Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (761) | 6 июля 2020г.
 

Росгосцирк следующий?

Владимир Шемякин рискует повторить «успех» режиссера Серебренникова

Егор Кошеров

26 июня был оглашен приговор в отношении режиссера Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА и трех его союзников по т.н. делу «Седьмой студии». Наказанием стали условные сроки, а также обязанность возместить ущерб Министерству культуры РФ в размере почти 129 млн р. Задуматься о вольном расходовании бюджетных средств, видимо, пора и генеральному директору ФКП «Российская государственная цирковая компания» (РГЦ) Владимиру ШЕМЯКИНУ (на фото): прокуратура подозревает его в нарушении условий предоставления субсидий. Весьма странно, что желание детально проверить, как Шемякин распоряжается выделенными деньгами и цирковым имуществом, пока не демонстрирует тревожно терпеливое Минкультуры РФ во главе с Ольгой ЛЮБИМОВОЙ.

Приговором Мещанского райсуда г. Москвы Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский и Юрий Итин признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Действия четвертого фигуранта по делу АНО «Седьмая студия» Софьи Апфельбаум переквалифицированы, она признана виновной по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность).

Проявив гуманность, суд назначил Серебренникову, Малобродскому и Итину наказания в виде лишения свободы на сроки от 2 до 3 лет условно со штрафами в размере нескольких сотен тысяч рублей. Апфельбаум тоже оштрафовали, но освободили от уплаты за истечением сроков давности. Зато трое осужденных мужчин обязаны солидарно возместить министерству еще без малого 129 млн р. материального ущерба. На столько, по мнению суда, могло быть завышено в 2011-2014 гг. бюджетное финансирование проекта «Платформа», реализацией которого занималась «Седьмая студия» (https:// www.mos-gorsud.ru/rs/ meshchanskij/ news/ oglashen- prigovor- v-otnoshenii- kirilla- serebrennikova- sofi- apfelbaum- alekseya- malobrodskogo- i-yuriya- itina). Доходы «Седьмой студии» меркнут на фоне бюджетных субсидий в размере 1,4 млрд р., полученных в 2019 г. РГЦ под руководством Владимира Шемякина. Из них около 785 млн р. предусматривалось на капитальный и текущий ремонты зданий филиалов РГЦ в регионах и на пожарную безопасность.

Однако на деле все обстоит совершенно иначе. 27 декабря 2019 г. между РГЦ и Минкультуры РФ в лице на тот момент замминистра Павла Степанова было заключено допсоглашение к соглашению №054-11-2019-008 от 30 мая 2019 г. о предоставлении в 2019 г. из федерального бюджета субсидии РГЦ. В соответствии с документом те денежные средства, которые не были освоены на целевые направления (капитальный ремонт, подготовку и обеспечение мер противопожарной безопасности, творческую программу по созданию новых цирковых программ, текущий ремонт объектов), перенесены на направление «возмещение произведенных затрат при оказании услуг, выполненных работ, поставке товара». После чего их перевели с казначейского счета на расчетный счет РГЦ в ПАО «Сбербанк России». Объем денежных средств, вышедших из-под контроля Минкультуры РФ и федерального казначейства и поступивших в, по сути, свободное распоряжение руководителя РГЦ, составил почти 500 млн р. Это не единственный прецедент.

В апреле т. г. Мещанская межрайонная прокуратура г. Москвы возбудила в отношении Шемякина дело по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (нарушение условий предоставления субсидий) по причине недостижения ключевых показателей. Дошло ли до вступления в силу решения суда о привлечении гендиректора к административной ответственности, в настоящий момент уточняется. Позиция Минкульта РФ по данному вопросу, как сообщает собеседник Областного аналитического еженедельника «Хронограф» со ссылкой на пресс-службу министерства, пока осторожная. «По итогам 2019 г. некоторые показатели результативности не были достигнуты в связи со сменой руководства ФКП «Росгосцирк» и необходимостью внедрения новых направлений деятельности предприятия», — уклончиво поясняют там.

Не исключено, что в минкульте, а точнее в курирующем РГЦ департаменте господдержки искусства и народного творчества (ДПИНТ), еще не отошли от шока, связанного с дисквалификацией Шемякина 25 мая мировым судом Ленинского р-на г. Самары. Дисквалификация случилась из-за невыполнения гендиректором РГЦ представлений прокуратуры об устранении нарушений порядка распоряжения цирковым имуществом (см. «Хронограф» №20 (756) от 01.06.20). Всего в отношении Шемякина по разным регионам страны вынесено порядка трех десятков подобных представлений. Так что драконовские меры напрашивались давно. Тем подозрительнее выглядит, с какой легкостью экстренно посетившему Самару 22 июня цирковому начальнику удалось отменить решение о дисквалификации. В этот день Ленинский райсуд в лице приобретшей скандальную известность по итогам рассмотрения ряда уголовных дел судьи Ольги Гороховик фактически усадил Шемякина в выбитое из-под него кресло (дело №12-422/2020). По некоторым данным, в качестве мотивации могли выступить вытащенные будто из цилиндра фокусника 3 млн р., а обещание Шемякина властям региона ускорить реконструкцию Самарского госцирка.

Если местные чиновники спустя время вправе лишь констатировать отсутствие каких-либо улучшений в Самарском филиале РГЦ, то толерантность федерального минкульта к обращению Шемякина с бюджетом вызывает самые серьезные опасения. Например, руководитель ДПИНТ Оксана Косарева, опираясь на запросы от СМИ и прокурорские акты, имеет рычаги для глубокого анализа ситуации с мутным расходованием субсидий РГЦ и арендой мимо кассы в его филиалах (см. «Хронограф» №13 (749) от 13.04.20). Однако Косарева, судя по всему, пока больше склонна пассивно доверять пространным сведениям, которыми, скорее всего, ее в ответ на интерес надзорных органов и общественности кормит Шемякин. Аналогии восходят к истории укрывательства деяний «Седьмой студии». Предшественником Косаревой в ДПИНТ (2008-2014 гг.) была как раз Софья Апфельбаум. Курируя проект «Платформа», она будто не замечала перерасходов на детище Серебренникова (https: //iz. ru/ 663571 /marina- ivanova- denis- sutyka- nikolai- kornatckii/ sofia- apfelbaum- i-platforma- predystoriia- sobytii).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.