Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (862) | 28 ноября 2022г.
 

Бенян — Гридасов:

Опасно быть середавинским

Егор Кошеров

В ноябре на Правобережье Самарской обл. стартовал процесс создания первого в регионе территориального медицинского объединения (ТМО). Министр здравоохранения Самарской обл. Армен БЕНЯН не только реализовал, но и творчески дополнил идею своего предшественника на посту министра (2010-2018 гг.) Геннадия ГРИДАСОВА. Оба вышли из ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» (СОКБ), ставшего негласной экспериментальной площадкой по наработке практик государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении. Формат ТМО способен стимулировать возникновение новых ГЧП ценой в миллиарды рублей. Тем не менее в СОКБ уже нагрянули следователи.

Факты

Правобережье всегда было обособленной территорией Самарской обл. — полем для экспериментов региональных властей. Одним из таких экспериментов при министре Гридасове стала попытка слить медучреждения в одно лицо. Для этих целей он также был наделен полномочиями куратора г.о. Сызрань от облправительства. В июне 2017 г. к ГБУЗ Самарской обл. «Сызранская центральная городская больница» (СЦГБ) было присоединено ГБУЗ Самарской обл. «Сызранская городская больница №1» (ГБ №1). В 2018 г. Гридасов покинул министерство. Проект слияния остановился.

У прибывшего 31 октября 2018 г. на пост министра здравоохранения Самарской обл. Михаила Ратманова были цели, не связанные с начатыми при Гридасове делами на Правобережье. Уже 31 марта 2020 г. Ратманов внезапно ушел на повышение в Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) на должность начальника управления организации медицинской помощи и промышленной медицины ФМБА (см. «Хронограф» №26 (762) от 13.07.20).

8 июля 2020 г. министром здравоохранения был назначен Армен Бенян. Вскоре в 2021 г. о медучреждениях Правобережья было заявлено как о базовой площадке создания первого в регионе ТМО. К сызранской базе задумали присоединить теперь еще учреждения г.о. Октябрьск, Сызранского и Шигонского р-нов (см. «Хронограф» №8 (832) от 14.03.22).

1 ноября 2022 г. о создании ТМО (пока на базе учреждений здравоохранения Сызрани и Сызранского р-на) Минздрав официально сообщил: «Центральные городская и районная больницы, городские больницы №2 и №3, городская поликлиника и станция скорой медицинской помощи объединены и теперь являются структурными подразделениями вновь созданной медицинской организации — Сызранской центральной городской и районной больницы».

3 ноября в ЕГРЮЛ внесена информация о прекращении деятельности ГБУЗ Самарской обл. «Сызранская городская больница №2», «Сызранская городская больница №3», «Сызранская городская поликлиника» (СГП), «Сызранская центральная районная больница», «Сызранская станция скорой медицинской помощи» (СССМП). Они были реорганизованы в форме присоединения к СЦГБ. После этого появилось ГБУЗ Самарской обл. «Сызранская центральная городская и районная больница» (СЦГРБ). Главным врачом СЦГРБ назначена Вера Лиходедова (см. «Хронограф» №35 (859) от 7.11.22).

Идея с ТМО, пусть пока и частично, была реализована. Бенян констатировал это в обращении к работникам СЦГРБ: «Ваш коллектив по численности персонала сейчас приближается к крупнейшей областной больнице на территории региона — больнице им. Середавина, в которой работает 3400 сотрудников. Под вашим вниманием и заботой находятся более 200 тыс. прикрепленного населения, для которого мы должны улучшить доступность и качество медицинской помощи, а также ввести новые виды помощи». Сравнение с параметрами СОКБ можно считать симптоматичным, как, впрочем, и фразу «ввести новые виды помощи». Другими словами: «К приему гонцов ГЧП готовы!»

Мифы

Размеры государственного медицинского объединения напрямую влияют на уровень рентабельности возникающего на его финансовых потоках ГЧП. Признанным чемпионом в этом сегодня в Самарской обл. считается СОКБ. Вряд ли об этом думал первый главврач СОКБ (1975-2002 гг.) Владимир Середавин (1936-2003 гг.), принимая в начале 70-х личное участие в ее создании и строительстве. Тем не менее мифотворцы, знакомые с Середавиным, отмечали его склонность становиться вовлеченным в любые частные инициативы, позволяющие обеспечить медучреждению дополнительные возможности. Можно сказать, дух будущих ГЧП поселился в СОКБ именно при Середавине. Родиться и встать на ноги им предстояло уже при преемнике Середавина на посту главврача СОКБ (2002-2010 гг.) Гридасове. Именно при Гридасове СОКБ с ее масштабами начала становиться главной экспериментальной площадкой для отработки проектов ГЧП. В 2006 г. Гридасов распорядился назвать сквер на территории СОКБ именем В.Д. Середавина, ушедшего из жизни в 2003 г.

С этой позиции в 2010 г. Гридасов был перемещен на должность министра. Произошло это при губернаторе Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимире Артякове. К тому моменту процессы сближения госмедицины с бизнесом в формате ГЧП получили одобрение на федеральном уровне и были приравнены к задачам государственной важности в деле реформирования отрасли здравоохранения. Гридасов оказался настолько востребован, что получил полный карт-бланш от сменившего Артякова в качестве губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина (см. «Хронограф» №28 (680) от 24.09.18). В 2015 г. при министре Гридасове СОКБ было присвоено имя ее основателя.

Профессиональное становление выпускника мединститута Беняна началось в 2004 г. в СОКБ при главвраче Гридасове. У Беняна были возможности проникнуться наработками Гридасова. Покинуть СОКБ Беняну пришлось спустя 16 лет, в 2020 г., чтобы стать министром.

В 2018 г., дослужившись до уровня заведующего хирургическим торакальным отделением СОКБ, Бенян был приглашен на временный пост главного врача самарской площадки ЧМ-2018. Курировал же мероприятия по подготовке Самарской обл. к ЧМ-2018 заместитель председателя правительства Самарской обл. Александр Фетисов. Ему же мифотворцы приписывают инициативу назначить Беняна министром после поспешного ухода Ратманова с этой должности на повышение в ФМБА.

Оказавшемуся на посту министра Беняну не нужно было разъяснять глубинный смысл ГЧП. Он также понимал, что родная ему СОКБ по полной прошита проектами ГЧП. Вклиниваться уже некуда. Предстояло начать создавать новые площадки для новых ГЧП. Формат ТМО оказался наиболее подходящим для этого инструментом. Оставалось только грамотно определиться с территорией.

Можно было бы начать создавать пилотное ТМО с т.н. межмуниципальных округов северной части Самарской обл. или южной. Однако низкая плотность населения, большая площадь территории и малая численность персонала расположенных там медучреждений существенно осложняли процесс. Но, что самое главное, созданное на такой базе ТМО не станет драйвером прихода гуда носителей ГЧП на миллиарды рублей. Полная противоположность этому Самара. Здесь и с плотностью, и с компактностью, и с численностью все в норме, но начинать с нее опасно. Самара с ее сложившимися еще со времен СССР врачебными кланами с прямым выходом на федеральный уровень легко может сломать карьеру не только министру-реформатору, но даже губернатору-созидателю. Это можно было видеть на примере того, как Меркушкин совместно с ООО «Современные медицинские технологии» решил создать в формате ГЧП «Клинику сердца».

Почуявшие угрозу конкуренции, кланы вмиг разметали всех. Одних по тюрьмам, других по регионам, третьих в отставку. А вот Правобережье — это и масштаб, и размах, и удаленность от областного центра, и ,главное, возможность управлять массой людей, контролировать огромные финансовые потоки.

Существует миф, что покинувший 29 октября 2018 г. пост министра Гридасов мог поплатиться за якобы излишнюю лояльность к проектам ГЧП в Самаре. В пользу этого мифа свидетельствует случившееся через два дня после отставки, 31 октября 2018 г., выступление губернатора Дмитрия Азарова на заседании правительства: «Жители Самарской обл. оценивают качество оказания медицинских услуг в Самарской обл. как низкое. У нас много больниц, где нужно провести ремонт. Растет количество больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Показатель выше общероссийского». Если вспомнить о крайне негативном настрое Азарова по поводу проекта ГЧП «Клиника сердца», который на протяжении всего срока его полномочий с 2017 г. простаивает, то выводы о том, кто мог стать монтировкой в руках недовольных кланов, очевидны. Тем не менее «Клиника сердца» могла бы существенно снизить негативные показатели. Да, деньги потекли бы в другие карманы, но жизни людей были бы спасены.

Прогнозы

Прямым представителем Армена Беняна на посту главврача СЦГРБ (ТМО в Сызрани) можно считать Веру Лиходедову. В профессиональном плане она тоже формировалась в СОКБ. Начинала врачом — акушером-гинекологом. Дослужилась до заведующей акушерским обсервационным отделением. Затем оказалась востребованной в Минздраве Самарской обл. в должности главного консультанта управления организации медицинской помощи женщинам и детям департамента реализации законодательства в сфере здравоохранения. В Сызрань она была откомандирована в созданное ТМО с должности руководителя управления организации скорой и специализированной медицинской помощи Минздрава Самарской обл.

Тем не менее т.н. клану середавинских внезапно прилетел сигнал. В нашпигованную ГЧП СОКБ пришли следователи. 8 ноября Следственный комитет (СК) России сообщил: «Председатель СК России поручил доложить о ходе расследования уголовного дела по факту смерти новорожденного в медицинском учреждении Самары. По данному факту следственными органами следственного управления СК России по Самарской обл. возбуждено уголовное дело» (https://t.me/sledcom_ press/3961). Трагический случай произошел в СОКБ.

Беняну с его новорожденным ТМО есть о чем задуматься. Хотя логичнее было бы сказать о тех, кому могло понадобиться сделать СОКБ эпицентром скандала в самый неподходящий для Беняна момент. Как, впрочем, и для Азарова, освободившего Гридасова от занимаемой должности, сопровождая это критикой качества уровня медуслуг.

Гридасов на фоне происходящих событий должен быть благодарен Азарову за свойственную тому административную недальновидность. По сути, Азаров помог Гридасову избежать проблем администрирования мероприятий по противодействию COVID-19, да и массы других не столь крупных, но от этого не менее болезненных. Образно говоря, Азаров позволил Гридасову (1959 г.р.) в спокойной и непринужденной обстановке выйти в 2020 г. на обеспеченную пенсию.

Цитата:

- Имеющийся в Самарской области практический опыт объединения медицинских организаций свидетельствует о полном соблюдении приоритетов доступности и качества оказываемой населению медицинской помощи. (Армен Бенян в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф», февраль 2022 г.)

- Стиль работы теперь такой. Каждое поручение губернатора будет выполнено на сто процентов. (Геннадий Гридасов 22 мая 2013 г. на совещании в г.о. Сызрань по вопросу реализации поручений Николая Меркушкина)