Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (755) | 25 мая 2020г.
 

В условиях недозагрузки

В Роснефти не стали опровергать ситуацию с ограничением на самарских НПЗ

Георгий Кизельгур

21 апреля совет директоров ПАО «НК «Роснефть» (главный исполнительный директор, председатель правления, заместитель председателя совета директоров Игорь СЕЧИН) рекомендовал выплатить рекордные дивиденды за 2019 г. в размере 354,1 млрд р. Это заявление сделано на фоне новой сделки ОПЕК+ и как следствие — кризисной ситуации с нефтедобычей и производством нефтепродуктов в России и мире. Она может отразиться на работе предприятий самарского куста Роснефти.

23 апреля пресс-центр Роснефти озвучил следующую информацию: «Совет директоров предварительно утвердил годовой отчет Компании за 2019 г. и рекомендовал годовому общему собранию акционеров принять решение о выплате дивидендов в размере 18,07 р. на одну обыкновенную акцию Общества, что позволит направить на дивиденды 50% чистой прибыли Общества по стандартам МСФО, относящейся к акционерам ПАО «НК «Роснефть» (с учетом выплаты дивидендов по итогам I полугодия 2019 г.). Учитывая выплаты дивидендов по итогам I полугодия 2019 г. в размере 15,34 р. на акцию, суммарный дивиденд на акцию за 2019 г. составит 33,41 р. Таким образом, общая сумма дивидендов за 2019 г. составит 354,1 млрд p. Годовое собрание акционеров Роснефти должно состояться в форме заочного голосования 2 июня 2020 г.

Заявление о дивидендах сделано на фоне новой сделки ОПЕК+, общей ситуации с нефтедобычей и производством нефтепродуктов в России и мире. Причем игроками рынка сделка оценивается по-разному.

14 апреля новостной портал Информационного холдинга (ИХ) «РБК» сообщал: «Сравнение с «тяжелым и унизительным» Брестским миром некорректно, заявил глава «Газпром нефти» Александр Дюков в интервью «Коммерсанту». Он не согласился с той оценкой, которую соглашению ранее дал вице-президент и совладелец Лукойла Леонид Федун в интервью РБК. «Соглашение нужно, причем нужно всем производителям, и в нем нет ничего унизительного», — полагает Дюков. Он пояснил, что доля физического сокращения добычи, которое приходится на Россию в новом соглашении ОПЕК+, на первом этапе составит около 18%. Это, по его словам, соответствует той квоте, которая была у Москвы в предыдущем соглашении, заключенном в 2016 г.».

В том же сообщении ИХ «РБК» отмечалось: «Предыдущее соглашение, заключенное в 2016 г., оказалось разорвано в начале марта 2020 г. Участники соглашения не смогли договориться об условиях продления международного соглашения по ограничению добычи нефти. О выгоде от выхода России из сделки заявляла Роснефть, пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев называл ее «лишенной смысла» и выгодной для американских производителей сланцевой нефти. Глава компании Игорь Сечин 20 марта подтвердил, что считает возможным возврат к прежним нефтяным котировкам после ухода с рынка американских компаний».

7 апреля ИА ТАСС сообщило: «Российская нефтепереработка может последовать примеру европейских НПЗ и сократить загрузку установок,

т. к. рентабельность большинства НПЗ в РФ уже сегодня находится около нуля и некоторые из них несут убытки». Консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов считает: «В апреле снижение загрузки вряд ли будет обвальным, а в мае-июне уровень производства будет определяться исходя из темпов восстановления спроса и заполненности хранилищ».

Именно этот процесс может сейчас иметь место в Самарской обл. Официальные запросы Областного аналитического еженедельника «Хронограф», касающиеся возможных приостановок работы установок, вырабатывающих бензин и дизельное топливо, объема падения спроса, возможного высвобождения персонала, были направлены в адрес генеральных директоров АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» Сергея Чепурнова, АО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» Роберта Хусаинова, АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» Игоря Кулакова, а также в головной офис Роснефти. К моменту сдачи материала в номер информация о приостановках не была подтверждена, но и не была опровергнута.

Сейчас есть довольно распространенное мнение о том, что спрос на топливо еще какое-то время будет падать. Оно основано на предположении о продлении или даже расширении ограничительных мер для граждан в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В этом случае недозагрузка производств может стать действительно серьезной. Со всеми вытекающими последствиями.