Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (829) | 14 февраля 2022г.
 

Дистилляция субсидий

Созданный Милеевым бизнес поживился на инициативе Мишустина

ИА «Центр-Инфо»

Региональный оператор по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» (ЭСР) в 2020 г. получил госсубсидий на сумму свыше 440 млн р. Государственная поддержка регоператора сопровождалась широкой информационной кампанией. Тем не менее до сих пор ни ЭСР, ни министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. так и не оказались готовыми представить информацию о дальнейшей судьбе сотен государственных миллионов. Есть источники, свидетельствующие, что свыше 330 млн р. казенных денег со счетов ЭСР были выведены в ООО «Трансресурс», принадлежащее бывшему владельцу и руководителю ООО «ТД «Родник» Александру ШАКИРОВУ. Если это так, то можно говорить, что региональное минэнерго активно потворствует обогащению бизнеса бывшего «водочного короля» Александра МИЛЕЕВА (на фото).

Под прикрытием нацпроекта

Предоставление субъектам РФ средств из федерального бюджета на поддержку регоператоров по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в 2020 г. сопровождалось серьезной информационной кампанией. Данная мера поддержки реализовывалась в рамках государственного пакета помощи пострадавшему от COVID-19 бизнесу. Постановление правительства РФ №473 о межбюджетных трансфертах из федерального бюджета подписывал лично председатель правительства РФ Михаил Мишустин. В этом постановлении были обозначены и цели поддержки. Государство рассчитывало на то, что регоператоры ТКО обеспечат «достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология». Воспользовавшись данной инициативой, минэнерго Самарской обл. обеспечило ЭСР возможность освоить почти 300 млн р.

18 августа 2020 г. между министерством и ЭСР было заключено соответствующее соглашение. Как указано в документе, субсидия была предоставлена на «финансовое обеспечение части затрат регионального оператора, возникших не ранее 28 марта 2020 г. в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО».

В соглашении четко прописано, что минэнерго должно запрашивать документы и информацию, необходимые для осуществления контроля над соблюдением ЭСР условий предоставления субсидии. В части ЭСР указано, что он обязан «вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии» и «обеспечивать достижение значений показателей результативности». Среди «показателей результативности», в частности, указано, что ЭСР должен был обеспечить достижение показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» на 90% к 31 декабря 2020 г.

Также в 2020 г. не без усилий того же минэнерго ЭСР смог получить еще и региональную субсидию — в 143 млн р. На предоставление данных средств также 18 августа 2020 г. заключено соглашение с ЭСР. В нем речь идет о возмещении недополученных доходов. Необходимость и важность предоставления данных ресурсов широко освящалась в СМИ, правда уже местных. В итоге на счета ЭСР практически одномоментно поступило свыше 440 млн р. бюджетных средств.

До сегодняшнего дня общественность так и не смогла увидеть публичный отчет ЭСР об освоении столь внушительных субсидий. В ноябре 2021 г. на фоне очередных дискуссий о необходимости пересмотра тарифа регоператора в большую сторону и подготовке документов в рамках тарифного дела ЭСР на 2022 г. Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» направил серию информационных запросов, пытаясь получить разъяснения. Перед минэнерго Самарской обл. и непосредственно перед ЭСР ОАЕ «Хронограф» обозначил ряд вопросов. В частности: каким образом ЭСР должен был использовать субсидию в 298,7 млн р.? На какие именно расходы ЭСР были направлены средства субсидии в 298,7 млн р.? Каким именно юридическим лицам и в каком объеме были перечислены средства из субсидии? Как погашение кредиторской задолженности ЭСР из средств субсидии сказалось на достижении целевых показателей проекта «Комплексная система обращения с ТКО», как это предусматривало соглашение о предоставлении этой субсидии? Аналогичный пакет вопросов был задан и в отношении субсидии в 143 млн р.

Выходцы из «Родника»

От министерства ответ поступил за подписью замминистра Натальи Ржевской. Она, как бывший директор ЭСР, видимо, лучше профильного министра осведомлена о нюансах деятельности регоператора ТКО. Казус с аффилированностью публично был проработан еще в 2019 г. депутатом Самарской губернской думы Михаилом Матвеевым. На страницах в социальных сетях он красноречиво повозмущался такой странной кадровой политикой и даже опубликовал фотографию письма министра (октябрь 2018 г. — март 2020 г.) Сергея Маркова в свой адрес. В нем заявлено, что экс-руководитель регионального оператора ЭСР Ржевская подала уведомление о наличии конфликта интересов в связи с назначением ее на должность заместителя министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. Однако ни заявление Ржевской, ни ее давние связи с бенефициаром регоператора ТКО Александром Милеевым вопреки здравой логике по сей день никого не смущают.

Ржевская в статусе замминистра и руководителя департамента по обращению с ТКО и сегодня подписывает акты о результатах проверки соблюдения ЭСР условий соглашения об осуществлении деятельности регоператора ТКО. Ревизором Ржевская была утверждена уже приказом нынешнего министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. Александром Мордвиновым. Хотя в этом же приказе сказано: «Членами комиссии не могут быть лица, прямо или косвенно заинтересованные результатами проверки».

Формально Ржевская возглавляла ЭСР всего несколько месяцев. Тем не менее, как указывает ряд обстоятельств, она далеко не случайный человек в команде Милеева. С февраля 2000 г. Ржевская работала заместителем генерального директора по социальным вопросам в ООО СК «Родник». Кроме того, до декабря 2021 г. Ржевская выступала одним из учредителей весьма значимой для Милеева организации — СРОО «Движение «За Самару!». Это движение буквально взорвало выборную кампанию в думу г.о. Самара в 2010 г. Кампания была одной из самых дорогих: работу вели политтехнологи из Группы «Никколо-М». Тогда группа депутатов Милеева под брендом «За Самару!» получили сразу пять мандатов (см. «Хронограф» №15 (459) от 29.04.13).

Наряду с Ржевской учредителями движения «За Самару!» выступали исполнительный директор ЭСР, генеральный директор ООО СК «Родник», ликвидатор АО «Актив» Вячеслав Дормидонтов, директор и учредитель ООО ТД «Родник», реализовывавший одноименную водочную продукцию, Александр Шакиров, президент Самарской областной федерации триатлона и директор ООО «Актив Индустрия» Владимир Рябушкин и Алексей Авдеев. Последний с декабря 2021 г. был назначен директором ООО «ДАКАНТ». Компания стала широко известна после того, как в сентябре 2021 г. выиграла тендеры ЭСР на транспортирование отходов большей части г.о. Тольятти и Ставропольского р-на. Суммарная стоимость контрактов превышает 2 млрд р. Как можно видеть, коллеги Ржевской по движению «За Самару!» имеют связи с водочным бизнесом Милеева, а также активно участвуют в развитии его мусорной империи.

Передовые показатели

Данное обстоятельство предпочитают не замечать. Видимо, министерству выгодно особое взаимопонимание Ржевской и ЭСР. Оно было отчасти продемонстрировано и в ответе «Хронографу» о судьбе многомиллионных субсидий. Замминистра Ржевская подробно и с полным желанием рассказала о том, как «благодаря субсидиям в адрес ЭСР» по итогам 2020 г. регион исполнил плановый целевой показатель результативности федерального проекта «Экология» на 100% вместо плановых 90%. При этом Ржевская предпочла умолчать о главном. В ответе не было ни слова о том, на какие именно расходы и каким юрлицам были перечислены средства, полученные ЭСР из бюджетов, как именно данные платежи повлияли на реализацию нацпроекта. Хотя именно эти вопросы были поставлены.

Алогизм ситуации заставляет усомниться в искренности Ржевской. Задачи нацпроекта «Экология», как она заверила, перевыполнены. При этом минэнерго упустило возможность рассказать СМИ, что конкретно было сделано за эти сотни миллионов рублей и как они были потрачены ради передовых показателей. Директор ЭСР Михаил Захаров в ответе ОАЕ «Хронограф» заверил, что в минэнерго были направлены отчеты по субсидиям. О каких-либо подробностях использования средств субсидий также ни слова.

Очевидно, что так поступают, когда опасаются, что ответы могут породить не только новые вопросы со стороны СМИ, но и живой интерес правоохранительных органов. Бравурные же сообщения Ржевской о стопроцентном исполнении показателей могут утратить всякий смысл, если обратить внимание на документы, оказавшиеся в распоряжении «Хронографа». Информированный источник предоставил копии приказов за подписью Захарова по распределению средств, поступивших из бюджета Самарской обл.

Только для своих

В приказе №69/01-20-ОД от 24 августа 2020 г. финансово-экономическому управлению ЭСР предписано «произвести погашение кредиторской задолженности на сумму 143 млн р. пропорционально удельного веса долга каждого оператора по обращению с ТКО от общей задолженности, в срок до 24 августа 2020 г.». Есть данные и по распределению суммы оплаты между операторами. Так, операторам по захоронению досталось всего 9,38 млн р. При этом львиную долю (51%) получило АО «Экология-Сервис». Долю поменьше (31,8%) — ГУП «Экология». На транспортные компании было предусмотрено 122 млн р., из них 96% были предусмотрены ООО «Трансресурс».

В копиях аналогичных приказов от 31 августа 2020 г., 11 сентября 2020 г. и 26 октября 2020 г. можно наблюдать соотносимое распределение финансирования. В данных приказах говорится о погашении «кредиторской задолженности перед операторами по обращению с ТКО за счет средств, поступивших из бюджета Самарской обл. для финансового обеспечения части затрат,

возникших не ранее 28 марта 2020 г., связанных с обеспечением достижения целей национального проекта «Экология».

Суммарно приказы администрируют распределение 298,797 млн р. Из них операторам по транспортированию было определено перечисление 236 млн р., из которых 211,25 млн р. адресовано ООО «Трансресурс». В части распределения бюджетных средств среди операторов по захоронению все также лидируют ГУП «Экология» и АО «Экология-Сервис». Им из 29,97 млн р. предписано перечислить 8,76 млн р. и 11,95 млн р., т.е. 70% от общего.

Можно видеть, что основные средства субсидии достались компаниям, где присутствуют люди, близкие Милееву по водочному бизнесу. Шакировское ООО «Трансресурс» благодаря особому вниманию к себе за 2020 г. нарастило выручку на 1,1 млрд р., а год закончило с чистой прибылью в 470 млн р. Хотя еще на конец 2018 г. компания имела выручку, равную нулю.

Владельцем и руководителем АО «Экология Сервис» выступает Михаил Черенков. Его фамилия хорошо известна кредиторам ООО СК «Родник», т.к. он перепродавал выведенное из СК «Родник» в «Аполло» технологическое оборудование в адрес ООО «ПК «Родник», считающееся «зеркалом» СК «Родник». Нелишним будет напомнить, что генеральный директор ЭСР Михаил Захаров был конкурсным управляющим производственного предшественника СК «Родник» -ООО «Аполло». Совладельцами ЭСР выступают Андрей Пашков (через ООО «Капитал Актив») и Василиос Зиакас. В 2016-2018 гг. оба входили в совет директоров СК «Родник» (см. «Хронограф» №4 (828) от 7.02.22).

Эффект пандемии

То, как аппетиты Милеева перекроили региональный рынок операторов ТКО, можно наблюдать в двух актах проверки деятельности ЭСР по исполнению соглашения с минэнерго. В акте проверки от 22 ноября 2019 г. фигурирует информация о наличии 13 договоров по транспортированию ТКО восемью организациями, которые заключили 54 субподрядных договора. В части ООО «Трансресурс» указано, что договор с ним был заключен 10 декабря 2018 г., при этом данный перевозчик заключил 38 субподрядных договоров. В следующем акте проверки ЭСР, датированном 18 июня 2021 г., можно увидеть, как круг перевозчиков существенно сузился. В нем представлена информация, что со стороны ЭСР заключены договоры на оказание услуг по транспортированию с тремя организациями. Это все тот же «Трансресурс», а также АО «Экопром» и ООО «СпецАвтоТранс».

Весьма проблематично говорить о критической ситуации с задолженностью ЭСР операторам ТКО на момент получения субсидий. Как правило, кредиторы, взволнованные просрочкой платежей, инициируют судебные разбирательства и даже банкротство компании. Если же в картотеке арбитражных дел Арбитражного суда Самарской обл. запросить сведения за период с 1 января по 18 августа 2020 г. по делам, где ЭСР выступает в качестве ответчика, то шквала исковых заявлений о взыскании долгов с ЭСР там не наблюдается. За этот период поступило всего одно заявление об истребовании долга на сумму 5,4 млн р. И то данная задолженность образовалась в 2019 г.

Бедственное положение регоператора невозможно усмотреть и в его финансовой отчетности. По данным бухгалтерского баланса ЭСР, представленного ИС «Руспрофиль», по графе «Денежные потоки от текущих операций» компания удвоила показатели. Так, если в 2019 г. было поступлений на сумму 3 млрд р., то по итогам 2020 г. – уже 6 млрд р. При этом от продажи продукции, работ и услуг — 4,57 млрд р., а прочие поступления превысили 1,48 млрд р. Платежи поставщикам составили 4,9 млрд р. При этом кредиторская задолженность компании по итогам 2020 г. превышала дебиторскую на 89 млн р. Стоит также отметить, что 81% дебиторской задолженности сформировался у регоператора по итогам 2019 г. -соответственно, ее бессмысленно увязывать с пандемией.

От самого Захарова известно, что ЭСР представил отчеты по субсидиям в минэнерго. До сегодняшнего дня непонятно, какую связь могли усмотреть контролирующие лица между солидными траншами ЭСР из средств субсидий в адрес ООО «Трансресурс» и задачами нацпроекта «Экология». Стоит понимать, что затраты на транспортирование ТКО полностью заложены в действующий тариф на услуги ТКО для жителей и юридических лиц Самарской обл. В соглашение же минэнерго и ЭСР о предоставлении субсидии четко указано, что средства предоставляются на «затраты регионального оператора, возникшие в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции».

Комментарии

Михаил ЗАХАРОВ, директор ООО «ЭкоСтройРесурс»

- Причиной выделения субсидий региональным операторам стал рост задержки оплат коммунальной услуги бизнесом и населением. Кассовый разрыв из-за несвоевременной оплаты коммунальной услуги привел к образованию дебиторской задолженности. За счет средств, выделенных в рамках федеральной субсидии, регоператору удалось частично сократить долги перед операторами обращения ТКО.