Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (862) | 28 ноября 2022г.
 

Профессионалы своего дела

Сурковы показывают динамику коммерческих потерь

Андрей Неретин

1 ноября Арбитражный суд Самарской обл. открыл судебное заседание по делу, в котором оператор Торговый комплекс (TK) «Гудок» обратился с иском к шведской компании, представляющей сеть магазинов одежды Н&М. Истец пытается взыскать 295 млн р. убытков из-за прекращения договора аренды. Управлением TK «Гудок» занимается Андрей СУРКОВ. Примечательно, что его отец, президент ГК «Виктор и Ко» Виктор СУРКОВ, развернул аналогичную кампанию по взысканию убытков с бывших арендаторов ТЦ «Космопорт», закрывших магазины Bershka и ZARA.

Арбитражный суд Самарской обл. приступил к рассмотрению дела №А55-29220/2022, которое свидетельствует о девальвации семейного бизнеса президента ГК «Виктор и Ко» Виктора Суркова. ТК «Гудок» потерял крупного арендатора. ООО «Гуд"Ок» обратилось с иском в суд к ООО «Эйч-Энд-Эм Хеннес энд Мауриц» (представитель бренда Н&М в России) о взыскании 295 млн р., из которых 218,2 млн р. — убытки, а 77 млн р. — неосновательное обогащение, связанное с расторжением договора аренды от 30 марта 2017 г. Учредителем ООО «Гуд"Ок» является Андрей Сурков, сын Виктора Суркова.

ООО «Эйч-Энд-Эм Хеннес энд Мауриц» является российским юридическим лицом, но полностью контролируется иностранным резидентом. Согласно данным из ЕГРЮЛ, единственным участником ООО «Эйч-Энд-Эм Хеннес энд Мауриц» является частная компания с ограниченной ответственностью «Эйч Энд Эм Хеннес энд Мауриц Джибиси А.Б.», зарегистрированная в Швеции. Hennes & Mauritz (Н&М) — шведская компания, крупнейшая в Европе розничная сеть по торговле одеждой, штаб-квартиры которой находятся в Стокгольме и Нью-Йорке.

Согласно материалам дела, 2 марта ООО «Эйч-Энд-Эм Хеннес энд Мауриц» уведомило ООО «Гуд"Ок» о приостановлении коммерческой деятельности, а 18 июля на сайте ретей-лера (hmgroup.com) был опубликован пресс-релиз, сообщающий о закрытии бизнеса на территории России: «Компания сожалеет, что бизнес не может продолжаться в нынешних обстоятельствах и что в результате пострадали многие коллеги. В рамках процесса ликвидации планируется временно открыть физические магазины на ограниченный период времени для продажи оставшихся товаров в России».

Определением суда от 7 октября были приняты обеспечительные меры в виде ареста денежных средств компании на банковских счетах в пределах заявленной суммы исковых требований. «Ответчик является юридическим лицом, единственным учредителем которого является компания, зарегистрированная и ведущая деятельность на территории Европейского союза, совершившего недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц. Кроме того, кредиторская задолженность ответчика, согласно бухгалтерской отчетности с ресурса ФБО, по сравнению с 2020 г. выросла с 3,3 млрд р. до 7,2 млрд р., т.е. более чем в два раза, что также свидетельствует о возможном риске неисполнения судебного акта. Учитывая данные обстоятельства, судом усматривается наличие реальной угрозы затруднения или невозможности в будущем исполнить судебный акт», — сказано в судебном определении.

Ранее отец Андрея, Виктор Сурков, инициировал аналогичные разбирательства по взысканию денежных средств с бывших арендаторов ТЦ «Космопорт».

ООО «Виктор и Ко Мега Парк» требует с операторов брендовых магазинов Bershka, ZARA и Reserved совокупно 972 млн р. в связи с тем, что они приостановили свою коммерческую деятельность с марта т. г. (см. «Хронограф» №28 (852) от 19.09.22).

Таким образом, Сурковы уже выставили ретейлерам требования более чем на 1,2 млрд р. Ситуация наглядно показывает, как стремительно обесценивается их коммерческая недвижимость, которую покидают якорные арендаторы. Параллельно с этим залоговая ликвидность коммерческой недвижимости Сурковых начинает стремиться к нулю.

Комментарии

Виктор СУРКОВ, президент ГК «Виктор и Ко»

- Перспективы взыскания убытков с магазинов брендовой одежды, которые прекратили деятельность на территории России, оцениваю высоко. Поясню: бывшие «партнеры» из недружественных государств, поддержавших санкции против России, попытались уйти, оставив после себя неоплаченные счета за аренду, коммунальные услуги и прочие долги. Своими действиями, а в данном случае бездействием, они принесли убытки российскому бизнесу и нанесли ущерб бюджетам всех уровней. Взыскав 300 млн, 500 млн или даже миллиард рублей с компаний, решивших сбежать из страны, любая российская компания часть денег перечислит в бюджет в виде налогов и иных отчислений, выплатит сотрудникам зарплату, инвестирует взысканные средства в строительство жилья, покупку строительных материалов, т. е. оставит эти деньги в России.