Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (755) | 25 мая 2020г.
 

«Транснефть» выручает

При плохой погоде партнеры госкомпании могут рассчитывать на дополнительное финансирование

Георгий Кизельгур

В мае дочерняя компания ПАО «АК «Транснефть» — ООО «Транснефть-Балтика» (ТБ) — санкционировала финансирование дополнительных объемов работ на объекте магистрального нефтепровода (МН) «Ярославль-Кириши-1». С соответствующей инициативой выступил самарский подрядчик ТБ в лице ООО «НефтеГазСервис» (НГС). НГС при прокладке нефтепроводов столкнулся с высокой заболоченностью территории из-за аномально теплой зимы. Благодаря слаженным действиям сторон помощь от заказчика подоспела вовремя.

Участок Быково-Кириши МН «Ярославль-Кириши-1» проходит по заболоченной местности на севере Новгородской обл. В подобных условиях скорость проходки при укладке трубы зачастую в 3 раза меньше скорости проходки при ведении аналогичных работ на территории степей и лесостепей Поволжья. Стоимость работ во многом зависит от погоды: дожди или половодье создают проходчикам ощутимые трудности.

В методических указаниях «Транснефти» по этому поводу сообщается, что наличие насыщенного водой торфяного слоя мощностью около 0,5 м уже влечет повышение трудоемкости работ, поскольку требует применения специальной техники, способной работать на обводненных участках, или особой подготовки трассы трубопровода. «Если позволяют климатические условия, то прокладку траншеи под трубопровод рекомендуется проводить в зимнее время, когда создаются условия для движения по поверхности болота разнообразной техники», — поясняется в методичке.

Проходка через заболоченную местность
Проходка через заболоченную местность

Однако зима 2019-2020 гг. выдалась аномально теплой. Поэтому, когда подрядчик ТБ приступил к замене участков МН, техника буквально начала увязать в грязи (на фото). Пришлось созывать комиссию с привлечением сотрудников заказчика. Комиссия оперативно обследовала полосу отвода под строительство проектируемого трубопровода и пришла к выводу, что в связи с высокой заболоченностью и обводненностью некоторых участков проезд строительной техники подрядной организации и проведение строительно-монтажных работ на этих участках представляется невозможным.

Далее, как рассказал генеральный директор НГС Евгений Пикалов, взаимодействие заказчика и подрядчика проходило согласно установленному регламенту. С учетом сложившейся ситуации были составлены акты о необходимости выполнения дополнительных работ (форма КОР-01), ведомости дополнительных объемов работ (форма КОР-02). После обсчета требуемых трудозатрат, в т. ч. затрат на привлечение дополнительных человеческих ресурсов, сметы были направлены заказчику.

Технический совет ТБ, изучив сметы, в свою очередь переслал их в проектный институт. Положительное заключение проектного института позволило утвердить предложенные подрядчиком на основании действующих нормативов цены по каждому из объемов дополнительных работ, включая стоимость применяемых материалов.

По словам Пикалова, НГС впервые столкнулся с зимним паводком такой силы. К примеру, вместо предусмотренного первоначальным проектом обводненного участка длиной 700 м его реальная длина достигала 9 км. Отсюда возникла необходимость прокладки новых лежневых дорог для движения спецгехники (грейдеров, экскаваторов, трубоукладчиков), создания насыпи из минерального грунта поверх торфяных масс и песчаных свай для поддержки трубопровода. Несмотря на существенно возросшие расходы, подрядчику удалось уместить их меньше чем в 30% от стоимости контракта. Этот процент обычно закладывается в резерв на случай, если без дополнительных работ не обойтись. Евгений Пикалов подчеркнул важность того, что ТБ не стало останавливать работы на фоне разгулявшихся сил природы и пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. «Да, нам пришлось взаимодействовать по большей части дистанционно, но все коллеги были постоянно на связи, документооборот велся без перебоев, ответственные лица работали четко, находясь на своих местах. Задержки если и случались, то в разумных пределах. А главное, что благодаря слаженности заказчика и подрядчика дополнительное финансирование подоспело вовремя», — резюмировал он.