой лоск, свое очарование. Чтобы город вызывал яркие и сильные ассоциации, в том числе и у его жителей. На это потребуется немало времени, но важно, чтобы у Тольятти была не только промышленная история, но и история культурная, художественная. На это денег не жалко».