Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (816) | 25 октября 2021г.
 

Шоу одного актера

Максим Гусейнов продолжил гастрольную деятельность по публичным слушаниям

Егор Кошеров

21 октября в Тольятти прошли слушания по внесению изменений в Устав г.о. Тольятти. Ими предполагается внести ряд уточняющих изменений, обусловленных новыми положениями федерального законодательства. Слушаниям предшествовала мощная информационная кампания в соцсетях, основной смысл которой сводился к тому, что поправки носят «антинародный» характер, из-за них вырубят и застроят весь лес, всем поднимут цены на теплоснабжение и в дальнейшем запретят проводить публичные слушания. Кампания имела успех: зал был полон невзыскательной публики, поверившей своим лидерам — в частности, представителю от партии «Справедливая Россия» (СР), депутату Самарской губернской думы Максиму ГУСЕЙНОВУ (на фото).

Балаган на выезде

21 октября актовый зал администрации г.о. Тольятти был полон. По словам председательствующего — руководителя правового департамента администрации г.о. Тольятти Александра Великосельского, — на слушаниях зарегистрировались 182 человека. По факту желающие заполнили все разрешенные сидячие места и даже толпились вдоль стен и в проходах. Кое-кто из адептов «противодействия антинародным поправкам» в разгул пандемии принес в переполненный зал грудного ребенка. Собственно, это все, что нужно знать об уровне критического мышления и адекватного восприятия действительности протестующими.

Относительное спокойствие в зале продлилось очень недолго. Стихийные выступления «возмущенных» граждан начались сразу же после доклада руководителя правового управления думы г.о. Тольятти.

которая представила обзор планируемых изменений. Особенно активными в плане выступлений оказались сторонники СР и активисты Тольяттинского социально-экологического союза. Впрочем, в политтусовке Тольятти считается, что и у одной, и другой структуры один и тот же бенефициар. Обе группы активистов устроили во время публичных слушаний балаган и не давали организаторам продолжать процесс, ставя на голосование отдельные вопросы и предложения, и проводить дальнейший подсчет проголосовавших.

Ссылаясь на то, что организаторы слушаний «считают неправильно», активисты добились самостоятельного подсчета голосов и, разумеется, получили такие результаты, какие хотели. Впрочем, никаких других вариантов, кроме как недопущения принятия устава, заведенная толпа не хотела воспринимать, попросту не давая продолжать слушания.

То, что протестующие пришли либо сорвать слушания, либо вдоволь намитинговаться, можно было предположить, увидев активистов с приготовленным ватманом, маркерами и заранее распечатанными на принтере лозунгами. Иначе зачем простому горожанину, пришедшему спокойно обсудить с согражданами новации городского устава, все эти вещи?

Не поняли, но возражаем

Вносимые на публичные слушания изменения в устав носят комплексный характер и практически полностью, дословно соответствуют изменениям федерального законодательства. Новации затрагивают муниципальный контроль — в т.ч. за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения. Также предполагается расширение полномочий муниципалитета в части создания и упразднения лесничеств, установления границ городских лесов и принятия соответствующих регламентов. Порядок проведения публичных слушаний также должен быть скорректирован с учетом необходимости использования официального сайта администрации и портала «Госуслуги». Часть новаций касаются муниципальной службы, прав и обязанностей муниципальных служащих, и в первую очередь — в части ограничений для тех, кто претендует на работу в местных органах власти. Прописаны и изменения, касающиеся статуса и функционирования контрольно-счетной палаты (КСП) города. Теперь, как это предписывает федеральное законодательство, КСП должна быть выведена из структуры думы г.о. Тольятти. Ей следует стать самостоятельным муниципальным органом власти. И это требует корректировок в основной документ города.

Характерно, что ни один из высказывавшихся не смог сформулировать конкретные претензии и свои предложения. Возникло стойкое ощущение, что большая часть пришедших вообще не читали представленных изменений и готовы общаться лишь на уровне лозунгов. Выступавшие говорили о том, что они беспокоятся за судьбу городского леса. О том, что из-за принимаемых изменений в устав у них непомерно вырастет плата за услуги теплоснабжения. Как это связано с изменениями в устав, никто из выступавших связно ответить не смог. Закончились высказывания традиционными репликами в духе «чиновники разграбили город» и требованиями о вотуме недоверия. Ничего, как говорится, нового. Публичные слушания в Тольятти давно стали площадкой для самовыражения политиков, специализирующихся на формировании протеста по любому поводу.

Время политических обострений

По большому счету, когда речь идет о приведении нижестоящих законов и нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством, большого простора в самовыражении нет ни у депутатов, ни у чиновников.

В случае если предлагаемые изменения полностью согласуются с требованиями федерального закона, заставить привести устав в соответствие может прокуратура и суд -сначала через прокурорское представление, а потом — через понуждение депутатов думы в судебном порядке. Т.е. изменения в устав в любом случае появятся. Практика по этим вопросам давно наработана, а соответствующие решения выносятся буквально пачками. Опытные политики об этом отлично знают. Что же может двигать теми, кто готов собирать своих сторонников, включая грудных детей, в переполненном зале с лозунгами, ватманом и маркерами?

Особенно активными в высказываниях были представители Тольяттинского социально-экологического союза и партии СР. Единственным, кто смог сформулировать конкретные (хотя и довольно спекулятивные) заявления, оказался депутат Самарской губернской думы от СР Максим Гусейнов. Он смог, так или иначе, резюмировать пожелания лиц, устроивших балаган на публичных слушаниях. Суть требований была сведена к следующему: отказаться от внесения изменений в устав, пока не будут поставлены на кадастровый учет все городские леса и не будет разработан порядок осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения. Впрочем, убедительных доводов, почему не зависящие друг от друга процессы (к примеру, постановка лесов на кадастровый учет и закрепление в уставе прав муниципалитета создавать или упразднять лесничество) должны быть поставлены в зависимость друг от друга, так и не прозвучало. Публика, однако, встретила его спич аплодисментами. Судя по всему, ей понравилось, что хоть кто-то смог сказать что-то отличающееся от «мы не доверяем власти» и «нам непонятна формулировка».

Результат слушаний оказался предсказуем: поправки в устав одобрения не получили. Политическое шоу «Люди против власти» получило новый виток. Правда, к реальному нормотворческому процессу это не имеет никакого отношения. Впереди новый политический сезон — городские политфункционеры готовятся к принятию бюджета, новой редакции Генерального плана и некоторым другим вопросам, которые пока еще не проявились на публичном уровне. Создание точек давления на власть через «простых рассерженных людей» является традиционным инструментом реализации политических и экономических задач. Иначе как объяснить, что уже несколько лет подряд именно в IV кв. каждого года громогласная и хорошо сплоченная группа граждан вдруг вспоминает, как цинично чиновники попрали их права?