Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (846) | 4 июля 2022г.
 

Королевская синекура

Прасолов знает цену дорогих секретов обучения виртуозов

Егор Кошеров

На прошлой неделе социальные сети Тольятти в очередной раз взорвались искусно подогреваемым недовольством, связанным с закрытием муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тольяттинская консерватория» (ТК, консерватория) и планируемым переводом студентов в другие образовательные учреждения. Ректором ТК и ее основателем является Евгений ПРАСОЛОВ (на фото). Финансовые параметры учреждения позволяют заподозрить авторов петиции в том, что страдания в соцсетях обусловлены не столько тревогой за культурную деградацию Тольятти, сколько тоской по утраченной синекуре.

Страдания о культуре

28 июня по тольяттинским пабликам были распространены призывы подписать петицию в защиту местной консерватории. Набор тезисов, которыми оперируют авторы воззвания, идеологически не поменялся с 2014 г. Если верить авторам петиции, «уникальное учебное заведение» «борется за выживание» «в связи с действиями Администрации г. Тольятти по ее уничтожению по непонятным причинам». Там же отмечено, что чиновники «по-прежнему не оставили своих планов ликвидировать консерваторию и продолжают свое неблаговидное дело». Разумеется, «не разбираясь в специфике высшего классического музыкального образования».

Если обратиться к ранее увидевшим свет аналогичным петициям, то можно обнаружить отсылки к неминуемому процессу культурной деградации города, уничтожению оплота искусства и прочие последствия, описанные в формате возвышенной патетики. Местная культурная прослойка любит это, тем более когда открывается повод рассказывать о своей деятельности. Нужный градус общественного возмущения помогают поддерживать общественные деятели и оппозиционеры. Защитники консерватории, к примеру, нашли особенно глубокое понимание в стане КПРФ. Последние на территории Тольятти провели как минимум три избирательные кампании, полоща местных бюрократов за бескультурный вандализм и покушение на уютный оплот музыкального образования.

В своей риторике деятели культуры любят эксплуатировать укрепившийся в сознании обывателя миф о том, что культура и искусство — едва ли не самые недооцененные общественные институты в России. Гражданин по привычке уверен, что подвижники культуры влачат жалкое и униженное существование, обделенные финансами и задавленные злокозненной бюрократией. Однако, если посмотреть на внутреннюю кухню, можно поразиться финансовому размаху, с которым может функционировать то или иное учреждение этой сферы. За культурным пафосом обычно стыдливо умалчивается ответ на вопрос: почем у вас искусство и духовность? А что так дорого?

Гнесиным не снилось

Надо отметить, составители петиции в защиту ТК не врут — это учебное учреждение действительно уникально.

«Тольяттинская консерватория» в настоящее время обучает 23 студента по программам специалитета. При этом в консерватории трудоустроены 57 чел. Из них 30 — административно-управленческий персонал. 27 чел. — профессорско-преподавательский состав (ППС). Таким образом, на одного обучающегося приходится 2,4 ставки персонала консерватории. Еще парадоксальнее в этом грубом расчете то, что на представителя ППС приходится менее одного студента. Причем, если верить авторам скандальной петиции, многие преподаватели ТК спокойно совмещают свою деятельность с работой в Тольяттинском музыкальном колледже.

А вообще в ТК организовано 6 кафедр и 12 иных структурных подразделений, включая профком и медицинский кабинет. Обучение организовано на четырех площадках: две из них вуз занимает на праве безвозмездного пользования, две — на праве оперативного управления, т.е. все имущество — казенное.

Здесь можно опять обратиться к петиции защитников ТК. «Коллектив консерватории провел огромную работу по ее восстановлению после «развала» ее тольяттинской администрацией. Заново была получена лицензия, получена аккредитация, сделан капитальный ремонт административного корпуса, закуплены музыкальные инструменты». Если воспринимать информацию буквально, создается ощущение, что коллектив ремонтировал учреждение на свои и сам же закупал инструменты. Хотя известно, что в 2019 г. за счет средств регионального бюджета в сумме 4 млн р. были приобретены духовые, струнные, ударные и клавишные инструменты, и они, по имеющейся у редакции информации, долго хранились в нераспакованном виде. Да и капремонт, кстати, в 2019 г. также оплатил региональный бюджет.

«Борется за выживание» коллектив Тольяттинской консерватории воистину в нечеловеческих условиях. Заработная плата административно-управленческого и вспомогательного персонала составляет, несмотря на весьма скромное количество обучающихся, в среднем по 32 тыс. р. в месяц, профессорско-преподавательский состав получает в среднем по 78 тыс. р.

Поскольку единственным учредителем консерватории является г.о. Тольятти, то и расходы на функционирование несет только он. В 2021 г. бюджет Тольятти профинансировал детище Прасолова в объеме 32 млн р. В эту сумму вошли заработная плата сотрудников, расходы на содержание имущества и выплата стипендий. На 8 мес. 2022 г. на эти цели в бюджете предусмотрено 25 млн р. Методом грубого досчета можно прикинуть, что к концу финансового года (если ничего не менять) расходы могут составить 37,5 млн р. Исходя из этой цифры, получается, обучение одного студента исполнительскому мастерству или театральному искусству в 2022 г. обойдется городскому бюджету в 1,63 млн р. Много это или мало?

Royal College of Music (Королевский колледж музыки, г. Лондон) просит за обучение одного иностранного студента-бакалавра музыки 26 тыс. фунтов стерлингов в год (или 1,65 млн р. по текущему курсу). Магистерские программы чуть дороже — 27,2 тыс. фунтов стерлингов в год (1,73 млн р. по текущему курсу). Получается, что виртуозы от Прасолова обходятся городскому бюджету лишь немногим дешевле, чем если бы кому-то пришла в голову сумасбродная идея оплатить их обучение в Королевском колледже музыки Лондона.

Чтобы картина была наиболее полной, можно посмотреть на расценки российских топовых учреждений высшего образования, готовящих профессионалов в сфере искусства и исполнительского мастерства. Российская академия музыки им. Гнесиных опубликовала приказ, согласно которому готова обучать «Искусству концертного исполнительства» (код 53.05.01) по программам специалитета за 508 тыс. р. в год. ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского» установила стоимость обучения студентов-специалистов в размере 631 тыс. р. в год. Зато у Тольятти тоже есть консерватория, у консерватории есть ректор Прасолов и свой профессорско-преподавательский состав. И цены как в Лондоне.

Без образования не оставят

ТК существует в Тольятти с 1998 г., и ее фактическая ликвидация является по понятным причинам весьма непопулярным решением. Начиная от публично-этического окраса проблемы и заканчивая юридическими и бюрократическими вопросами. Но новых наборов студентов уже нет, а уже обучающимся власти готовы предложить компенсационные варианты, причем все расходы готов на себя брать бюджет.

Один из них — продолжить обучение в Поволжской академии образования и искусств им. Святителя Алексия, митрополита Московского. Соответствующая лицензия на обучение по образовательным программам, идентичным программам ТК, уже получена. Студенты смогут продолжить обучение в более крупном вузе в Тольятти, профессора и преподаватели сохранят рабочие места. Затраты муниципалитета при реализации такой схемы оцениваются в сумму порядка 200 тыс. р. в год на одного студента.

Есть и альтернативный вариант — перевод студентов ТК в другие аналогичные вузы на третий курс. Готовность принять тольяттинцев выразили десять консерваторий, причем у шести есть возможность принять обучающихся сразу на бюджетные места. А если их не окажется, то в этом случае разброс цен составляет от 200 до 270 тыс. р. в год на одного студента. И эти расходы, опять же, возьмет на себя г.о. Тольятти. Т.е. получается, что муниципалитет своих студентов в любом случае не оставит и свои обязательства перед ними выполнит. Так что же важнее — обеспечить студентам качественное консерваторское образование в городе или за его пределами или соблюсти интересы малочисленной тусовки самопровозглашенных властителей дум?