Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (756) | 1 июня 2020г.
 

Электрички Петрихина

Позволяли пользоваться «двояким толкованием устава» АО «Самарская ППК»

Андрей Неретин

Генеральный директор АО «Самарская пригородная пассажирская компания» (АО «Самарская ППК», пригородные электрички) Олег ПЕТРИХИН (на фото) озвучил Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» свою позицию по замечаниям Счетной палаты Самарской обл. (СПСО). Отдельные нарушения он объяснил возможностью «двоякого толкования положений устава» АО «Самарская ППК». Речь идет о размещении почти 430 млн бюджетных рублей на банковских депозитах. При этом информацию о процентах, полученных АО «Самарская ППК» от размещения бюджетных средств на депозитных счетах, Петрихин назвал «коммерческой тайной».

Меркушкинские кадры

Объектом проверки СПСО был период работы АО «Самарская ППК» за 2017-2018 гг. и I кв. 2019 г. Олег Петрихин возглавляет АО «Самарская ППК» с 30 июня 2014 г. 51% акций АО «Самарская ППК» принадлежит правительству Самарской обл.. остальные 49% закреплены за АО «Российские железные дороги» (АО «РЖД»). АО «Самарская ППК» занимается организацией перевозок пригородными электропоездами в Самарской обл. Со стороны правительства Самарской обл. деятельность АО «Самарская ППК» курирует министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., которое с 2012 г. возглавляет Иван Пивкин, ставленник предыдущего губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина.

В отчете СПСО говорится о низкой эффективности мер по оптимизации затрат и увеличению доходов, принимаемых в АО «Самарская ППК» при Петрихине. Результатом финансово-хозяйственной деятельности АО «Самарская ППК» в 2017 г. стал убыток в сумме 48,8 млн р., убыток 2018 г. почти 5 млн р., по итогам I кв. 2019 г. убыток достиг 65,6 млн. р. При этом ежегодный оборот компании в эти годы составлял примерно 462-466 млн р.

«В условиях отрицательных значений чистых активов, наличии непогашенной кредиторской задолженности перед поставщиками, бюджетные средства в сумме 429,4 млн р. размещались на депозитных счетах в коммерческих банках.

Досрочное погашение реструктуризированной задолженности перед ОАО «РЖД» при наличии свободных денежных средств АО «Самарская ППК» не осуществлялось. Средства резервного фонда на покрытие убытков не направлялись, вопрос об использовании средств резервного фонда на рассмотрение совета директоров АО «Самарская ППК» с 2011 г. не выносился. Ревизионная комиссия АО «Самарская ППК» контроль над формированием и использованием резервного фонда с 2011 г. не осуществляла», — сказано в отчете СПСО. По сути, размер бюджетных средств, полученных компанией, оказался сопоставим с ее годовым оборотом.

Сотни бюджетных миллионов

В ответе на запрос от ОАЕ «Хронограф» по поводу размещения бюджетных 429,4 млн р. на депозитах коммерческих банков генеральный директор АО «Самарская ППК» Олег Петрихин пояснил, что компания продержала их там совсем недолго. «Приведенная Счетной палатой Самарской обл. сумма денежных средств 429,4 млн р. представляет собой сумму полученных обществом субсидий на возмещение недополученных доходов за 2017 и 2018 гг. (а не бюджетных инвестиций) и размещалась Обществом на депозитных счетах на срок не более месяца под платежи общества отдельными траншами по мере их поступления. Доход от размещения указанных средств в полном объеме направлялся на погашение текущей задолженности перед ОАО «РЖД» в виде арендной платы по договору аренды подвижного состава за текущий (отчетный) год по графикам платежей, согласованным с двух сторон. Информация о процентах, полученных АО «Самарская ППК» от размещения средств на депозитных счетах, является коммерческой тайной», — отмахнулся Петрихин.

В отчете СПСО было отмечено, что бюджетные средства на депозитах размещались без согласования с советом директоров компании. «В нарушение Устава АО «Самарская ППК» на рассмотрение совета директоров в 2017-2018 гг. не выносился вопрос о предварительном одобрении решений о заключении 47 сделок по передаче денежных средств, в т. ч. полученных в виде субсидий из областного бюджета, на депозит в сумме от 15 млн р. до 167 млн р., и подпадающих под одобрение», — заключили аудиторы СПСО.

Олег Петрихин с ними не согласился: «Размещение средств на депозитах Обществом не требовало одобрения советом директоров, поскольку отчуждения по договорам банковского счета не происходило, а следовательно, требования Федерального закона «Об акционерных обществах» в части обязательности одобрения данных сделок органами управления не применяются. Замечания Счетной палаты Самарской обл. о совершении указанных сделок без одобрения совета директоров основаны на положениях устава Общества, имеющих двоякое толкование. Следует отметить, что общим собранием акционеров Общества, состоявшимся 17 декабря 2019 г., двоякое толкование положений устава исключено».

Во всем виноват устав

Выходит, что т.н. «двоякое толкование положений устава» позволяло руководству АО «Самарская ППК» без оглядки на акционеров прокручивать суммы до полумиллиарда бюджетных рублей и показывать при этом по итогам отчетных периодов существенные убытки. Представителей акционеров, полностью подконтрольных государству, такое положение дел почему-то устраивало вплоть до 17 декабря 2019 г. Такое можно представить только в случае, если все, кто мог влиять на АО «Самарская ППК» от лица акционеров, имели личную выгоду от возможности «двоякого толкования положений устава». Не исключено, что получал свое и Олег Петрихин.

По мнению аудиторов, он необоснованно получил премию в размере 800 тыс. р. В отчете сказано: «В нарушение Положения о мотивации труда необоснованно начислена и выплачена премия генеральному директору по итогам работы за 2017 г. в сумме 0,8 млн р.». Любопытно, что в 2017 г. АО «Самарская ППК» сработала в убыток, но руководитель получил премию. Однако Олег Петрихин и тут смог найти оправдание: «Премия генеральному директору выплачена на основании решения совета директоров Общества на основании Положения о мотивации труда генерального директора АО «Самарская ППК», утвержденного в обществе. Выплаченная премия с формулировкой «годовая» фактически является премией, выплаченной единоразово за I, II и III кв. 2017 г. При установлении вида премии «годовая» была допущена техническая ошибка, вместе с тем указанная неточность не повлияла на размер премии генерального директора за соответствующие кварталы 2017 г.». «Необходимо отметить, что по итогам 2017 г. генеральному директору никаких других премий, в т.ч. премии за год, выплачено не было», — прибеднился Петрихин в своем ответе на запрос от ОАЕ «Хронограф».

Комментарии

Олег ПЕТРИХИН, генеральный директор АО «Самарская ППК»

- Вопрос о выплате премий и вознаграждений генеральному директору Общества относится к компетенции совета директоров в соответствии с Уставом Общества. Выплата премий генеральному директору Общества осуществляется исключительно на основании решений совета директоров Общества.