Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (772) | 26 октября 2020г.
 

Охотники за преференциями

Богданову не помешало бы проверить легитимность присутствия Мясокомбината «Лада» в реестре ТОСЭР

Илья Ширтанов

14 октября была раскрыта информация о поступлении апелляционной жалобы ООО Мясокомбинат «Лада» на решение суда первой инстанции, которым была подтверждена правомерность привлечения общества к налоговой ответственности. В ходе разбирательства всплыли неоднозначные факты деятельности Мясокомбината «Лада», учрежденного челябинскими резидентами Михаилом ПЛЕХАНОВЫМ и Виталием РЕЙХЕЛЕМ, в статусе резидента Территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» (ТОСЭР). В профильном министерстве экономического развития и инвестиций (МЭРИ) Самарской обл., возглавляемом Дмитрием БОГДАНОВЫМ, заявили, что не владеют информацией по данному прецеденту.

Очередной резидент ТОСЭР

15 сентября Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение об отказе ООО Мясокомбинат «Лада» в удовлетворении требования о признании недействительным акта Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской обл. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Делу был присвоен №А55-13117/2020. Раскрытые в мотивировочной части решения по этому делу факты достойны отдельного внимания в части исследования на предмет соответствия ООО Мясокомбинат «Лада» статусу резидента ТОСЭР.

В ходе разбирательства по арбитражному делу МА55-13117/2020 было озвучено, что налоговой службой мясокомбинату были доначислены страховые взносы в размере порядка 4 млн р., начислены пени в сумме немногим более 564 тыс. р. Также мясокомбинат был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса (НК) РФ в виде штрафа в размере без малого 817 тыс. р. В решении суда приводятся данные, поясняющие позицию инспекции ФНС. «Основанием для вынесения оспариваемого решения явились выводы налогового органа о том, что заявителем в нарушение ст. 427 НК РФ исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за 2018 г. в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми у ООО Мясокомбинат «Лада» заключены трудовые договоры до внесения сведений о заявителе в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР)», — отмечается в материалах дела №А55-13117/2020. ООО Мясокомбинат «Лада» было включено в реестр резидентов ТОСЭР 18 января 2018 г. Об этом свидетельствует отметка в судебном решении. Ранее, 26 декабря 2017 г., состоялось заседание комиссии при министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (с 2018 г. МЭРИ) по рассмотрению заявок на заключение соглашений об осуществлении деятельности в рамках ТОСЭР. На мероприятии было решено удовлетворить заявку мясокомбината путем заключения соглашения. Протокол заседания был подписан врио вице-губернатора — министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (2012-2018 гг.) Александром Кобенко.

Подгонка кадров

По информации, размещенной на странице ТОСЭР официального портала администрации г.о. Тольятти, согласно заявленному проекту ООО Мясокомбинат «Лада» обещало провести «модернизацию мясокомбината полного цикла переработки и выпуска продукции». Общая обещанная сумма инвестиций — 148,5 млн р. Кроме того, отмечалось, что компания — резидент ТОСЭР – принимает на себя обязательства по созданию 289 новых рабочих мест. Причем 115 из них — в течение первого года, о чем свидетельствует отметка в судебных документах.

Принимая во внимание информацию, отраженную в решении арбитражного суда, можно прийти к выводу, что у стокходдеров ООО Мясокомбинат «Лада» сложилось свое понимание специфики присутствия на территории опережающего социально-экономического развития, гарантирующего предоставление всевозможных льгот. В частности, суду были представлены доказательства того, что с февраля 2018 г., т.е. после наделения мясокомбината статусом резидента ТОСЭР, в компании начались массовые кадровые ротации. Изложение изменений, производившихся в штатном расписании ООО Мясокомбинат «Лада», занимает в деле две страницы.

Судя по всему, методом пертурбации персонала, с увольнением и приемом на работу, сокращением и введением новых штатных единиц, руководство предприятия подгоняло кадровые показатели под требования, согласованные комиссией при МЭРИ, на которой председательствовал Кобенко. «Вместе с тем уполномоченным законом №473-Ф3 (ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» №473 от 29 декабря 2014 г. –Прим. ред.) органом (комиссия при МЭРИТ. – Прим. ред.) должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование», — такие комментарии приводятся в судебном решении по делу №А55-13117/2020.

Также суд, ссылаясь на нормы действующего законодательства, делает вывод: «Трудовые обязанности физического лица, занятого на новом рабочем месте, должны быть непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в т.ч. с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности».

Тень Кобенко

Далее идет пояснение, что со стороны ООО Мясокомбинат «Лада» не представлены доказательства «выполнения спорными работниками трудовых обязанностей исключительно в рамках исполнения соглашения об осуществлении деятельности участника ТОСЭР, а также доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест».

Помимо этого суд удостоверился в отсутствии доказательств отнесения спорных рабочих мест в количестве 107 ед. «к вновь созданным рабочим местам, в связи с чем ООО Мясокомбинат «Лада», в нарушение ст. 427 НК РФ, неправомерно применило пониженные тарифы в отношении 107 рабочих мест, которые были созданы заявителем до включения в реестр резидента ТОСЭР 18 января 2018 г.».

В дело МА55-13117/2020 попала немаловажная информация о нюансах реализации проекта в части модернизации производственных мощностей ООО Мясокомбинат «Лада». В суде выяснилось, что мясокомбинат не опроверг «факт введения основного приобретенного оборудования в эксплуатацию в 2016 2017 гг., до перехода на новый этап производства в рамках реализации проекта по модернизации мясокомбината полного цикла переработки и выпуска продукции в связи с планируемым вступлением в ТОСЭР «Тольятти», и что на момент вступления организации в ТОСЭР «Тольятти» у организации уже шел процесс производства».

«Из материалов дела следует, что все технологические процессы, связанные с использованием данного оборудования, осуществлялись начиная с 2016-2017 гг., что подтверждает выводы Инспекции о том, сотрудники, занятые на спорных рабочих местах, осуществляли свои трудовые функции на установленном оборудовании в 2016-2017 гг. и продолжили осуществлять те же функции в 2018 г.», — резюмируется в судебном решении.

Из вышесказанного несложно прийти к выводу, что проект ООО Мясокомбинат «Лада» больше похож на фикцию, задуманную и реализованную, скорее всего, с целью получения предприятием необоснованных налоговых и иных льгот в рамках ТОСЭР. Возможно, могли иметься некие неофициальные договоренности с министром Кобенко. Иначе чем можно было бы объяснить явную заинтересованности чиновников всех уровней (в т.ч. и муниципального) в статистике роста количества резидентов ТОСЭР? В данную версию можно поверить, приминая во внимание активность ООО Мясокомбинат «Лада» в 2018 г. в кадровой политике. Однако в августе 2018 г. Кобенко покинул правительство Самарской обл., и с тем, похоже, ООО Мясокомбинат «Лада» лишилось лоббиста.

Сегодняшнее руководство МЭРИ, судя по всему, может либо намеренно не замечать происходящее, либо в действительности не способно контролировать ситуацию. Из ответа, поступившего 6 октября 2020 г. на электронную почту Областного аналитического еженедельника «Хронограф» с электронного адреса пресс-секретаря МЭРИ Дмитрия Кротова, следует: «Министерство не обладает информацией о судебных разбирательствах между ООО «Мясокомбинат «Лада» и налоговой службой».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.