Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (745) | 16 марта 2020г.
 

Двойную выгоду

Принесет Самарской области законопроект от Субботина

Татьяна Федорова

12 марта на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) сразу в двух чтениях было одобрено изменение в ст. 4 Закона Самарской обл. №86-ГД от 6 ноября 2002 г. «О транспортном налоге на территории Самарской обл.». Изменения предусматривают льготы по транспортному налогу для владельцев автомобилей, работающих на природном газе. Инициатором законопроекта стал депутат СГД, генеральный директор дочерней компании ПАО «Газпром» — ООО «Газпром трансгаз Самара» (ГТС) Владимир СУББОТИН (на фото). Выпадающие доходы от этих налоговых льгот несущественны по сравнению с ценой проблемы снижения выбросов в атмосферу.

Увеличение использования газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием рынка предусмотрено «Энергетической стратегией России на период до 2030 г.» (далее Стратегия), которая была утверждена распоряжением правительства РФ №1715-р от 13 ноября 2009 г. Причем в качестве одного из наиболее приоритетных направлений. В соответствии с этой Стратегией ПАО «Газпром» ведет активную и системную работу по расширению рынка газомоторного топлива в России. В 2012 г. для содействия развитию газомоторного рынка была создана специализированная компания ООО «Газпром газомоторное топливо».

До настоящего времени использование альтернативных видов моторного топлива в Самарской обл. все еще остается незначительным. Хотя в инфраструктурном плане сделано уже немало. Представляя законопроект в СГД, Владимир Субботин отметил, что на данный момент автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) загружены лишь на 22%.

Газ стоит всего 15 р. за литр. Но до сих пор значительная часть владельцев транспортных средств по ряду причин не спешат переходить на газ. И это при том, что затраты на топливо могут достигать более 30% в себестоимости продукции. В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для организаций имеет важное социально-экономическое значение. Требуются стимулирующие меры. В Газпроме это понимают.

Законодательная инициатива, разработанная Владимиром Субботиным, предусматривает введение этих мер. Обновленный закон №86-ГД будет предусматривать следующий порядок применения налоговых льгот: «В отношении транспортных средств, если они используют в качестве дополнительного моторного топлива природный газ, в виде уплаты транспортного налога по ставке, равной одной второй базовой ставки этого налога.

В отношении транспортных средств, если они используют в качестве единственного моторного топлива природный газ, -в виде освобождения от уплаты транспортного налога».

Изменения направлены на стимулирование приобретения пассажирских автотранспортных средств и техники для жилищно-коммунального хозяйства, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Кроме того, за использование транспорта на газе муниципальным предприятиям будут компенсироваться расходы до 99%. Все это позволит увеличить количество автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Соответственно, улучшить экологическую составляющую. «На примере 23 субъектов РФ, в которых такие льготы установлены, можно сделать вывод о том, что выпадающие доходы от налоговых льгот несущественны по сравнению с объемом дорожных фондов данных регионов, влекут сокращение эксплуатационных расходов и снижение выбросов автотранспортными средствами загрязняющих веществ в атмосферу. В настоящее время аналогичные проекты региональных законов подготавливаются к принятию еще в четырех субъектах РФ», -прозвучало в докладе по данному законопроекту.

После выступления Владимира Субботина депутат СГД Николай Ренц предложил перевести все медицинские учреждения и машины скорой помощи на газ. Далее председатель комитета СГД по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Габибулла Хасаев отметил, что документ имеет важное социальное значение. На этом основании председатель комитета СГД по транспорту, автомобильным дорогам и информационным технологиям Андрей Мурзов предложил принять законопроект сразу в двух чтениях. При этом Хасаев пояснил: «При обсуждении мы проводили консультации с прокуратурой и налоговой инспекций и получили одобрение». Закон был принят единогласно в двух чтениях.

В целях увеличения уровня использования природного газа в Самарской обл. постановлением правительства Самарской обл. №568 от 12 сентября 2014 г. была утверждена государственная программа Самарской обл. «Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской обл.» на 2014-2020 гг.». Именно эту программу призван развивать принятый закон.

Целью программы является повышение энергетической эффективности экономики Самарской обл., а задачами — модернизация материально-технической базы парка транспортных средств на территории Самарской обл. и развитие газозаправочной инфраструктуры. В мотивирующей части программы отмечено, что использование природного газа в качестве автомобильного топлива ведет к значительному снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. По словам Владимира Субботина, выбросы от автомобилей, которые работают на бензине, многократно превышают выбросы от машин на газе. В итоге предложенный законопроект позволит получить двойную выгоду: автовладельцы сэкономят на транспортном налоге и расходах на топливо, а Самарская обл. получит более здоровую экологию.

Еще одна проблема, которую уже в этом году начали решать, — это расширение существующей в Самарской обл. сети газовых заправочных станций. Пока она невелика. В области насчитывается 5 АГНКС, 1 МАЗС, 2 ПАГЗ и 2 мобильных модуля газовых заправок, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Самара». В этом году планируется построить шесть новых заправок, семь в 2021 г., три в 2022 г. и две в 2023 г. Это станет дополнительным стимулирующим фактором для автовладельцев.

Комментарии

Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара»

- Развитие использования газомоторного топлива — это некоммерческий проект ПАО «Газпром». Мы действуем в рамках правительственной программы, принятой еще в 2009 г. Хочу сказать, что существуют и частные газозаправочные станции, например, в Ульяновске таких две. Энергетическая стратегия развития России определяет увеличение использования природного газа в качестве моторного топлива в соответствии с развитием всего рынка. Природный газ является очень перспективным топливом. Его использование приводит к значительному уменьшению количества вредных выбросов в атмосферу. Напомню, что Самара является одним из лидеров РФ по экологической нагрузке. По этому показателю мы «конкурируем» с Санкт-Петербургом и Москвой. Надеюсь, что после принятия закона количество автомобилей на газе увеличится, а значит, сохранится экология. Кроме того, данные меры должны привести к увеличению количества автомобилей, работающих на газе, и, как следствие, к росту количества новых газозаправочных станций. Напомню, что АВТОВАЗ выпускает автомобили, работающие на газе.