Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (586) | 30 мая 2016г.
 

Продолжают искать дно

В I квартале сумма непокрытого убытка АВТОВАЗа превысила 106 миллиардов

Сейдамет Абреков

23 мая ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло отчет о работе за I кв. 2016 г. Цифры, которые в нем отражены, показывают ухудшение ситуации. Для АВТОВАЗа это уже становится традицией. Замена президента компании — вместо Бу АНДЕРССОНА эту должность занял Николя МОР — пока не возымела действия. При этом ухудшающиеся показатели на АВТОВАЗе вполне могут списать на «тяжелое наследие», оставленное Андерссоном.

В отчете АВТОВАЗа за 1 кв. 2016 г. представлены цифры, которые лучше любых слов описывают истинную картину происходящего. Так, следует обратить внимание на ситуацию с производительностью труда. Согласно показателям за первые три месяца 2016 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.) она на АВТОВАЗе упала. Если в I кв. 2015 г. производительность труда составляла 0,92 млн р./чел., то за аналогичный период 2016 г. — всего 0,89 млн р./чел. Перефразировав известное высказывание, можно сказать, что работать на АВТОВАЗе стали меньше и хуже. Что вполне естественно.

По прямой своей деятельности -производство и продажа автомобилей — АВТОВАЗ также не может похвастать успехами. Если по итогам 2014 г. компания выручила от продажи товарных автомобилей около 117,2 млрд р., то 2015 г. АВТОВАЗ закончил с куда как более скромными 91,9 млрд р. Снижение выручки в денежном выражении составило около 25,3 млрд р. И это не говоря уже о том, что деньги ввиду инфляционных процессов за год также обесценились. Таким образом, реальное снижение выручки оказалось более значительным. Стоит заметить, что один лишь показатель годового снижения выручки АВТОВАЗа вполне сопоставим с годовыми оборотами крупных производственных предприятий, в т.ч. и химических, которые на сегодня являются, пожалуй, главными локомотивами не то что развития тольяттинской экономики, но и ее существования как таковой. При этом в 2016 г. негативная тенденция касательно выручки на АВТОВАЗе не изменилась.

Обратимся к квартальной отчетности АВТОВАЗа. Если за I кв. 2015 г. выручка компании составила 26,7 млрд р., то за I кв. 2016 г. — 21 млрд р., т.е. на 5,7 млрд р. меньше. Для сравнения: 5,7 млрд р. — это примерно половина всего бюджета г.о. Тольятти.

Совершенно логично, что такая ситуация с выручкой и производительностью труда привела к тому, что на АВТОВАЗе продолжили формироваться колоссальные убытки. Так, по итогам I кв. 2016 г. сумма непокрытого убытка АВТОВАЗа уже превысила 106,6 млрд р. Если опять же говорить о бюджете г. о. Тольятти, то на такую сумму весь город может прожить 9-10 лет. При этом по итогам I кв. 2015 г. АВТОВАЗ отчитался о непокрытом убытке в размере 54,5 млрд р. Получается, что за один год в сравнении с аналогичными прошлогодними показателями непокрытый убыток вырос сразу более чем на 51 млрд р. Эти цифры еще раз подтверждают тезис о том, что негативные тенденции на АВТОВАЗе не только имеются, но и усиливаются. Можно сравнить еще несколько цифр, характеризующих такой важный показатель, как непокрытый убыток.

Так, если 2014 г. предприятие закончило с непокрытым убытком в 55,3 млрд р., то 2015 г. был закрыт с цифрой 97,7 млрд р. Т.е. по году сумма непокрытого убытка выросла на 42,4 млрд р. А в разрезе «I кв. 2015 г. -1 кв. 2016 г.» она более значительна, что и говорит об ухудшающейся ситуации.

При этом если за I кв. 2015 г. в сравнении с началом того года АВТОВАЗ сумел даже несколько снизить показатель непокрытого убытка, как уже было отмечено, с 55,3 до 54,5 млрд р., т. е. примерно на 0,8 млрд р., то в I кв. 2016 г. по сравнению с началом текущего года такой подвиг повторить не удалось. Рост непокрытого убытка произошел с 97,7 до 106,6 млрд р., т. е. почти на 9 млрд р. Размер долговых обязательств АВТОВАЗа в течение первых трех месяцев 2016 г. тоже вырос. Примерно на 8 млрд р. И в этом разрезе нет оснований говорить о каких-то успехах АВТОВАЗа. Предприятие все еще в поисках своего экономического дна. Как долго будет продолжаться это погружение -сказать невозможно.

Показательно то, какие оправдания умудряются находить руководители АВТОВАЗа, объясняя подобное положение вещей. Среди таковых были указаны: «снижение покупательной способности населения в связи с ухудшением внешних экономических факторов и, соответственно, снижение продаж автомобилей в сегменте экономкласса; рост цен на закупаемые сырье, материалы, комплектующие; создание резервов по сомнительной дебиторской задолженности, по прочим оценочным обязательствам; рост процентных ставок по банковским кредитам». Довольно неубедительные объяснения, особенно ввиду того, как на фоне тех негативных тенденций, о которых рассуждают на АВТОВАЗе, выросла выручка и прибыльность крупных химических предприятий, базирующихся в Тольятти. А ведь они также сталкиваются и со снижением покупательской способности, и с ростом цен на сырье, и удорожанием кредитных ресурсов. Как говорится, плохому танцору всегда что-то мешает.

В целом напрашивается вывод, что смена президента АВТОВАЗа, которая была затеяна генеральным директором ГК «Ростех», членом совета директоров АВТОВАЗа Сергеем Чемезовым, пока не привела к серьезным изменениям. Новый президент АВТОВАЗа Николя Мор пока, как показывают цифры, себя ничем не проявил. Хотя и Чемезов, и Мор при желании всегда смогут все списать на «тяжелое наследие», оставленное предыдущим президентом АВТОВАЗа Бу Андерссоном. Для улучшения ситуации, как водится в России, наверняка будет предложено «немного подождать» и «потуже затянуть пояса». Вопрос лишь в том, как долго продлится это «немного подождать» — год, два, а может, 10 лет?

Комментарии

Артем МАНЮХИН, специалист пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Коллеги, благодарим вас за внимание к деятельности ОАО «АВТОВАЗ». В настоящее время акционерами ОАО «АВТОВАЗ» ведется работа над стратегией дальнейшего развития компании, направленной на финансовое оздоровление предприятия. Об итогах этой работы мы будем сообщать широкой общественности.