Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (772) | 26 октября 2020г.
 

Закрытый клуб

В Самаре главы внутригородских районов остались на своих местах

Андрей Неретин

22 октября завершилась формальная процедура по назначению глав администраций внутригородских районов г.о. Самара. Все действующие главы остались на своих местах. Широкая общественность в очередной раз убедилась в том, что реформа местного самоуправления им. губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая МЕРКУШКИНА затевалась совсем не для того, чтобы «власть была ближе к народу». Просто теперь в полном своем уродстве вернулось номенклатурное советское прошлое. Аппарат превратился в закрытый клуб, куда простым гражданам вход воспрещен.

22 октября завершились процедуры по переназначению глав администраций во всех девяти внутригородских р-нов г.о. Самара. Аппаратные решения были замаскированы голосованием местных райсоветов. Заседания райсоветов — необходимая формальность, которая предусмотрена действующим региональным законодательством.

Все главы администраций внутригородских р-нов остались на своих местах. Главой Железнодорожного р-на был назначен Вадим Тюнин, Советского – Вадим Бородин, Промышленного – Андрей Семенов, Ленинского – Елена Бондаренко, Самарского – Роман Радюков, Куйбышевского – Андрей Коробков, Красноглинского – Вячеслав Коновалов, Кировского – Игорь Рудаков, Октябрьского – Александр Кузнецов. Следует напомнить, что дольше всех в кресле главы р-на сидит Игорь Рудаков. Пост «дистрикт-менеджера» Кировского р-на он занимает с 2015 г. Вадим Бородин возглавляет Советский р-н с 2017 г. Вадим Тюнин, Елена Бондаренко, Роман Радюков, Вячеслав Коновалов и Александр Кузнецов руководят р-нами с 2018 г. Позже всех на пост главы администрации р-на заступил Андрей Семенов. Он занял свою должность в 2019 г.

Прошедшие события показывают, что во внутригородских районах г.о. Самара в реальности нет никакого местного «самоуправления» (МСУ). Его никогда и не было. На определенном историческом этапе в Самаре была выборная должность главы города.

Глава города в свою очередь формировал управленческий аппарат администрации, структурное деление которой предполагало наличие районных администраций со своими главами. Главы районных администраций всегда назначались одним росчерком пера главы города. В принципе, ничего предосудительного в этом нет. Глава в процессе формирования своей команды подбирал на ответственные посты тех, с кем он намерен был работать. Население против такой системы не выступало, никто не требовал проводить выборы или конкурсы глав городских р-нов.

Однако Николай Меркушкин, ворвавшись в политическую жизнь города, переформатировал административную систему на свой вкус.

Меркушкин, будучи человеком старой закалки, привык к советской административной модели. А в советскую эпоху в каждом городском районе был свой совет народных депутатов и свой исполком. Поэтому реформа МСУ, которая была запущена в 2015 г., на выходе родила некую пародию на советскую модель управления. В политический обиход даже вернулось слово «советы». Административные районы были преобразованы в муниципалитеты со своими органами представительной и исполнительной власти. Изюминкой стали «конкурсные процедуры», пришедшие на смену административным решениям по назначению глав местных администраций. На бумаге реформа МСУ выглядела как демократизация политических процессов. Самарцам подкинули утку, что якобы любой желающий может попытать счастья стать (а то и просто занять вожделенный пост) главой администрации города или хотя бы района.

Однако в действительности новая система МСУ была призвана не «демократизировать» МСУ, а провести демаркационную линию между населением города и т.н. «аппаратом».

Сегодня райсоветы выглядят рудиментом из советского прошлого. Как во времена генерального секретаря ЦК КПСС, председателя президиума верховного совета СССР Леонида Брежнева работа депутатов на общественных началах в райсоветах вновь возродилась в виде своего рода «барщины». Несут эту повинность (естественно, с гордо поднятой головой) «новые крепостные» — работники бюджетных организаций.

Широкая общественность уже убедилась в том, что управленческий аппарат живет своей жизнью, а «конкурсы» и «выборы глав» — всего лишь имитация «народного волеизъявления». Попасть в управленческий аппарат постороннему лицу невозможно, что и показали очередные «конкурсы». Чиновники сами себя переизбирают и переназначают. Такие «конкурсы» и «выборы глав» наглядно показывают гражданам, что власть даже на самом нижнем уровне — это закрытый клуб самосформировавшейся номенклатуры, у которой забота только одна — никого в этот клуб не пускать.

Правда, есть у этого «рая» советов один небольшой дефект. Отсутствие конкуренции, естественного отбора ведет к системному застою. А то и к деградации. Лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Хайек любил описывать механизм этого процесса. Когда вышестоящий чиновник имеет возможность назначать чиновников на нижестоящие должности, то он использует эту возможность с единственной целью. Цель эта — окружить себя посредственностями, которые ни при каких обстоятельствах не смогут составить ему конкуренцию. Точнее, не смогут «подсидеть». Ну а в советской действительности именно по причине такой «кадровой политики» члены всевозможных уровней «политбюро» неизбежно превращаются в героев анекдотов.