Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (817) | 1 ноября 2021г.
 

Без Станкевича

«Самаратрансстрой» не получил миллиарда за 7 километров

Татьяна Федорова

В конце сентября госзакупки в сфере дорожного строительства наглядно продемонстрировали, что этот рынок в Самарской обл. стремительно меняется. ООО «Самаратрансстрой» (г. Самара), несмотря на наличие лоббистов на уровне правительства Самарской обл., не сумело получить контракт стоимостью более 1 млрд р. за 7 км дороги. Победителем было признано московское АО «ДСК Автобан», входящее в топ-3 крупнейших дорожно-строительных холдингов России. Показательный проигрыш «Самаратрансстроя» случился сразу после провала на выборах в Госдуму (ГД) РФ Игоря СТАНКЕВИЧА (на фото).

Согласно Единой информационной системе в сфере госзакупок, 30 сентября были подведены итоги аукциона на право начать «реконструкцию автомобильной дороги Кинель -Богатое — Борское на участке км 0+000-км 7+000 в м.р. Кинельский Самарской обл. (II этап)». Начальная цена контракта составляла 1,08 млрд р. всего за 7 км межмуниципальной трассы. Было подано две заявки — от ООО «Самаратрансстрой» и АО «ДСК Автобан». Обе компании были готовы выполнить работы по начальной цене. В результате рассмотрения заявок победителем было признано АО «ДСК Автобан». Конкурсная комиссия посчитала, что московская компания сумеет лучше справиться с госзаказом. В конкурсной документации отдельно было прописано: «Преимущества будут иметь участники с наличием опыта исполнения контрактов на выполнение работ, сопоставимых по объему и виду работ». ООО «Самаратрансстрой» полностью вписывалось в это требование. Однако внезапно оказалось, что у АО «ДСК Автобан» опыта исполнения контрактов куда больше. Следует обратить внимание на то, что ООО «Самаратрансстрой» выполняло работы по первому этапу на этом участке дорог (см. «Хронограф» №30 (811) от 20.09.21). Это дает основание предполагать, что второй этап работы готовился именно под ООО «Самаратрансстрой». Тем не менее от ООО «Самаратрансстрой» жалобы на решение комиссии по второму этапу в УФАС Самарской обл. пока не поступало.

АО «ДСК Автобан» входит в ГК «Автобан», которая работает на строительном рынке России уже более 50 лет. Возглавляет АО «ДСК Автобан» депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры VI созыва (2016-2021 гг.) Алексей Андреев. Согласно официальному сайту компании, «группа компаний (ГК) «Автобан» входит в топ-3 крупнейших дорожно-строительных холдингов РФ. В обращении «Автобан-Финанс» находится 3 облигационных выпуска на общую сумму 9 млрд р. Вкупе с формированием эффективной управляющей компании... это превратило группу компаний «Автобан» в мощнейший холдинг на рынке российского дорожно-мостового, промышленного и гражданского строительства и в одного из ключевых игроков крупнейших ГЧП-проектов с общим объемом портфеля контрактов более 250 млрд р.».

В течение 2019 г. АО «ДСК Автобан» получило без конкурса госзаказы Государственной компании «Автодор» на строительство трассы М12 (Москва — Казань) на общую сумму 148 млрд р. В Самарскую обл. АО «ДСК Автобан» вошло в 2020 г. в рамках исполнителя строительства обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу (см. «Хронограф» №39 (775) от 16.11.20) проекта «Европа — Западный Китай». Таким образом, можно констатировать, что на рынке дорожного строительства у «Самаратрансстроя» появился мощный конкурент. В этих условиях никакое покровительство со стороны местных чиновников и депутатов не станет спасением.

Деятельность ООО «Самаратрансстрой» принято связывать с депутатом Самарской губернской думы Андреем Мурзовым и заместителем председателя правительства Александром Фетисовым (см. «Хронограф» №9 (790) от 22.03.21). Соответственно, строительные объекты ООО «Самаратрансстрой» становились излюбленным местом пиара губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. Дополнительную поддержку на федеральном уровне они имели возможность получать от депутата ГД РФ VII созыва (2016-2021 гг.) Игоря Станкевича (см. «Хронограф» №31 (812) от 27.09.21). Идейно-финансовый куратор «Парада памяти 7 ноября», ставшего для Самары новой традицией, Александр Фетисов из года в год приглашает на позицию командующего парадом именно Игоря Станкевича. Однако в текущей созыв ГД РФ Станкевич не попал. Хотя Госдума без Станкевича не осталась. Правда, теперь там уже другой Станкевич. Депутатом 19 сентября ГД РФ VIII созыва был избран начальник управления по работе с федеральными органами власти и общественными организациями ПАО «ЛУКОЙЛ» Юрий Станкевич. В Госдуму он попал от партии «Единая Россия» по федеральному избирательному округу (региональная группа 22, включающая в себя Нижегородскую, Рязанскую обл. и Республику Чувашия). Пока в этом нюансе мало кто разобрался, лоббисты «Самаратрансстроя» могут попробовать прикрываться его именем.

Люди, знакомые с ситуацией, прогнозируют, что в дальнейшем ГК «Автобан» будет постепенно расширять свое присутствие на дорожно-строительном секторе Самарской обл. Например, за счет вытеснения с крупных заказов былого фаворита в лице ООО «Самаратрансстрой». Местным «королям госзаказов» придется умерить свои аппетиты и скатиться до уровня субподрядов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.