Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (819) | 22 ноября 2021г.
 

Судья Шаруева не согласилась с Путиным

«Уралхим» в разгар пандемии добился проведения общего собрания акционеров ПАО «ТОАЗ»

Егор Кошеров

19 ноября Арбитражный суд Самарской обл. в лице судьи Натальи ШАРУЕВОЙ удовлетворил требование миноритарных акционеров ПАО «ТОАЗ» («Тольяттиазот») к АО ОХК «Уралхим» и АО «Химактивинвест» и обязал эмитента провести внеочередное общее собрание акционеров предприятия не позднее 27 ноября. Истцам-миноритариям принадлежит чуть более 10% акций завода, но их желание сменить руководство и совет директоров ТОАЗа столь сильно, что они готовы рискнуть здоровьем 744 акционеров предприятия, значительная часть из которых – пожилые люди. Суд поддержал их в этом намерении, поставив интересы бенефициара АО ОХК «Уралхим» Дмитрия МАЗЕПИНА выше региональных противоэпидемических норм. Представители ПАО «ТОАЗ» заявили о намерении обжаловать вынесенное решение суда.

Все вопросы к Путину

В очередной раз возмутителем спокойствия в корпоративном конфликте вокруг «Тольяттиазота» стали миноритарные акционеры завода — АО ОХК «УРАЛХИМ» и АО «Химактивинвест». АО ОХК «УРАЛХИМ» владеет 1,11% акций химического флагмана. Принято считать, что бенефициаром АО ОХК «УРАЛХИМ» является генеральный директор Дмитрий Мазепин. АО «Химактивинвест» принадлежит 10% акций. Единственным акционером записана некая Виктория Преображенская из Воронежской обл.

Необходимо напомнить, что Дмитрий Мазепин состоит в давнем корпоративном споре с акционерами ПАО «ТОАЗ». Еще 18 августа АО ОХК «УРАЛХИМ» обратилось в ПАО «ТОАЗ» с требованием о проведении внеочередного общего собрания акционеров предприятия по вопросу о досрочном прекращении полномочий управляющей организации – АО Корпорация «Тольяттиазот», о досрочном прекращении полномочий совета директоров и избрании нового состава. В настоящее время председателем совета директоров ПАО «ТОАЗ» является Петр Орджоникидзе, в состав коллегиального органа входят Дмитрий Межеедов, Николай Неплюев, Александр Макаров и Кристофер Лумис Бейкер. Действующий совет удовлетворил требование миноритария. Внеочередное общее собрание акционеров с предложенной повесткой было назначено на 30 октября 2021 г. Однако 24 октября совет директоров ПАО «ТОАЗ» принял решение о перенесении даты внеочередного собрания акционеров на 4 декабря 2021 г. Согласно информации, раскрытой на сайте «Интерфакс», перенос был связан с ухудшением эпидемиологической обстановки с заболеваемостью COVID-19. Напомним, 20 октября вышел Указ президента РФ Владимира Путина «Об установлении на территории РФ нерабочих дней», который был дополнен региональными нормативно-правовыми актами. В частности, губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров 21 октября 2021 г. издал Постановление №256 «О режиме нерабочих дней на территории Самарской обл. в период с 25 октября по 7 ноября 2021 г.». Кроме того, совет директоров, принимая решение о переносе, как следует из раскрытой информации, руководствовался информацией заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой, представленной на совещании у главы государства. Голикова доложила о том, что Самарская обл. является регионом с критической ситуацией по заболеваемости COVID-19.

Казалось бы, совет директоров ПАО «ТОАЗ» предпринял действия во исполнение карантинных мероприятий, нацеленные на недопущение дальнейшего распространения COVID-19.

Однако инициаторы проведения внеочередного собрания акционеров сочли, что перенос даты случился с нарушением Федерального закона «Об акционерных обществах». АО ОХК «УРАЛХИМ» и АО «Химактивинвест» обратились в Арбитражный суд Самарской обл. с требованием обязать ПАО «ТОАЗ» провести общее собрание акционеров по вопросу прекращения полномочий управляющей организации и переизбрания совета директоров в срок до 27 ноября.

Начитались интернета

Представители ОХК «Уралхим» и «Химактивинвест» в суде заявили, что перенос даты собрания акционеров расценивают как отказ от его проведения. В обоснование своих требований истцы сослались на то, что по закону об акционерных обществах провести его надлежало до 3 ноября. А срочные корпоративные процедуры по смене совета директоров и управляющей компании миноритариям нужны потому, что их «не устраивает в данный момент работа данного состава совета директоров и управляющей компании, поскольку их действия неэффективны». Цитата принадлежит представителю истца Георгию Панфилову.

Отвечая на вопрос судьи, почему истцы не хотят подождать неделю, Панфилов обвинил совет директоров и топ-менеджмент завода в создании схем по выводу средств и причинении убытков предприятию. Правда, в обосновании своих заявлений смог сослаться лишь на статью в интернет-издании «Полит.ру», которую и попросил приобщить к материалам дела. Суд, на удивление, статью приобщил.

Представитель ПАО «ТОАЗ» Денис Бирюков озвучил позицию ответчика. Бирюков в своем выступлении отметил: «Требование о созыве собрания акционеров удовлетворено. Собрание акционеров созвано. Но в силу объективных обстоятельств, установленных федеральным и региональным законодательством, оно не смогло состояться». Далее он пояснил, что в период локдауна системообразующим предприятиям и предприятиям с непрерывным циклом производства было позволено продолжать свою работу лишь в режиме ограниченной функциональности. Бирюков также указал на Постановление губернатора Самарской обл. от 22 октября 2021 г. №258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской обл.». Он подчеркнул: «Постановлением предписано не менее 30% работников перевести в интерактивный режим, ограничить до особого распоряжения проведение массовых мероприятий и, самое главное, запрещено проведение корпоративных мероприятий на территории Самарской обл.». Он обратил внимание суда на то, что действующим законодательством определено, что массовыми мероприятиями являются мероприятия, в которых участвуют 50 и более человек. По словам Бирюкова, собрание акционеров как раз могло обрести статус массового мероприятия. «В списке акционеров 744 лица. Большей частью это физические лица. Причем среди них много физических лиц старше 65 лет. Совершенно очевидно, если все эти 744 лица соберутся в одном месте, то это массовое мероприятие… Мы должны исходить из того, что есть список лиц и каждое лицо может явиться самостоятельно,

или направить представителя, или явиться самостоятельно с представителем. В такой ситуации обеспечить соблюдение всех карантинных ограничений не представляется возможным», — говорил Бирюков. Далее он пояснил, что ПАО «ТОАЗ» не могло вместо личной явки акционеров организовать дистанционное голосование. Бирюков сказал: «Тогда бы речь шла об изменении формы собрания с очной на заочную, а ст. 55 закона «Об акционерных обществах» запрещает менять форму собрания, предложенную акционером. А в требовании о созыве собрания акционеров жирным шрифтом была подчеркнута форма собрания: очная. Была бы заочная – не было бы проблем. Поэтому у нас не оставалось никаких вариантов, кроме как перенести собрание».

За ширмой конфликта

Бирюков также позволил себе, как он выразился, «лирическое отступление» по поводу реплик истцов по вопросу добросовестности действий совета директоров. Бирюков отметил: «В этом году «Тольяттиазот» получил рекордную прибыль в районе 10 млрд р. «Тольяттиазот» — одно из крупнейших предприятий Самарской обл. и крупнейший налогоплательщик региона. Если мы посмотрим на отчетность группы «Уралхим», в частности на аудиторское заключение от 2020 г., то мы увидим, что эта компания с 2014 г., как признают ее аудиторы, имеет отрицательные чистые активы. По закону «Об акционерных обществах» она должна была ликвидироваться еще 5 лет назад». Бирюков также заявил: «ПАО «ТОАЗ» полагает, что истцы злоупотребляют своими правами и действуют недобросовестно с целью причинения вреда Обществу. С 13 июля от данного лица мы получили 4 требования о созыве внеочередных собраний акционеров, и все с повесткой, включающей вопрос о прекращении полномочий совета директоров. Мы считаем, что цель этого иска – нанесение репутационного ущерба. Цель одна – создать негативный информационный фон». Очевидно, «Уралхим» своими действиями лишний раз выдает истинные намерения. Все это похоже больше на спектакль, главный смысл которого – давление и перехват нитей управления в свои руки.

Все это могло бы остаться лишь очередной перипетией корпоративного конфликта, если бы не один важный фактор – пандемия COVID-19. Осенью 2021 г. эпидемиологическая обстановка обострилась настолько, что президент РФ Владимир Путин вынужден был объявить общероссийские каникулы, а ряд регионов, в т.ч. и Самарская обл., пошли на локдаун даже раньше, чем это предложил сделать глава государства. Да, химические заводы, как предприятия с непрерывным циклом, выведены из-под необходимости останавливать производство и работали весь локдаун. Но собрание акционеров – это совсем не производство, а десятки и сотни людей, которые, с риском заразиться, вынуждены будут собраться в одном помещении. Кстати, когда эпидемиологическая обстановка была более благополучной, по инициативе «Уралхима» было проведено 2 внеочередных собрания акционеров, закончившихся по сути ничем. Другие акционеры, очевидно, отнеслись к инициативам миноритариев как к абсурду, не заслуживающему внимания.

На этот раз суд решил, что право «Уралхима» немедленно обсудить с другими акционерами «ТОАЗа» статью в «Правда.ру» важнее, чем права акционеров не заразиться и не умереть на ИВЛ.