Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (831) | 28 февраля 2022г.
 

Боль ленинских прокуроров

Стартовали слушания по делу о заочном насилии над одним из них

ИА «Центр-Инфо»

17 февраля Ленинский райсуд г. Самары приступил к рассмотрению уголовного дела по ч. 1 ст. 318 УК РФ в отношении Александра КОРОЛЕВА. Мужчину обвиняют в насилии над помощником районного прокурора Денисом КАЗАКОВЫМ в отсутствие последнего на месте «преступления». Отклонены два ходатайства защиты об отводе гособвинителя и возврате дела в прокуратуру. Процессу уже дал оценку депутат Государственной думы РФ Михаил МАТВЕЕВ, назвав происходящее «кафкианским дурдомом».

Вовремя на первое судебное заседание явились только обвиняемый Александр Королев и его защитник Владимир Красиков. Потерпевший помощник прокурора Ленинского р-на г. Самары Денис Казаков без объяснения причин опоздал примерно на полчаса. Последним в зал просочился гособвинитель. Он служит вместе с потерпевшим в одном отделе одной и той же прокуратуры. Наверное, совпадение.

Любопытно, что Казаков, как и гособвинитель, предпочел облачиться в форменную одежду. Что он этим хотел продемонстрировать — оставалось только догадываться. То ли давал намек, что пострадал не как физическое лицо, а как мундироносец. То ли родство душ и общность интересов в органе, который он представляет в служебное время. Мотивы уместно поискать в биографии печально известного экс-сотрудника прокуратуры Самарской обл. Игоря Уварова.

На сходство Казакова с гособвинителем обратил внимание и адвокат Красиков, потребовав отвода последнего. Основание сомнений не вызывало: когда коллега по отделу обвиняет человека в присутствии потерпевшего коллеги, может помешать личная заинтересованность.

К тому же ч. 2 ст. 61 УПК РФ однозначно запрещает даже косвенную заинтересованность. Однако судья Анна Грицык отказала в отводе гособвинителя, видимо, поддавшись на реплику о том, что соседство участников процесса в отделе никогда не препятствовало непредвзятости.

Следующим было заявлено ходатайство о возвращении уголовного дела назад прокурору на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ. По мнению Красикова, обвинительное заключение было составлено с нарушением УПК РФ, поскольку еще до его утверждения в Генеральную прокуратуру РФ ушло ходатайство защиты об отводе сопровождавшего его составление сотрудника прокуратуры. Который, опять же по совпадению, служит вместе с потерпевшим Казаковым. Впрочем, Грицык отклонила и эту просьбу, сочтя, что неустранимых препятствий для рассмотрения дела судом не имеется.

Между тем задача прокуроров из Ленинского р-на легче не стала. Общими усилиями им предстоит доказать, что разлитый Королевым на автомобиль отсутствовавшего Казакова лекарственный препарат АСД-2Ф «догнал» потерпевшего несколько часов спустя и «изнасиловал» его в голову. Четко формулировать суть обвинения по просьбе корреспондента Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» гособвинитель не стал, сославшись, что все комментарии якобы согласовывают в прокуратуре Самарской обл. То же самое на требование уточнить природу совершенного в отношении него заочного насилия ответил Денис Казаков. «Запах антисептика вызвал головную боль, чем было причинено физическое насилие», — обрисовал надуманную версию оппонентов адвокат Красиков.

А обвиняемый Королев был еще лаконичнее, назвав свое преследование «нонсенсом правосудия».

Ссылки гособвинителя и Казакова на вышестоящую инстанцию, скорее всего, были отговорками. Поскольку ответа на запрос ОАЕ «Хронограф», направленный в начале февраля на имя прокурора Ленинского р-на г. Самары Антона Шарикова, до сих пор не наблюдается. Если бы комментарии согласовывались «наверху», ленинским прокурорам вряд ли удалось долго уклоняться от ответа. А пока за ними никто особо не надзирает, можно и дальше умалчивать основания для квалификации действий Королева по ч. 1 ст. 318 УК РФ, не замечать противоречий между диспозицией этой статьи и фактическими обстоятельствами дела и т. д. (см. «Хронограф» №3 (827) от 31.01.22).

Кстати, 11 февраля оградить Александра Королева от правового произвола решил депутат Государственной думы РФ Михаил Матвеев. В размещенном на собственном телеграм-канале видеоряде Матвеев сравнил происходящее с «кафкианским дурдомом» (отсылка к философскому роману Франца Кафки «Процесс» о беспричинном и скрытом обвинении гражданина с последующей казнью по тайному приговору). «Мужику реально шьют уголовное дело по статье «Причинение насилия» за то, что плеснул на автомобиль, в котором никого не было. Обращаюсь к генеральному прокурору и в следственный комитет, чтобы вмешались», — подчеркнул Матвеев (https://t.me/matveevkomment/1844).