Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (816) | 25 октября 2021г.
 

Из Китая в Европу

ГТС участвует в строительстве «шелкового пути»

Татьяна Федорова

К концу сентября 2021 г. один из самых значимых инфраструктурных проектов Самарской обл. — мостовой переход через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» -достиг 30% готовности. На данном этапе решаются конкретные технические задачи, в т.ч. связанные с системой газопроводов. Дочернее предприятие ПАО «Газпром» ООО «Газпром трансгаз Самара» (ГТС) в рамках реализации федерального проекта осуществляет реконструкцию более 16 км газопроводов и более 10 км кабелей связи. Работы ведутся опережающими темпами.

Дополнительная ответственность

Федеральный проект «Европа -Западный Китай», включенный в комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г., предполагает строительство новых объектов, в числе которых: скоростная автомагистраль Москва — Казань, транспортный обход г.о. Тольятти, ЦКАД, частная автомагистраль «Меридиан».

16 октября 2019 г. между правительством Самарской обл. и хозяйственным партнерством «Концессионная компания «Обход Тольятти» было заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации автомобильной дороги «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Будет построена трасса категории I Б протяженностью 99,3 км, а также мост через р. Волгу протяженностью 3,7 км в районе с. Климовка. По предварительным расчетам, интенсивность трафика составит 60 тыс. автомобилей в сутки. На протяжении этого участка будущей трассы построят еще 39 искусственных сооружений. Предусмотрено несколько развязок в разных уровнях. Это съезд с нынешней федеральной трассы М5 «Урал» около с. Зеленовка, пересечение с региональной дорогой Тольятти -Ягодное и выезд на автодорогу Сызрань — Ульяновск. В 2019 2020 гг. был проведен полный комплекс проектно-изыскательских работ и получены положительные заключения государственной экспертизы.

В 2019 г. начались строительно-монтажные работы. Строительство планируется завершить в 2023 г. Реализация объекта открывает не только новые возможности, но и влечет за собой дополнительную ответственность. Самарский регион в очередной раз показал, что при возведении трансконтинентальных транспортных проектов его не обойти. В 70-е годы XX в. это были великие газопроводы, соединившие Западно-Сибирские месторождения газа с потребителями в Европе. Сегодня это уже современная автомобильная транспортная магистраль столь же глобального масштаба. Опыт газовиков серьезно пригодился сегодняшним строителям транспортного обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу.

Автодорога в обход Тольятти в семи местах пересечет магистральные газопроводы, газопроводы-отводы и кабели связи, которые эксплуатирует ГТС. В местах этих пересечений необходимо соблюдать повышенные меры безопасности. Участок газопровода, который проходит под полотном дороги, должен быть «одет» в специальный защитный футляр, а трубы, проложенные в непосредственной близости от проезжей части, заменены на более прочные, чем те, что находятся на других участках трассы. В рамках реализации федерального проекта в общей сложности потребуется переложить 14 участков газопроводов.

В установленные сроки

Все работы по реконструкции газопроводов и кабельных линий связи (КЛС) входят в общий объем работ по реализации проекта «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» и осуществляются в рамках единого комплекса работ. На данный момент осуществляются работы по реконструкции газопроводов одновременно в четырех местах пересечений со строящейся автодорогой в Ставропольском и Шигонском р-нах. Завершение предусмотренных работ по реконструкции газопроводов и КЛС, эксплуатируемых ГТС, запланировано на 2022 г.

Основная особенность заключается в необходимости четкой синхронизации работ по реконструкции газопроводов с режимом транспортировки газа потребителям, особенно в условиях наступившего отопительного сезона и увеличения экспортных поставок. Перебои в газоснабжении в ГТС не допускаются. Помимо этого, работы на газопроводах не должны сдерживать общий темп строительства автодороги, срок завершения которого запланирован на 2023 г.

Прошедшим летом реконструкция газопроводов проходила на территории Ставропольского и Сызранского р-нов. Первый этап — переукладка участков трех магистральных газопроводов северной системы: Челябинск — Петровск, Уренгой -Петровск, Уренгой — Новопсков. Работы на газопроводе Уренгой -Новопсков уже выполнены, газопровод запущен в работу. Также завершены работы — переукладка трубы — на газопроводе Уренгой — Петровск. На участке протяженностью 752 м труба толщиной стенки 12,9 мм заменена на трубу толщиной стенки 17 мм, на переходе газопровода через автодорогу установлен защитный футляр.

В этом году на строительстве трассы в обход Тольятти уже завершена реконструкция четырех участков магистральных газопроводов диаметром от 720 мм до 1420 мм.

Один пояс, один путь

Деятельность ПАО «Газпром» в рамках реализации проекта «Европа — Западный Китай» переукладкой участков магистральных газопроводов не ограничится. Следует отметить, что еще в мае 2017 г. ГК «Автодор», ПАО «Газпром», China National Petroleum Corporation и China Communications Construction Company заключили меморандум о сотрудничестве по применению сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива и развитию инфраструктуры на международном транспортном маршруте «Европа — Западный Китай» (МТМ ЕЗК). Документ был подписан в Пекине на полях Международного форума «Один пояс, один путь». Стороны договорились о сотрудничестве в сфере развития инфраструктуры на международном транспортном маршруте «Европа — Западный Китай», в частности, по строительству комплексов по производству и реализации СПГ в качестве моторного топлива на МТМ ЕЗК и реализации долгосрочного стратегического сотрудничества в части развития проектов по строительству и эксплуатации автомобильных дорог. «Это сотрудничество отвечает инициативе «Один пояс, один путь», выдвинутой правительством КНР, и будет способствовать стимулированию развития чистого и «зеленого» автомобильного транспорта в районе Экономического пояса «шелкового пути», -говорится в меморандуме.

Строительство трассы в обход Тольятти с мостом через Волгу имеет большое значение для Самарской обл. Появление альтернативного маршрута позволит существенно сократить время на поездку от Москвы до Самары, а также снизить транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС. Это окажет существенное влияние на экономическое развитие Тольятти, обеспечит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность таких значимых для региона объектов, как особая экономическая зона «Тольятти», технопарк «Жигулевская долина», АО «АВТОВАЗ», а также предприятий, работающих в Самарско-Тольяттинской агломерации.