Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (841) | 30 мая 2022г.
 

Палка о двух концах

Самарская губернская дума единогласно усугубила положение Азарова

Татьяна Федорова

24 мая Самарская губернская дума (СГД) единогласно утвердила пакет региональных законов, касающихся исполнительной и законодательной власти региона (выполнение требований т.н. «закона Клишаса-Крашенинникова»). Губернатора наделили правом увольнять глав муниципалитетов. Для губернатора Дмитрия АЗАРОВА это может иметь фатальные последствия. За каждый промах на уровне муниципалитета ему теперь придется нести персональную ответственность перед федеральным центром за то, что своевременно не выявил и не вычистил нарушителя.

На пленарном заседании в СГД депутаты утвердили сразу несколько законопроектов, касающихся изменений в функционировании региональной власти и системы местного самоуправления (МСУ). Формально эти законопроекты должны были отрегулировать региональное законодательство в соответствии с ФЗ №414 «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти». Этот документ был принят Госдумой (ГД) РФ 14 декабря 2021 г. Его разработчиками стали председатель комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и депутат ГД РФ Павел Крашенинников. По этой причине ФЗ №414 еще на стадии законопроекта получил негласное название «закон Клишаса-Крашенинникова» (ЗКК).

Региональные законопроекты поступили на рассмотрение в СГД 16 мая, а уже 24 мая они были единогласно одобрены. Депутат СГД от КПРФ, доктор юридических наук, профессор Наталья Боброва заявила, что ее фракция будет голосовать за. Хотя, по ее убеждению, изменениями «ущемляются позиции местного самоуправления».

В числе поступившего в СГД пакета законопроектов в русле ЗКК были предложения об изменениях в устав Самарской обл., которые касаются деятельности губернатора. По новым нормам губернатор может избираться более двух раз подряд, установлен точный срок полномочий — пять лет. В нынешних реалиях это мало что меняет и вряд ли способно кого-либо удивить или возмутить. Куда более неоднозначным выглядит расширение возможности губернатора для воздействия на глав муниципалитетов.

В умении чувствовать федеральный тренд депутатам СГД не откажешь
В умении чувствовать федеральный тренд депутатам СГД не откажешь

В п. 19.1. устава прописано право губернатора выносить предупреждение, объявлять выговор «за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами МСУ отдельных государственных полномочий». Следующий п. 19.2. наделяет губернатора полномочиями «обратится в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку». Причина указана достаточно расплывчато — «систематическое недостижение показателей». Каких именно показателей, законодатели не уточняют.

Данное нововведение может оказаться палкой о двух концах. К примеру, оппозиционные партии еще на стадии, когда ЗКК был законопроектом, явно не разобравшись, били тревогу, что грядет тотальное ущемление прав органов МСУ. Тем не менее задолго до появления ЗКК любой губернатор имел неформальные рычаги воздействия на глав муниципалитетов. Вплоть до выдавливания с занимаемых должностей.

С 25 сентября 2017 г., со дня назначения главой Самарской области, Азаров много раз пользовался этими рычагами, и никакой ЗКК ему для этого не требовался. Находясь в статусе врио губернатора, в октябре 2017 г. Дмитрий Азаров легко избавился от главы г.о. Самара (2014-2017 гг.) Олега Фурсова. Не менее громкой была досрочная отставка формально «по собственному желанию» главы г.о. Тольятти (2017-2021 гг.) Сергея Анташева в марте 2021 г. Это лишь наиболее яркие примеры. То же самое в массовом порядке происходило на уровне малых городов губернии (г.о. Жигулевск, Сызрань, Отрадный, Новокуйбышевск) и сельских муниципальных районов. Причем увидеть здравую логику в действиях губернатора Азарова, приводивших к увольнениям глав муниципалитетов, не представлялось возможным.

С одной стороны, можно было подумать, что это было некое сведение счетов со ставленниками губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. С другой, до сих пор вызывает вопросы показательная пассивность Азарова по отношению к главе г.о. Октябрьск Александре Гожей, такой же ставленнице Меркушкина, как Фурсов с Анташевым. Причем в отличие от них деятельность Гожей и ее администрации породила значительный шлейф прокурорских реагирований и продолжает провоцировать надзорный орган (см. «Хронограф» №10 (834) от 28.03.22).

Риск в том, что, обретя благодаря ЗКК прямую власть над главами муниципалитетов, Азаров получил в нагрузку персональную ответственность за происходящее на уровне органов МСУ. Теперь федеральный центр имеет прописанное законодателями право жестко спрашивать с губернатора за любой просчет на местном уровне. За то, что своевременно не выявил нарушителя. Теперь любой акт прокурорского реагирования в отношении глав муниципалитетов и подотчетных им администраций способен стать формальным поводом переключиться на Азарова. С учетом этого обстоятельства Азарову не помешало бы сегодня крепко задуматься о судьбе Гожей.

Еще одно нововведение, принятое в рамках ЗКК, предоставляет депутатам СГД возможность влиять на процедуру досрочного отстранения губернатора от власти. Теперь заксобранию достаточно лишь выразить ему недоверие и направить соответствующее ходатайство президенту РФ.

Решающее большинство голосов в СГД сегодня у фракции партии «Единая Россия» (ЕР). Дмитрий Азаров занимает пост секретаря политсовета Самарского регионального отделения (СРО) ЕР. На этом фоне напрашивается тезис: «Да кто ж ему выразит недоверие — он ведь начальник в СРО ЕР!» Беспокоиться в этом случае не следует. Выразят, причем ни на минуту не задумываясь. Также единогласно, как голосовали за поправки в рамках ЗКК. Достаточно будет лишь малейшего намека из Администрации президента РФ, после чего СГД мгновенно соберется на соответствующее внеочередное заседание. Тем более что председатель СГД Геннадий Котельников вряд ли готов становиться марионеточной фигурой Дмитрия Азарова.