Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (841) | 30 мая 2022г.
 

Забытые обязательства

Департамент транспорта напомнил «Самара Авто Газу» о лизинговых платежах

Андрей Неретин

11 мая Арбитражный суд Самарской обл. назначил дату судебного заседания по делу, в котором департамент транспорта администрации г.о. Самара требует взыскать с ООО «Самара Авто Газ» (САГ) 42,6 млн р. По версии истца, участник рынка городских пассажирских перевозок допустил просрочку по оплате сублизинговых платежей за 43 автобуса. Похоже, Карен АВАГУМЯН (на фото) не просчитал то обстоятельство, что вместе с активами САГ и всевозможными бюджетными субсидиями получает многомиллионные обязательства.

Долг не замечают

В самарском арбитраже стартовал процесс, в котором департамент транспорта администрации г.о. Самара напомнил крупнейшему оператору городских пассажирских перевозок о необходимости выполнения своих финансовых обязательств. Департамент требует взыскать с ООО «Самара Авто Газ» 42,6 млн р., из которых 16,6 млн р. составляют задолженность по сублизинговым платежам за период с марта по октябрь 2020 г. по договору от 1 августа 2018 г. Еще почти 26 млн р. — это пени в связи с просрочкой сублизинговых платежей за период с 19 марта 2020 г. по 7 февраля 2022 г. (дело №А55-3848/2022).

Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» узнал подробности судебного спора, развернувшегося между дептрансом и транспортной компанией. Управление информации и аналитики администрации г.о. Самара сообщило: «Департаментом в адрес ООО «Самара Авто Газ» неоднократно направлялись претензии о погашении задолженности в добровольном порядке. В связи с тем, что до настоящего времени денежные средства в бюджет г.о. Самара не перечислены, департаментом в суд подано исковое заявление. При этом автобусы, ставшие предметом договора, в настоящее время задействованы в пассажирских перевозках на территории г.о. Самара».

Редакцией ОАЕ «Хронограф» также был направлен запрос в ООО «Самара Авто Газ» по вопросу неисполнения сублизинговых платежей. Пресс-служба ООО «Самара Авто Газ» предоставила ответ, из которого следует, будто у предприятия какие-либо долги отсутствуют. «Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, подорожание запасных частей и комплектующих к транспортным средствам, на возросшие в два раза расходы на плановый и капитальный ремонт, техническое обслуживание, перевозчик выполняет принятые на себя обязательства, осуществляет выплату по регулярным платежам, вовремя выплачивает заработную плату работникам, привлекает молодых специалистов, в т. ч. вынужденных переселенцев», — сообщила пресс-служба САГ.

Передача наследства

15 октября 2015 г. между министерством промышленности и технологий Самарской обл. и администрацией г.о. Самара было заключено соглашение о предоставлении в 2015 г. субсидии городскому бюджету на софинансирование расходных обязательств по обновлению парка автомобильной техники.

По результатам электронного аукциона 15 декабря 2015 г. заместитель главы г.о. Самара – руководитель департамента транспорта администрации г.о. Самара (2013-2017 гг.) Дмитрий Войнич и генеральный директор ЗАО «Межрегиональная лизинговая компания» (ЗАО «МЛК») Александр Иванов подписали муниципальный контракт на оказание услуг финансовой аренды (лизинга). По условиям контракта ЗАО «МЛК» (лизингодатель) передал департаменту (лизингополучатель) 43 автобуса городского типа большой вместимости (не менее 104 чел.), работающих на газомоторном топливе. Стоимость контракта составила 527,7 млн р. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета (106,1 млн р.), областного бюджета (84,2 млн р.) и городского бюджета (337,4 млн р.). Техника закупалась для передачи в МП г.о. Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» (МП «Пассажиравтотранс»). Приемка осуществлялась с участием представителей МП «Пассажиравтотранс» и областного Минтранса.

28 августа 2017 г. ООО «Волга-трансавто» обратилось в арбитраж с заявлением о признании МП «Пассажиравтотранс» банкротом (см. «Хронограф» №30 (640) от 02.10.17). Данные обстоятельства стали поводом для смены транспортной компании, осуществляющей перевозку пассажиров на муниципальных автобусах по городским маршрутам. 17 апреля 2018 г. дептранс заключил муниципальные контракты с ООО «Самара Авто Газ» на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по 32 маршрутам. Затем 1 августа 2018 г. между дептрансом и ООО «Самара Авто Газ» был заключен договор сублизинга, согласно которому коммерческому перевозчику были переданы вышеназванные автобусы для их дальнейшего использования на муниципальных маршрутах.

Следует заметить, что сразу после этого дело о банкротстве МП «Пассажиравтотранс» было прекращено. Правопреемник истца отказался от своего заявления. Определением суда от 24 августа 2018 г. дело было закрыто (дело №А55-23305/2017). В 2019 г. ИФНС России по Советскому р-ну г. Самары обращалась в суд с заявлением о признании МП «Пассажиравтотранс» банкротом. Однако определением суда от 6 декабря 2019 г. фискалам в удовлетворении требований было отказано (дело №55-17478/2019). В результате муниципальный перевозчик банкротом не стал. Согласно ЕГРЮЛ, МП «Пассажиравтотранс» является действующим предприятием. Впрочем, на рынок пассажирских перевозок организация так и не вернулась.

«Инвестор» не радует

В 2021 г. завершилась смена владельца ООО «Самара Авто Газ». Организация вошла в подмосковный холдинг «Ранд-Транс».

Принято считать, что конечным бенефициаром холдинга является Карен Авагумян. Появление Группы «Ранд-Транс» в медийном пространстве Самары позиционировалось как приход «инвестора». Однако, как показывают события, «инвестор» пока мало что принес кроме проблем. Новые методы управления спровоцировали массовое недовольство как пассажиров общественного транспорта, так и персонала подвижного состава, курсирующего по муниципальным маршрутам г.о. Самара. Во-первых, жители города крайне негативно восприняли новые правила посадки и высадки в автобусах — вход в переднюю дверь, а выход в — среднюю. Такое новшество привело к тому, что пассажиры в час пик стали скапливаться в очереди возле дверей, при этом ни о какой социальной дистанции, на которой настаивал Роспотребнадзор, речи не шло. Просто увеличилось время посадки. Во-вторых, новое руководство в целях «оптимизации» на некоторых маршрутах взвалило на водителей обязанность по обелечиванию пассажиров, что дополнительно усугубило процесс посадки. Кроме того, водителей и кондукторов обязали мыть салон автобуса. Данные обстоятельства создали предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе (см. «Хронограф» №6 (830) от 21.02.22). В «копилку достижений» «инвестора» также следует добавить то, что с 1 января 2022 г. в Самаре была повышена стоимость проезда в общественном транспорте. Нет никаких сомнений в том, что менеджмент перевозчика пролоббировал данное решение.

Таким образом, новое руководство ООО «Самара Авто Газ» буквально за небольшой промежуток времени успело зарекомендовать себя далеко не с самой лучшей стороны. Свое недовольство проявляют все участники производственного процесса: недоволен персонал, недовольны пассажиры. Теперь свое недовольство выражают партнеры и городские власти, которые обращаются с исками в суд на перевозчика, который явно не торопится с исполнением своих обязательств перед местным бюджетом. По мнению экспертов ОАЕ «Хронограф», подобные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что в Самару в реальности пришел не инвестор, а очередной не вызывающий большого доверия субъект, который нацелен на максимальное извлечение дохода из коммерческого предприятия без каких-либо существенных вложений. В таком случае ООО «Самара Авто Газ» рискует остаться с долгами, где единственно возможной перспективой будет банкротство.

Справка:

В настоящее время транспортное предприятие «Самара Авто Газ» обслуживает 45 городских маршрутов. Автопарк состоит из 429 автобусов. Число сотрудников, обеспеченных рабочими местами на предприятии, составляет более 1,5 тыс. чел. На сегодняшний день средняя заработная плата водителя составляет 47 тыс. р., кондуктор в среднем получает на руки 25 тыс. р.

(Источник: пресс-служба ООО «Самара Авто Газ»)